Новгородская
церковь.
Христианство
началось въ Новгороде въ следъ за утверждениемъ его въ Киеве; но утвердилось
оно у Новгородцовъ не прежде ХII столетия. Новгородцы первоначально
оказали нерасположение къ перемене своей старой веры, которая выросла у нихъ
вместе съ обществомъ; и по всему вероятно сначала въ Новгороде была крещена
только княжеская дружина и лишь немногие изъ княжескихъ приверженцевъ. Еще
черезъ 83 года по принятии св. крещения Владимиромъ, въ Новгороде при появлении
одного волхва весь народъ на вопросъ князя: — „кто хочеть стоять за крестъ Христовъ и кто
за прежнюю веру?», сталъ на сторону старой веры, и защитниками
креста оказались только князь и его дружина. Самое духовенство христ1анской
церкви въ Новгороде состояло изъ пришельцевъ: Корсунянъ, Грековъ, Болгаръ и
несколькихъ Киевлянъ; первый епископъ Новгородский Iоакимъ. Беляев И.Д. Рассказы из
русской истории. История Новгорода великаго.
«Наши патриархи и митрополиты имели в древния
времена слишком богатыя имущества!».
1651г. Къ этому присоединялись еще злоупотребления. Въ Новгороде,
напримеръ, прихожане открыто торговали Церковными местами и со всякаго, кто
желалъ поступить на место священника, дiакона, дьячка, пономаря,
даже просвирни, требовали денегъ; за священническия места брали по пятнадцати,
двадцати и тридцати рублей, и избирали техъ, кто давалъ больше, а не техъ, кто
быль грамотнее и достойнее по жизни. Присылалъ ли самъ владыка къ какой-либо
церкви священника, гораздаго грамоте и благочестиваго, прихожане не принимали
его, если онъ не давалъ большихъ имъ денегъ. Беляев И.Д. Рассказы из русской истории. История Новгорода
великаго.
Если многие православные явно
противились церковной власти, презирали пастырское учение, если многие миряне
ни во что не ставили священников, но и епископов и митрополитов, то
неудивительно, что возник особый раскол безпоповщинский, который совершенно
отверг церковную иерархию».
В.Шишонко.
Пермская летопись.
«Какъ Аввакум, так и вообще
все в стране, съ особенной любовью указывали, что отец Никона былъ черемисъ, а
мать его была татаркой».
Никон
находился въ Соловкахъ, откуда онъ долженъ былъ привезти тело Св. Филиппа и со
своею многочисленною свитою уже заставилъ чувствовать грубую руку деспота,
найденнаго в немъ потомъ церковью и государством. Возвратясь в Москву, Никонъ
был избран патриархом, т.е. предложенъ для выбора Собору. Никон предложил свои
условия боярам и народу, утвердительный ответъ не заставилъ себя ждать и Никонъ
увенчал себе голову белой митрою патриархов, это было 22 июля 1652года».
Комментариев нет:
Отправить комментарий