Загадки русских летописей
Русские летописи — уникальный историографический
феномен, письменный источник раннего периода нашей истории.
До сих пор исследователи не могут прийти к единому
мнению ни об их авторстве, ни и об их объективности.
Главные загадки
«Повесть временных лет» — это череда заковыристых
загадок, которым посвящены сотни научных трактатов. На повестке дня уже не
меньше двух веков стоят четыре вопроса: «Кто автор?», «Где Начальная
летопись?», «Кто виноват в фактологической путанице?» и «Подлежит ли древний
свод восстановлению?».
Что такое летопись?
Любопытно, что летопись — это исключительно русское
явление. Мировых аналогов в литературе нет. Слово происходит от древнерусского
«лето», что означает «год». Другими словами, летопись – это то, что создавалось
«из года в год». Складывалась она не одним человеком и даже не одним
поколением. В ткань современных авторам событий вплетались древние сказания,
легенды, предания и откровенные домыслы. Трудились над летописями монахи.
Кто автор?
Наиболее распространенное название «Повести» сложилось
из начальной фразы: «Се повести временных лет». В научной среде в ходу еще два
названия: «Первоначальная летопись» или «Несторова летопись».
Однако некоторые историки всерьез сомневаются в том,
что монах Киево-Печёрской лавры вообще имеет хоть какое-нибудь отношение к
летописному своду о колыбельном периоде русской нации. Академик А. А. Шахматов
отводит ему роль переработчика Начального свода.
Что известно о Несторе? Имя вряд ли родовое. Он был
монахом, значит, в миру носил другое. Нестора приютила Печёрская обитель, в
стенах которой и совершал свой духовный подвиг трудолюбивый агиограф конца XI —
начала XII веков. За это он был канонизирован Русской православной церковью в
лике преподобных (т. е. угодивший Богу монашеским подвигом). Прожил он около 58
лет и считался глубоким старцем по тем временам.
Историк Евгений Дёмин отмечает, что точных сведений о
годе и месте рождения «отца русской истории» не сохранилось, нигде не записана
и точная дата его смерти. Хотя в словаре Брокгауза-Эфрона фигурируют даты:
1056—1114. Но уже в 3-м издании «Большой советской энциклопедии» они исчезают.
«Повесть» считается одним из самых ранних
древнерусских летописных сводов начала XII века. Нестор начинает повествование
сразу с послепотопных времен и следует за исторической канвой вплоть до второго
десятилетия XII века (до финала своих собственных лет). Однако на страницах,
дошедших до нас вариантов «Повести» нет имени Нестора. Возможно, его и не было.
Или оно не сохранилось.
Авторство устанавливали косвенным путём. С опорой на
фрагменты её текста в составе уже Ипатьевской летописи, которая начинается с
безымянного упоминания её автора — черноризца
Печёрского монастыря. Поликарп, другой печёрский
монах, прямо указывает на Нестора в послании к архимандриту Акиндину,
датируемом XIII веком.
Современной наукой отмечается и не совсем обычная
авторская позиция, и смелые и обобщенные допущения. Манера несторовского
изложения историкам известна, поскольку авторство его «Чтения о житии и о
погублении Бориса и Глеба» и «Житии преподобного Феодосия, игумена Печёрского»
доподлинно.
Сравнения
Последнее даёт специалистам возможность сравнить
авторские подходы. В «Житии» речь идёт о легендарном сподвижнике и одном из
первых учеников Антония из Любеча, который и основал древнейший православный
монастырь на Руси — Печёрскую обитель— ещё при Ярославле Мудром в 1051 году.
Нестор сам жил в обители Феодосия. И его «Житие» настолько переполнено
мельчайшими нюансами повседневного монастырского бытования, что становится
очевидным – его писал человек, «ведавший» этот мир изнутри.
Впервые упомянутое в «Повести» событие (призвание
варяга Рюрика, как он пришёл со своими братьями Синеусом и Трувором и основал
государство, в котором мы и живём) написано 200 лет спустя его осуществления.
Где начальная летопись?
Её нет. Ни у кого. Этот краеугольный камень нашей русской
государственности — какой-то фантом. Все о нём слышали, от него отталкивается
вся русская история, но никто за последние лет 400 не держал его в руках и даже
не видел.
Еще В. О. Ключевский писал: «В библиотеках не
спрашивайте Начальной летописи – вас, пожалуй, не поймут и переспросят: «Какой
список летописи нужен вам?» До сих пор не найдено ни одной рукописи, в которой
Начальная летопись была бы помещена отдельно в том виде, как она вышла из-под
пера древнего составителя. Во всех известных списках она сливается с рассказом
её продолжателей».
Кто виноват в путанице?
То, что мы называем «Повестью временных лет»,
существует сегодня исключительно внутри других источников, причём в трёх
редакциях: Лаврентьевской летописи (от 1377 года), Ипатьевской (XV столетие) и
Хлебниковском списке (XVI век).
Но все эти списки – по большому счёту, лишь копии, в
которых Начальная летопись предстает в совершенно разных вариантах. Начальный
свод в них просто тонет. Учёные связывают это размывание первичного источника с
неоднократным и отчасти некорректным его использованием и редактированием.
Иными словами, каждый из будущих «соавторов» Нестора
(или какого-то другого печёрского инока) рассматривал этот труд в контексте
своей эпохи: вырывал из летописи только то, что привлекало его внимание, и
вставлял в свой текст. А что не нравилось, в лучшем случае, не трогал (и
историческая фактура терялась), в худшем – переиначивал информацию так, что сам
составитель его бы не узнал.
Подлежит ли Начальная летопись восстановлению?
Нет. Из давно заваренной каши фальсификаций эксперты
вынуждены буквально по крупицам выуживать первоначальные знания о том, «откуда
есть пошла земля русская». Поэтому даже непререкаемый авторитет в вопросах
идентификации древнерусских литературных раритетов Шахматов чуть менее века
назад был вынужден констатировать, что восстановлению первоначальная текстовая
основа летописи – «при теперешнем состоянии наших знаний» — не подлежит.
Причину такой варварской «редактуры» ученые оценивают
как попытку скрыть от потомков правду о событиях и личностях, что делал почти
каждый копиист, обеляя её или очерняя.
Источник:
Комментариев нет:
Отправить комментарий