Летопись Устюга Великого
А воспрял я намерении учинить летописание о граде Устюге - Великом, того ради, понеже бо древним временем, человецы, вся в мире бываемая, остротою разум свой твердо в памяти соберегали, и друг другу приимательне повествуемая, так как, и мы ныне писания пред има имели времена же сокращающуся за порежденную грехом невинность, и память и разум слепо жития нашего оскудевати и сокрушатися начали. Того ради всякое бытие вещей ?елательны благоизволил Бог писанием утвердити от времен боговища и св. Пророка Моисея, да прочих отцев древних, зрим аки настоящая, и от того поучимся и наказуемся творити тоя, яже суть и Богу благоприятна и ко спасению душам нашим благоприятна.
Впрочем же прошу тя любезный читаель, ежели что трудолюбено из - обрящешь тщанием и старанием погрешиельно, то молительно прошу все оставленное - исправить, недополненное - дополнить и недоконченное - докончить; наше же скудоумное сочинение, покрыть остротою своего разума, а во всех моих погрешнотях меня удостоить; Бог же мира и любви, отец щедрот и всякия утехи, имев потрудившегося в собрания сего летописца, тебе прочитающего, да не лишит достойного мздовоздаяния в царствии своем небесном вовеки. Аминь.
Ваш покорный раб и слуга.
N. N.
ПОКАЗАНИЕ
Велико-Устюжской древности с прмечанием лет и времен, в которое что чинилось.
В древния времена град Устюг Великий, по достоверному историческому летописцев повествованию, имел свое основание и местоположение на горе, которая и до ныне нарицается «Гледен», почему и град был нарицаем, в тогдашние времена, по имени тоя горы Гледен, и граждане нарицалися Устюжане, для того что они жительство имели свое при устье реки Юга.
И были они в тогдашния древния времена под властию Великих князей: Святослава, Ярополка, Владимира и проч.
Святослав Игоревич, от Рюрика по степени третий, и на царствии пятый Государь в России, который вступил на Великое Княжение Киевское и Новгородское в лето по рождестве Христове в 964, сын его Ярополк влето 973, сын же его Владимир, который потом просветил Российскую землю святым крещением, в лето 981, выписано сие и Российского летописца.
Оной град Гледен - древний от нынешняго в Черном Прилуке, состоящаго града Устюга, в расстоянии вниз по реке Сухоне три версты, до монастыря Живоначальныя Троицы, и от монастыря до той высочайшей горы Гледена, чрез пахотную землю, по полям, только одна верста
Гора оная Гледен весьма превысокая, того ради нарицается Гледен, ибо с поверхности тоя, на все окрестныя страны смотреть удобно, а особливо зрети в далечайшем разстоянии, состоящия поготы, села и отдаленныя места; а имеет свое местоположение с полуденную сторону реки Юг, с верхную реку Сохану и с западную пашенную землю, луга, сенокосы, леса, села, деревни и прочая угодья, потребные к земледеланию.
Под тою горой Гледеном, помяненная реки Юг и Сухона, совокупившиеся воедино слияние, третью реку из себя производят, которая особенное себе восприемлет именование Двина; и Двина потому неречеся, что здвигнулися две реки и произвели из себя третью.
Сия река Двина течение свое имеет между востоком и полуднем в север, а пространством и шириною весьма велика; простирается от вышеписанныя горы Гледена на шесть сот тридцать шесть (636) верст и впадает в великое море-океан в Соловецкую путину.
В тое великую реку Двину с обеих сторон многия впадают реки: Вычегда, Пинега и проч, она распространившись имеет в себе премногие острова, изобилующие сенные покосы и скотопитательные места и непашенныя леса.
По обеим сторонам той реки Двины, во всем том Устюжском уезде до последняго погоста, который называется Ягрыж, многие построены монастыри и пустыни каменнаго и деревяннаго строения, також сел и деревень, как по обеим сторонам, так и в отдаленныя от берегов, премножество.
А от Ягрыша в продолжении своем до реченного Великаго моря-Океана и Соловецкия пучины, таковые же еще имеет на своих берегах, монастыри и пустыни, а при том город Холмогоры, от которого в 73 верстах, славный построен порт Архангельский - пребогатый, всяким домостроением городовым, утвержден крепостию и адмиралтейством, а паче почтен губернею.
В тыя прешедшия давния времена, близ помянутаго начальнаго города Гледена (рекомаго впоследствии Устюга) построена вышепомянутая светая обитель Живоначальныя Троицы, которая и до ныне зрится по причине двух рек Юга и Сухоны, течение свое в одно слияние соединяющих и третью реку из себе составляющих и тако прочих трех рек неречеся Святая обитель Живоначальныя Троицы, и в которыя лета построися подлиннаго летописания обрести невозмогохом?, - токмо повествуется, что и сперва она была не распространена и убога, а когда благодатию божиею стала распространяться, то, от Архангельскаго монастыря, как работными людьми, так хлебом и всякими потребностями удовольсвована была.
Близь сего деревяннаго города Устюга, жительство имели родители Святаго и праведнаго Иоанна Устюжскаго чудотворца, на месте зовом Пухове, на котором по представлении его, над кладезем, уже в последующие годы, построена была деревянная часовня, а потом церковь.
Ныне же по выше тоя, каменная поставлена церковь, во имя Сошествия Святаго Духа, в лето по Рождестве Христове 1764.
Что же принадлежит до известия, в которых временах, и летах и по какой причине, древнее оное гражданство с горы Гледена переселилося - на место сие по берегу реки Сухоны, зовомый Черный Прилук, то хотя подлиннаго летописания и не обретается, однако из следующей доказуется истории, что они переселилися по причине частых неприятельских нападений, и при том и того ради, что оную гору Гледен, рекою Югом, от году в год, весьма начало подрывать и затем, обыватели принуждены были тогда переселиться на сие безопасное место и де-же до ныне состоит, Богом спасаемый град Устюг Великий, в современном украшении, как по берегу реки Сухоны, каменнаго здания Соборных и приходских церквей, дому Архиерейскаго и прочих казенных и купеческих палат, так и внутри положение плоскости места, таким же строением, Святых церквей и обывательских домов и пространством улиц преисполнен; а среди того населения, по берегу реки Сухоны, сначала был построен земляной высокой вал, яко крепость, во круг глубоким рвом окруженный, которой и до ныне нарицается «Городище»; а на том насыпанном валу построен был деревянный город с четырмя башнями и воротами, внутри же того города каменная церковь, во имя Нерукотвореннаго образа Христова и у которой присовокуплена - преподобнаго Варлаама Хутынскаго Новгородскаго Чудотворца, да и двороваго обывательскаго строения не малое число было; но ныне же уже того насыпаннаго валу и с домовым строением, рекою Сухоною, немалую часть, под-полоскало льдом, обрыло и снесло.
Комментариев нет:
Отправить комментарий