При царе Феодоре Ивановиче, когда, въ 1589 году, учреждено въ России
достоинство патрiарха, возникъ и новый родъ патриаршихь бояръ, одною только
степенью уступавших государевымъ. Бояре получали ежегодно жалованье по 700 руб.
1651г.
Къ этому присоединялись еще злоупотребления. Въ Новгороде, напримеръ, прихожане
открыто торговали Церковными местами и со всякаго, кто желалъ поступить на
место священника, дiакона, дьячка, пономаря, даже просвирни, требовали денегъ;
за священническия места брали по пятнадцати, двадцати и тридцати рублей, и
избирали техъ, кто давалъ больше, а не техъ, кто быль грамотнее и достойнее по
жизни. Присылалъ ли самъ владыка къ какой-либо церкви священника, гораздаго
грамоте и благочестиваго, прихожане не принимали его, если онъ не давалъ
большихъ имъ денегъ. Для устранения этихъ недостатковъ, о которыхъ
свидетельствовалъ на Стоглавомъ соборе самъ государь, соборъ постановилъ: а)
чтобы въ Москве и во всехъ городахъ открыты были училища, въ которыхъ дети
обучались бы "грамате, книжному письму, церковному пенiю и налойному
чтению", и такимъ образоиъ приготовлялись на сослужение церкви, и б) чтобы
по всемъ епархиямъ прихожане къ своимъ церквамъ, а дворецкие, дьяки или
владычные наместники къ церквамъ ружнымъ избирали священниковъ, диаконовъ и
прочихъ членовъ причта "искусных и грамате гораздыхъ, и житиемъ
непорочныхъ", а денегъ отъ нихъ и мзды себе не требовали и не принимали.
В небогатых приходах священникам платили денежное довольствие из казны - ругу,
кроме того им разрешалось ружить - осенью ездить по деревням своего
прихода и собирать с прихожан пшеницу, муку и другие продукты, для пропитания своей
семьи.
В 1651г. обнародовано въ Сибири Соборное Уложение царя Алексея
Михайловича. Въ Соборномъ Уложении изложены священные обязанности человека къ
Богу, къ вере, къ царю, а также правила и обязанности всехъ состояний въ
общежитии.
"Воевода Болтин о XVII столетии: "век тогдашний благовременен был
пустосвятству, обману и подлогам; ханжи и лицемеры чудесам не верили, но пользу
свою в том обретали; большая часть народа верили и обманщиков обогащали;
некоторые, видев обман, говорить, не смели, и таковых было не много. Сколько
вещей обыкновенных, простых, ничего не значущих, принято было за святыню, за
предмет почтения и уважения".
По замечанию Щапова, дух противления духовной власти, поношения ея и
оскорбления, в это время так усилился в народе, что епархиальные пастыри
находились вынужденными "готовиться" действовать, как уже
против явных раскольников. При таком духе противления церковной власти и
иерархии, при легком стремлении многих освободиться от церковной власти и суда,
могла ли не иметь успеха проповедь раскола - о противлении церковной власти и
иерархии?
Если многие православные явно противились церковной власти, презирали
пастырское учение, если многие миряне ни во что не ставили священников, но и
епископов и митрополитов, то неудивительно, что возник особый раскол
безпоповщинский, который совершенно отверг церковную иерархию".
Съ
сего 1667 года, когда расколъ окончательно былъ осужденъ и отсеченъ отъ церкви
на Московскомъ соборе, расколоучители еще более умножились, и съ техъ поръ
учение старообрядства все более и более распространялось.
Большая часть, купленных Демидовыми крепостных крестьян, в Нижегордской
губернии - были раскольниками или старообрядцами, беспоповского толка, были и
других направлений. Государственные (тяглые) крестьяне, переселившиеся с
европейского севера России, были старообрядцы поморского толка.
Комментариев нет:
Отправить комментарий