Ш
– 659. В.Шишонко. Пермская
Летопись с 1263-1613г. 1 период
1263-1613г.
Ась-ях – обские люди –
остяки. Парма – горы, поросшие лесом. Чудь – чудаки.
1430г. Христианство в
Соликамском уезде. Берг, в Соликамском Летописце, основываясь на найденном им
письменном отрывке: «в памяти народа сохранилось предание, что чудаки, при
появлении русских, страшась подпасть под чужое имя и не желая принять
христианство, выкапывали в земле пещеры или яму, укрепляли их подпорами,
уносили туда свое имущество и, войдя туда со своим семейством, отнимали подпоры
и заживо погребали себя под землею»
Ш
– 659. 1613-1645г. Василий Шишонко. Пермь 1882г.
Дер. Чертеж на реке Корд,
241 верста от Соликамска. Дер. Сивково, на левой стороне р. Обвы.
Длина р. Сылвы ~ 350 верст,
ширина 27-70 сажен, глубина от 4 до 11 футов.
Сырьинский татарин Турсубайк
Терегулов***. «Не от жилища ли,
Сырьинского татарина, получила название д. Сырьинская, находящаяся к западу от
р. Ирени, в Красноуфимском уезде».
Молебский завод построен в
1787г., Александром Демидовым, на земле кортомленой им от татар.
Предание говорит, что в этих
местах было Чудское капище. Молебный остятский камень.
Осенью 1636г. реки не
замерзли, из-за проливных дождей, высота воды равнялась весеннему половодью.
Реки замерзли на четвертый день Рождества Христова, хлеба озимые вымерзли.
Д. Токари, Манчажской
волости.
1645г. В селе Тохтарёвском
был устроен мужской монастырь. В сём монастыре находится икона Божией матери
неопалимой купины, написанной, по преданию, для монастыря самим архиепископом
Ионой Вятским (Мозель).
С
– 659. В. Шишонко. Пермская Летопись. 1645-1676г.
Царствование Алексея Михайловича.
1646г. В монастырских
вотчинах Пыскорского монастыря, находившихся на речках Каме, Сирье, Кондасе,
Сылве, Мечке, Шакве, Бабке, насчитывалось до 365 дворов, а людей в них:
крестьян и их детей и братей, и племянников, сосед и захребетников и Чердынцев
и Усольцев 1136 человек.
В Красноуфимском уезде
положено начало с. Сырьинскому 1657г. Дьяк Василий Посников 1676г.
Черный Яр на р. Сылве в
1649г. Пришлые люди из Устюга Великаго.
1650г. Южная часть нынешней
Пермской губернии, часто подвергалась нападению башкирцев. В виду этого слободы
обносились деревянными стенами с башнями и другими укреплениями, оснащались
оружием. В Красноуфимском уезде, начали заводить села Сокольское и Суксунское.
Царь Алексей Михайлович
приказал утверждать за жителями Кунгурского острога, купленные ими земли у
Сылвенских и Иргинских татар, кои дешево приобретались и большею частию
обманом, от чего впоследствии возникали иски, жалобы и нападения с оружием.
Писцовые книги Кайсарова 1623-1624г.
У вдовых попов и дьяконов,
сыновья и (или) родственники имели право наследства сана. Овдовев, попы должны
были перейти в черное монашество или их отстраняли от должности. Попам не
хотелось уходить из церкви в миряне т.к. на них сразу станут распространяться
все налоги.
В 1651г., князья из рода
Кучумова, Дивлет-Кирей и Кучук напали на Долматовский монастырь и сожгли его,
разграбив.
В 1600 годы Ляминские вогулы
занимались ямской гоньбой, около 30 человек. «Вогулы стали входить в более
близкие сношения с русскими, окончательно обрусели и забыли свой природный
язык, как например вогулы Кунгурские и Красноуфимские». Язык вогул очень похож
на венгерский и находиться в родстве с остяцким. (Вогулы себя называют
мансами).
1652г. Заселение Кунгурского
уезда по Сылве, на купленных ранее землях татар, до Черного Яра и до границы
Красноуфимского уезда (Брусяна, Дикое-Озеро, Мазуевка, Сабарка, Моргуново).
Заселение Красноуфимского уезда, далее по р. Сылве до Манчажа.
1654г. Г-рь Алексей
Михайлович пожаловал Вознесенскому монастырю пространство в Кунгурском уезде по
р. Сылве. Сызганская волость башкирцев. Татарин Беспердейко Иштельяров.
В 1663г. было сложено с
Устюжанского общества, недоимок 17135 рублей.
!664г. Святейший патриарх
самовольно сошел с патриаршего престола.
1664г. Строится новый город
Кунгур на месте с. Мыс, в 17 верстах ниже разоренного г.Кунгура.
23 мая 1665г. татары и
башкирцы сожгли Сылвенскую Воздвиженскую церковь, и дворы и анбары и мельницы
сожгли без остатку, людей и скот в полон взяли.
1663г. Посланы из Москвы
стрельцы, Иван Блинов со товарищи и с ними рудознатец Максим Токарев, через
Чердынь за Камень к Ваграну озеру (Богословский рудник) и обратно.
Казанского уезда, из с.
Сарапул, Чердынских крестьян Ивашку Токарева, Сеньку Степанова.
1667г. Избран патриарх
Иоасаф, с тех пор учение старообрядцев все более и более распространялось. 1668г. Кишертская вотчина.
1671г. Разбойник Стенька
Разин в Москве разсечен и псам на съедение отдан.
Симеон строитель
Тохтаревской Богородской Кунгурской пустыни. Строители: Питирим 1671г, Герасим
1683г., Яков 1688г., Тихон 1690-1699г.
1672г. 5 июня избран в
патриархи Питирим.
«Потом и в
плодоносных Странах, около рек Сылвы и Ирени, принадлежащих по писцовым книгам
Михайла Кайсарова 1623г. остякам и татарам, завелись селения, онованныя
выходцами из Чердыни, Соликамска и около лежащих мест, к которым присоединились
и вновь пришедшие после – вятчане, кайгородцы, жители Сольвычегодска и Устюга
Великаго. В сих местах, купленных ими у означенных инородцев, построили они в
1649г. первый город Кунгур, при речке того же имени, а по разорению оного в
1662г. башкирами и татарами, построили они в 1664г. новый город Кунгур 17
верстами ниже первого». «по рекам Сылве, Телесу, Иргине и урочищам, прилегающим
к тем рекам и речкам, лежащие впусте, хотя татары Сылвенские, Иренске и
Шаквинские, а равно и черемисы, живущие в тех же местах, те пустоши называют
своими вотчинами и, не имея у себя крепостей, отдают их другим и отводят, по
своему усмотрению, а им новоселебным крестьянам, не дозволяют селиться». Крестьяне,
не найдя правды у местных властей,
обратились с челобитьем к Государю, на что последовала грамота: «порозжия, закладныя земли и угодья отвесть по Нашему, Великаго Государя
указу и по Соборному Уложению, а вотченникам по закладным и по купчим отказать,
и владеть им теми землями и впредь не велеть». Впоследствии, этот указ неоднократно
подтверждался другими указами и царями Иваном
и Петром.
Ш
– 658. Шишонко В. Пермская летопись 1695-1701г. V период, часть 2.
Кунгурского уезду,
Сылвинской четверти ясашный татарин Сасычко Балбеков продал, Кунгурского же
узда, Тохтаревской пустыни строителю, иеромонаху Тихону с братией, свои юрты и
пашенные земли и сенные покосы по Сылве реке, коими землями велено владеть
Кунгурским крестьянам деревни Опалихиной – на такое действие татарина, подано
челобитие, по разсмотрению коего, велено владеть крестьянам теми землями, а не
строителю с братией; Что же касается до татарина, то его велено нещадно
наказать батогами.
По Сылве и по Ирени, на
спорных землях поселено 1047 семей, с 1647г. по1653г.
Невьянский завод –
древнейший на Урале, построен в 1699г., пожалован Никите Демидову, со всеми
принадлежностями в 1702г.
Дорога на Казань в Сибирь,
проложена была через Кунгур, но через него провозить товары запрещалось. Все
товары возились через Верхотурье, в обе стороны, через таможню.
В 1697г. упоминается деревня
Медянка, 1708г. Медянский погост, с 1728г. Медянский острожек. Было 167 дворов,
505 мужчин и 539 женского пола.
Федор Молодой, с товарищем
своим, рудопромышленником Огневым, построили в 1704 году, небольшой железный
завод, на р. Мазуевке, в 45 верстах от Кунгура, близ нынешнего Суксунского
завода и деревни Советной, а в 1711г., при том же заводе, устроили
медиплавильные печи, но плавка шла неудачно. Молодой уехал в Тобольск, и
Мазуевский завод остался пуст.
В 1698г. приписаны к
архиерейскому дому, архиепископу Вятскому и Великопермскому Ионе, Богородская
Тохтаревская пустынь, с крестьянами и землями.
В 1698г. последовала
грамота, относительно спорных земель, между Кунгурскими новоселебными
крестьянами и татарами – и владении ими.
Село Сепыч, Осинского уезда,
беглые стрельцы раскольники 1698г. Были разорены в 1725г., однако раскол
глубоко пустил корни за 17 лет.
В 1699г. дана владенная
грамота на Тохтаревские земли и угодья.
В 1699г. велено писать во
всех делах лета от Рождества Христова; А
Новый год (Голиков) считать с наступлением генваря 1 дня.
В 1699г. в Верхотурском уезде
была перепись земель и людей живущих на тех землях, Верхотурским боярским сыном
Михаилом Якубовским.
В 1700г. в Кунгурском уезде
имели свою оседлость черемисы и остяки.
(под чудью следует разуметь остяков).
Чижовка.
В.Шишонко.
Соликамские писцовые книги Михайла Кайсарова 1623-1624г. Пермь 1872г.
Ш
– 659. В.Шишонко. Пермская летопись 1702-1715г. V
период, часть 3.
В заводе Суксунском была
старообрядческая часовня.
1703г. Серный ключ в селе
Златоустовском или Ключах, в Красноуфимском уезде, на большом Сибирском тракте.
Отписка бурмистров в
Сибирский приказ, что строители Тохтаревской пустыни с братиею, подали в
земскую избу сказку, что им не с кого собрать стрелецкие рублевые деньги на
1706г., т.к. крестьяне той пустыни и бобыли разбрелись в разные города.
Рекрутский набор: с 20
дворов по одному человеку.
Сенатор Собакин.
Прокофий Демидов, жил в
Москве, два раза выезжал за границу, в Англию и Голландию, занимался
благотворительностью и меценатством, однажды так напоил Москву, что 500 человек
умерло. За что имел неудовольствие от царицы Екатерины II. Знал толк в пчеловодстве. Приводится
его письмо о содержании пчел.
1711г. В сем году
упоминается Торговижский острожек, Кунгурского уезда, а также с. Златоустовское
и деревни Сивкова и Сажина.
Полность книга:
В.Шишонко. Пермская Летопись с 1645-1676г. - выложена в этом блоге, в рубрике "Библиотека"
В.Шишонко. Пермская Летопись с 1645-1676г. - выложена в этом блоге, в рубрике "Библиотека"
Комментариев нет:
Отправить комментарий