вторник, 24 декабря 2019 г.

Челобитные.








Всепресветлейшая, державнейшая, великая государыня
императрица Екатерина Алексеевна, самодержица
всероссийская, государыня всемилостивейшая.

Бьют челом Казанской губернии Пермской правинцыи Кунгурского уезду приписного к Сылвинскому его сиятельства действителного камер-гера и ковалера графа Сергия Павловича Ягужинского заводу Торгвижского острожку от государственных черносошных крестьян выборные крестьяне ж Василей Некрасов да Лаврентей Кожевников, а о чем наше челобитье, тому следуют пункты.
1
В прошлом 1758-м году оной Сылвинской завод отдан его сиятелству в содержание. И в 1760-м году по ордерам Сылвинской его сиятелства заводской канторы та положила на нас: по 1-му, майя от 18-го вывоску вызженого в 1759-м году угля две тысячи пятсот коробов, по 2-му, августа от 22-го клажу готововырубленых дров в кучи пятсот сажен и воску из оных угля двенатцать тысяч пятьсот коробов по цене той кучной работы и вывоски угля на тысячу двести шестьдесят шесть рублев шестьдесят шесть копеек с половиною, да сверх того ж 1760 года ноября от 11-го числ вывоску с Уткинского на Сылвинской завод чугуна и разных чугунных припасов сто двадцать пять тысяч и с Сылвинского заводу на Илимскую пристань железа сорок пять тысяч пуд по означенной в том ордере цене на тысячу четыреста сорок восем рублев, а всех оных работ по оным ордерам положено было на две тысячи семсот девяносто пять рублев девяносто одну копейку. А на тот 1760 год оного острожку на крестьянех девятистах дватцати девяти душах состояло подушного окладу тысяча шестьдесят рублев дватцать девять копеек. И тако расположено было оных заводских работ сверх подушного окладу излишняго на тысячу семьсот тритцать пять рублев шестьдесят четыре копейки.
2
И по расположению по 1-му ордеру, присланному маия от 18-го числа, велено было нам вывести угля две тысячи пятсот коробов. И для высылки нас в том же 1760-м году в июле месяце в 2-м числе приезжал в показанной острожек бывой тогда поверенной Иван Шлотен и выслал того острожку крестьян почти всех до одного. Которую воску и начинали, но за бывшею тогда грязью, что полкороба двумя лошадми едва вывозили, зачем та воска до осени была оставлена, которую уже означенною осенью и окончали. Сколько ж помянутых коробов нами вывезено, в том ссылаемся на записные канторские книги.
3
В том же 1760-м году пеложенную кучную работу воску угля многие крестьяне по роскладу сработали сполна. И если бы как кушную работу воску угля [149] все каждой сработали сполна, то б было в тех работах против подушного окладу переработы двести шесть рублев тритцать семь копеек с половиною. Толко кто не доработал сколко, того знать нам непочему и шлемся на заводские записные книги, ибо щетных квитанцыев нам было не давано.
4
Сверх показанной кучной работы и воски угля оная заводская кантора принудила возить положенной на тот же 1760 год с Уткинского на Сылвинской завод чугуна и с Сылвинского заводу на Илимскую пристань железа. И при той работе находились крестьяне до самого распутия, понеже взятое сено и овес весь был издержан, а в домы для корму лошадям и себе хлеба не отпущали, по дорогам были ставлены караулы. И за не имением лошадям сена и себе хлеба тако ж и за не отпуском в домы понесли немалую тягость, а лошади з голоду мерли, а сколко тех лошадей померло и по какой цене, о том значит в приложенном при сем реэстре. А сколко ж в перевоске чугуна и железа и в какую цену зачитают, ссылаемся на записные ж канторские книги. А разстояние воски чугуна, железа и угля против разстояния верст гораздо далее.
5
На 1761 год по присланной из Сылвинской его сиятелства заводской канторы ведомости расположено оного острожку (за взятыми в 1760-м году на Сылвинской завод в работники шеснатцати человек) на крестьян на девятьсот дватцать девять душ сработать разных заводских работ на три тысячи восемь сот девяносто девять рублев пятдесят две с четвертью копейки. А на тот 1761 год оного острожку на крестьянех девятистах дватцати девяти душах подушного окладу и с наложенными сверх прежняго по шестидесят копеек на каждую душу состояло тысяча шесть сот десять рублев восемдесят восемь с половиною копейки. И тако расположено было против подушного окладу излишняго на две тысячи двести восемдесят восем рублев шестьдесят три и три четверти копейки, о котором излишестве просили канцелярию Главного заводов правления; толко оная на то ничего не учинила, а на доношение Сылвинской его сиятелства заводской канторы положила заработать сверх подушного окладу на тысячу рублев.
6
По расположении на оной 1761 год в апреле и маие месяцах были мы у рубки куренных дров, кроме беглецов, все крестьяне, которые в той работе находились немалое время, ибо положено было дров пять тысячь сажен, да бревен восемсот два, которые дрова и бревна за множеством их вскоре сработать было невозможно. И за тою работою находились апрель и май месяцы, а ныне и в июне месяце за тою тягостною работою многие не сеяли ярового хлеба, а кои доработали в июне месяце те и под озимые хлеба не пахали.
7
В том же июне месяце в самую деловую пору по наказом от той заводской канторы высланы были многие крестьяне на тот Сылвинской завод для воски с Уткинского на Сылвинской завода чугуна в разстоянии шестьдесят верст, а плату и зачет от канторы полагают за сорок за четыре версты. И тем крестьяном с той воски чугуна, которыя ездили по дважды, тем дано платы толко по две копейки с пуда, а кои ездили по однова, тем нипочему не выдано. И за тою воскою чугуна за упущением времяни х кошению сена понесли немалую обиду и в сенах недостатку.
8
В том же 1761-м году в осеннее время работали кучную работу, которую многие сполна сработали и если бы расположенное число как рубку в минувших маие и июне месяцах, так и кучную в осеннее время работу того 1761 года все [150] крестьяне каждой сработали сполна, то б было за подушным окладом переработы четыреста восемдесят девять рублев одиннатцать с половиною копейки. А кто сколко тех работ не доработали, а другие переработали, в том ссылаемся на записные ж канторские книги.
9
Того ж 1761 года сверх показанных работ рубки и клажи дров в кучи и зжения их заводская кантора принудила по раскладу положенныя работы, кроме воски чугуна и железа, работать, то-есть вывесть уголь из дровосека весь и рубленные нами бревна, которые тягостные; наимывали возить весма дорогими ценами с четвертей на боевые валы давали по пяти рублев, а за него зачету семнатцать копеек, тако ж и другие за гривенные по пятидесят копеек. И ставили смолу и деготь: нанимали дорогими ж ценами, за одно ведро давали по дватцати копеек. А сколько числом дехтя и смол выставлено, бревен и угля вывезено, ссылаемся на записные канторские книги. Да сверх вышеписанного числа воски угля в 1760 и 1761 годех оная Сылвинская кантора располагала на нос воску ж угля на каждой десяток коробов излишно по одному коробу, которые и в квитанции не пишут, а в книгах пишут или нет, того мы не знаем.
10
Показанные ж разные заводские работы при оном заводе работаем своим крестьянским инструментом, то есть топор, лопатки, коробы и прочее, что к тому принадлежит, покупаем на свой кошт дорогими ценами, и от того несем против других крестьян обиду и раззорение и в работах остановка бывает. Дрова куренные кладутса длиною четырнатцати аршин, в вышину семь четвертей два вершка.
11
При том Сылвинском заводе бывой поверенной Иван Федоров, которой онаго острожку ис крестьян брил лбы и бороды, а от других бывых и ныняшняго управителя тако ж и того ж заводу от каких служителей какие были обиды и взятки, чего в приобщенном при сем реэстре показано.
И дабы высочайшим в. и. в. указом повелено было сие наше челобитье принять и в вышеописанных обидах изследовать, по изследованию учинить нам, именованным, удоволствие. А кто кем обижен, о том приобщаетса при сем именной реэстр.
Всемилостивейшая государыня, просим в. и. в. о сем нашем челобитье решение учинить июня 3 дня 1763 года. К поданию надлежит его сиятелству господину генерал-квартирмейстеру князь Александр Алексеевичу Вяземскому. Прошение писал Пермского горного началства подканцелярист Осип Веселков.
К сей челобитной вместо Торговижского острожку выборных крестьян Василя Некрасова и Лаврентья Кожевникова в том по их прошению крестьянин Миней Сивухин руку приложил.
ЦГАДА, ф. 248, оп. 41, д. 3560, л 635-638
Подана июня 14 дня 1763 года


Комментариев нет:

Отправить комментарий