суббота, 21 марта 2020 г.

Кондратий Рылеев. День казни.






13 июля 1826 года.                                       День казни.

Бог и Государь решили участь мою: я должен умереть и умереть смертью позорною, да будет  …. воля! Мой милый друг, представься воле Всемогущего, и он утешит тебя; за душу мою молись богу! Он услышит твою молитву, не ропчи ни на его, ни на государя, это будет безрассудно и грешно; нам милости гнут  … и судьбы непостижимого. Я ни разу не возроптал вовсе время моего заключения, и зато дух Святой давно утешил меня; подивись мой друг! И в сию самую минуту, когда я только занят тобой и нашей малюткою, я находясь в таком уже длительном спокойствии, что не могу выразить тебе ….*  о мой друг! Как спасительно быть христианином! Благодарю моего создателя, что он меня просветил и что я умираю во Христе. Это дивное спокойствие порукою, что творец не оставит ни тебя ни нашей малютки. Ради бога не предавайся отчаянию, ищи утешение в религии. Я просил нашего священника, чтобы он посещал тебя, слушай советы его и поручи ему молиться о душе моей. Отдай ему одну из золотых табакерок, в знак признательности моей, или лучше сказать  … , потому что, возблагодарить его может один только бог, за то благодеяние, которое он оказал мне своими беседами. Ты не оставайся здесь долго, а старайся скорее кончить свои дела и отправься к почтеннейшей моей матушке, проси ее, чтобы она простила меня, равно всех родных проси о том же. Катерине Ивановне и детям её кланяйся ниско и скажи, чтобы они не роптали на меня за М.П.: не я его вовлёк в общую беду; он сам это засвидетельствует. Я хотел было просить свидания с тобою, но раздумал, чтобы не расстроить себя, молю за тебя и за Настинку и бедную сестру – бога и буду всю ночь молиться! С разсветом будет у меня священник мой друг и благодетель и приобщит меня. – Настинку благословляю мысленно нерукотворным образом Спасителя и поручаю всех вас святому покровительству живаго бога. Прошу тебя более всего заботиться о воспитании, а я желал бы, чтоб она воспитана была прилежно, старался перелить в нее свои христианские чювства – и она будет счастлива, несмотря ни на какие превратности в жизни. И когда будет искать мужа, то осчастливит и его, как ты, мой милой, мой … друг, осчастливила меня в продолжении восми лет. Могу ли мой друг благодарить тебя словами, они не могут выразить чювств моих. Бог тебя наградит за все. Почтеннейшей Пар. Васил. моей душевная, искренняя предсмертная благодарность!         
           Прощай;   Велят одеваться.
       Да будет его святая воля.      Твой искренний друг
Кондратий Рылеев
 * - отточие автора письма.

Подлинник письма хранится в ГАСО Ф. 43. оп. 4. д. 357.



Комментариев нет:

Отправить комментарий