вторник, 22 сентября 2020 г.

Записки Устюгова Василия Демидовича

Не вошедшие в книгу: "Воспоминания земляков". Продолжение

 

  Направление сельского хозяйства в Советной.

            Основное направление – зерновое полеводческое хозяйство. Главными культурами зернового хозяйства были: рожь, овес, пшеница, ячмень, из бобовых культур сеяли горох. Технические культуры лен и конопля, каждый крестьянин сеял пять-десять соток, из трав сеяли клевер и тимофеевку.

Питание и одежда крестьян.

            Питание крестьян по объему было большим, а по калорийности очень низким. Хлеб пекли в основном ржаной, только по праздникам пекли пшеничный серый хлеб. Зажиточные крестьяне питались больше пшеничным хлебом, о белом хлебе большая часть крестьян не имела представления, не знали вкуса, они видели белый хлеб только на базаре. Другие продукты: капуста, картошка. редька, репа, лук, квас, брюква. Корова была почти в каждом хозяйстве, но доили молока мало, из-за плохого корма: овсяная и пшеничная солома, а то, и ржаная. Мясо крестьяне ели только по праздникам. Я помню в годы моей юности, нагуляешься, придешь за полночь домой, есть хочется, отрезаешь ломоть черного хлеба, раздавишь луковицу, посолишь – вот и все питание. Из репы и свеклы зимой делали «паренки», варили сусло. По религиозным обычаям было много постов: Великий пост, Филипповки, и другие посты, когда не разрешалось, есть скоромную, «молосную» пищу, ели растительное льняное и конопляное масло с овощами. Посты длились почти половину года. Были крестьяне, которые не соблюдали постов, про них говорили: безбожники, греха не боятся.

            Лен, конопля, были очень важными для крестьян культурами, потому что, абсолютное большинство крестьян одевались в свое, домотканое полотно, изо льна и конопли. Только в праздники молодежь одевалась в ситцевые, или, в лучшем случае сатиновые (говорили сатинетовое) сарафаны и рубахи. Девушки, как и женщины, носили сарафаны до пят. Сверху сарафана кофточка, с наглухо застегнутым воротом. На ноги одевались самовязанные чулки, из суровых ниток летом, зимой из шерстяных ниток, и ботинки с резинкой. Сарафаны и кофточки женщины, в большинстве случаев, шили сами. Верхняя одежда женщин зимой: шуба на меху, без воротника, покрытая простым материалом, в редких случаях сукном. На ногах зимой валенки, на работу лапти. Мода не менялась многие десятилетия, дети носили то же, что и отцы. Мужчины носили рубашки косоворотки, осенью длинные кафтаны на легкой подкладке, зимой носили шубы на меху. Обувь летом кожаные сапоги, зимой валенки, на работу надевали лапти, в любое время года. У мужчин часто менялась мода на головные уборы: носили фуражки с широким околышем и лакированным козырьком, носили шляпы с узким околышем, с загнутыми полями, пирожком. Зимой у мужчин были в моде высокие бобровые шапки, с плисовым верхом, но такие шапки не все могли приобрести. Парни из бедных семей носили простые шапки из овчины. Женщины носили платки, полушалки, шали. В богатых семьях девушкам покупали пуховые оренбургские шали, летом шелковые платки (полушалки). В 1913-15 годах мода стала меняться на обувь, нижнее платье, как у женщин, так и у мужчин. Стали появляться резиновые галоши (колоши), надевали их на ботинки, сапоги и не от сырости, но и в самую жаркую погоду. Зимой колоши надевали на валенки-чесанки, тоже больше для красоты. Вся эта праздничная одежда и обувь, сберегалась на долгие годы, часто ее донашивали дети. Полотно для одежды изготавливалось в каждой семье женщинами. Когда лен и конопля вырастет, их выдергивают с корнями из земли и связывают в снопы, потом обмолачивают семя. Обмолоченные снопы конопли замачивают в болоте на определенное время, а лен расстилают осенью на поляне. Вымоченную коноплю и лен сушат, потом мнут на специальных мялках, получается волокно, которое треплют, чешут. Когда был большой урожай льна и конопли, для обработки устраивали «копотиху» - помочь. На копотиху приглашались родственницы, соседи, знакомые, человек 15-20. Женщины целый день мнут, треплют, чешут, вечером хозяйка выставляет угощение, разные кушанья, самодельное пиво, брагу, редко водку. Приглашается гармонист. Копотихи устраивались и в богатых семьях, и в бедных – разница была в количестве работавших и в угощении. Копотихи устраивались осенью, после полевых работ, когда в хозяйстве есть чем угостить. Для замужней женщины, это был почти единственный случай в году, когда можно выпить, попеть песен, поплясать. Женщины в заунывных песнях, выплачут свое горе, свою тяжелую женскую долю. В праздничные дни женщине выпить пива, поплясать и пр., считалось не приличным – соседи осудят, и муж не разрешит. Мужики на копотихе могли присутствовать только в качестве зрителей. С выходом замуж в 18 лет, у девушек кончалась молодость и маленькая девичья свобода.

            Зимой, чистое конопляное и льняное волокно, женщины и девушки прядут, при маленьких коптилках, а то и при лучине. Потом пряжу окрашивают в разные цвета, и ткут из нее на кроснах (специальном станке деревянном), разное полотно: для штанов, рубах, становин (нижние женские рубахи), пологов, половики и пр. Вся эта работа на женских плечах. Мужики только сеют и помогают дергать лен и коноплю, соберут кросна.

            Ближайшие земли вокруг села были поделены межами на мелкие полоски от четырех соток, до 1 гектара, земля тогда измерялась переездами. Как правило, самая плохая земля – в горах, на камнях, всегда оказывалась у бедняков, соответственно и самый низкий урожай. У богатых крестьян урожаи были хорошие, потому что земля была лучше, и они хорошо удобряли свою землю. Землю пахали деревянной сохой с железным лемехом, одной лошадью от зари до зари, вспахать можно было ¾ га. Пахота, была самая тяжелая работа для лошади и пахаря, соху нужно было все время крепко держать в руках и направлять. Худая лошаденка с трудом тянет соху и к обеду, лошадь и пахарь выбиваются из сил. У богатых крестьян кони были упитанные, пахать на них было легче. Траву косили косами, «литовками», хлеб жали серпами, в наклон, по 16 часов, до двух месяцев, это был адский труд. Питание в страдную пору было плохое: черствый хлеб, картошка, каша без жиров. Обмолачивали хлеб цепами, молотилами на гумне, с овином, для сушки снопов, перед обмолотом. Обмолот снопов производился, как правило зимой, под крышей заливали площадку водой, потом на льду раскладывали высушенные в овине снопы в два ряда, колосьями во внутрь, с обеих сторон вставали по несколько человек, и начинали молотить, колотить цепами, чтобы выбить зерно. Потом зерно провеивали на ветру, до появления ручных веялок. Машины: молотилки, веялки, жатки, косилки, стали появляться в Советной после 1910 года, только у отдельных, зажиточных крестьян.

            Все лето крестьяне трудятся на ближних и дальних полях от рассвета до заката, а осень и зимой надо еще вывезти урожай с дальних полей. Вывезти надо снопы на гумно, дрова для дома, сено для скотины, в первую очередь для лошади. Все это бедняки возят на одной худой лошаденке, осенью в распутицу, по грязи и колеям до осей телеги, зимой по наметенным сугробам, ямам-ныркам, на морозе. Не приведи бог, как говорили, лопнет завертка, сломается оглобля на морозе, вот тут и помянет крестьянин всех святых и Богородицу не добрым словом. Одна поездка занимала 12-14 часов, вперед и обратно.

             У бедной семьи, а иногда и у середняков, хлеба на год не хватало, приходилось брать его у кулаков, за отработку в страдную пору. И вот так крестьянская семья из года в год влачила жалкое существование. У многих крестьян весь скот зимой находился в загонах под крышей, за заплотом, на морозе. Весной и летом скот выгоняли на поскотину, на выгон, за ворота, без всякого пастуха. Поля с посевами были огорожены. Летом скот выгоняли вечером на всю ночь, часто выгоняли и коней на выгон на ночь, утром скот возвращался домой сам. Я не помню ни одного случая, чтобы у кого-нибудь потерялась скотина. На ночь большинство крестьянских дворов не закрывалось, можно было свободно в отсутствии хозяина войти в дом, но никогда не было пропажи имущества, не было воров, не было воровства. Молодежь воспитывали: не воруй, трудись честно, уважай старших, эта традиция передавалась из поколения в поколение. В семьях были запреты, которые не обсуждались, и не объяснялось, почему нельзя: нельзя есть с ножа, нельзя подорожничать, нельзя приносить из леса детенышей диких зверей, говорили притчу. Только став взрослым человек понимал, почему нельзя. За всю мою жизнь, был только один случай, когда со стана увели несколько лошадей цыгане, с помощью Ваньки Варенят. Лошадей разыскали, воров поймали. На сходке крестьяне решили Ваньку Варенят выслать из Советной. Это решение властями было приведено в исполнение, Ваньку Варенят выслали в Сибирь на 2 года, когда он вернулся обратно, ничего подобного за ним не наблюдалось.

            Крестьянская изба была площадью 15-20 квадратных метров, четвертую часть избы занимала печь, в переднем углу стоял стол, на котором обедали, готовили пищу, месили тесто. Возле стен стояли лавки, ни стульев, ни табуреток не было (вместо табуреток использовали тюрики, для наматывания пряжи), вдобавок к этому, по среди избы висела на очепе зыбка с ребенком. В такой избе жила семья из 6-8 человек, летом можно было спать в сенях, в чулане, а зимой всем приходилось ютиться в избе. Зимой вся семья располагалась спать на печи и на полатях, внизу, на деревянной кровати, тем более на полу, спать было холодно. У большинства крестьян, каких-либо постельных принадлежностей, матрасов, одеял, подушек, не было.          Наша семья из 7 человек, отец с матерью спали на печи, а мы, дети, располагались на полатях: под голову какой-нибудь зипунишко, на всех один большой тулуп, вместо одеяла. В сильные холода, дополнительно ставили железную печку. Почти в каждой избе было много тараканов, чтобы от них избавиться, в сильные морозы открывали окна и двери и уходили жить на неделю в баню или к соседям. Через год другой тараканы возвращались, и начинали все сначала. Вся семья, не зависимо от количества проживающих, за стол садилась одновременно, все хлебали из одной чашки, первым начинал глава семьи, за шалости, детям попадало по лбу ложкой.

            В Советной старосту выбирали на общем сходе, как правило, из богатых крестьян. На этом же сходе выбирали десятника, самого бедного крестьянина, работа его заключалась в том, чтобы оповещать народ об очередном сходе и быть посыльным при старосте и писаре. Часто староста был совсем не грамотный, поэтому писарь играл главную роль. Грозным стражем порядка являлся стражник, за любую провинность, он мог арестовать крестьянина и посадить в кутузку, на несколько дней. Советная относилась к Верх-Суксунской волости, которая объединяла до 10 сел и деревень. Волостное правление состояло из старшины, избираемого выборщиками от сел и деревень, из богатых грамотных крестьян, и волостного писаря, который тоже играл большую роль. Главную роль в волостном управлении играл урядник, которому подчинялись все стражники волостных сел и деревень.

             Половина семей села Советной занималась плетением лаптей на продажу, для большинства из них, это был единственный заработок. В зимнее время, по понедельникам, советинские крестьяне возили в Суксун лапти, для продажи их приезжим скупщикам. Одна пара лаптей стоила от 3 до 7 копеек, при наличии сырья, один человек в день мог сплести 2-3 пары. Лапти плелись зимой, в тесной избе, при освещении керосиновой лампы, а до 1900 года изба освещалась лучиной. 80% населения в Советной было неграмотно, в нашей семье из 7 человек, грамотных было четверо, у соседей из 8 человек, грамотный один. В некоторых семьях грамотных не было совсем. В Советной было несколько семей прогрессивных – все были грамотны, например, братья Мосеевы из Чучеварки: Андрей, Александр, Петр и еще несколько семей.

            В Советной была Церковно-приходская школа, которая занимала помещение 25-30 кв. метров, в Земской избе, в нем учились 1,2,3 классы, 30-40 учеников. Со всеми занимался один учитель. Были часы Закона Божьего, который преподавал поп. Качество занятий, по сравнению с нынешней начальной школой, было несравненно выше и лучше. Учитель того времени, целиком и полностью отдавался своему делу, ученики были беззаветно преданы своему учителю. У многих ребят было желание учиться дальше, но у крестьянских детей, после 3-х классов начальной школы, заканчивалось образование, дальше мы учиться не могли, были таковые материальные условия. Власть, не способствовала образованию народа, неграмотными управлять проще. С малых лет ребенку вколачивали страх перед Господом Богом и повиновение. Ни газет, ни книг крестьяне не видели, не читали. В церкви была не большая библиотека из церковных книг, которые выдавал поп.

             В Советной, около 7-8% крестьянских хозяйств, не имели лошадей и коров, это были батрацкие хозяйства, они имели немного земли, но её не обрабатывали. 3-5% кулацких хозяйств, имели торговлю бакалеей, это Петрушка Колосопят, Петрушка Варенят, Ванька Родькин, Сапоговы, но они прекратили торговлю в 1904 году. Каждое крестьянское хозяйство платило подати и обязательные страховые, многим негде было взять денег на уплату налогов, поэтому приходили староста, урядник и писарь, для описи имущества. Описывали самовар, тулуп, какую-нибудь скотину и называли срок, к которому надо уплатить недоимку, при неуплате в срок, забирали имущество или уводили скотину со двора. Я хорошо запомнил эту троицу, и ненавидел их, за то, что часто описывали у нас самовар, или тулуп.

 Продолжение следует.

 

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий