понедельник, 25 декабря 2017 г.

Из записок Устюгова В.Д. Торговище. Окончание.







= Моя работа в с. Торговище.
- В августе 1924 года, Суксунский райком направляет меня в г. Кунгур, на курсы секретарей партийных ячеек. Город Кунгур являлся центром Кунгурского округа, в него входил весь бывший Красноуфимский уезд. Это была первая моя учеба при Советской власти, продолжалась она один месяц, в основном мы слушали лекции, доклады руководителей окружных организаций: Семовских, редактора газеты «Искра», Слюнкова, Михайлова и других руководителей. Историю партии мы изучали по книге Зиновьева. Я впервые столкнулся с изучением марксистко-ленинской теории, многого не понимал, все это для меня было ново. Эти курсы мне дали понимание политики партии и Советской власти. После окончания курсов, в начале октября 1924 года, Суксунский райком партии направляет меня на работу в Торговижский сельсовет, заведующим избой-читальней и секретарем партячейки, и дополнительно получил ещё особое задание… Секретарь Суксунского райкома партии, т. Мальцев предупредил меня, что работать в этом селе будет трудно: кулаки держат под своим влиянием население.
- Поехали мы с женой в Торговище налегке, имущества у нас почти никакого не было: подушка, тюфяк, одеяло, остальное все на нас. У меня была винтовка, как у ЧОНовца. В тот период работать в деревне без оружия было опасно, классовый враг был силен, это я почувствовал с первых дней своей работы.
- Хочу остановиться на истории села Торговижского. Это самое старинное село среди окружающих сел и деревень Суксунского района, оно возникло, на месте торгов инородцев, отсюда и название, в начале 17 века, стоит на берегу реки Сылва. С образованием Кунгурского уезда, был построен Торговижский острожек, для защиты от набегов кочевых племен, были возведены сторожевые башни. Во время осады отрядами Пугачева башни сгорели, уцелела и сохранилась до сих пор, одна из них. По историческим данным в селе было построено два храма: один в 1619г., другой в 1715 году. Последний храм существовал до 1940 года. Это был ценный архитектурный памятник. В церкви были старинные иконы знаменитых художников, иконописцев, но все это было уничтожено, никто на это не обратил внимания.
- Село Торговище, по существу являлось центром начала революционного движения, среди крестьян Красноуфимского уезда. В конце 1901 года в Торговище организуется группа противоправительственного общества. Эту группу-общество возглавлял помощник агронома Торговижской волости Федор Александрович Мальцев. В это общество входили: адвокат этой волости Арефий Николаевич Гладких, Парфен Маркелович Башкирцев, Братья Иван и Осип Волковы, Григорий Абрамович Вечтомов, Ефим Карпович Лузгин и Алексей Петрович Гладких. Торговище было прогрессивным центром и концентрировало большие, по тому времени, культурные образованные силы. В 1902 году полиции стало известно, что в селе Торговищеском организован тайный кружок из 10 человек, что кружок занимается распространением запрещенной литературы. В полицию доносили, что Парфен Башкирцев не признает ни бога, ни царя, отказался крестить в церкви своего сына. В 1903 году эта группа была раскрыта и департаментом полиции осуждена: за организацию преступного общества и распространение нелегальной литературы А.Н.Гдадких, П.М.Башкирцев и В.Г.Чистяков были высланы в Архангельскую губернию, сроком на три года, каждый, остальные были осуждены к гласному надзору полиции, по месту жительства.
- В 1905 году в с. Торговижском возникает «Крестьянский союз». 27 ноября 1905 года, по инициативе Арефия Гладких, в здании волостного правления был созван сход, где была прочитана программа Крестьянского союза. В программе было сказано: землей должны пользоваться все бесплатно, податей никаких не платить, все начальство должно быть выбрано самим народом, войны ведутся ради выгоды правительства и капиталистов. На этом собрании, в члены союза согласились записаться до 60 человек. Волков ходил записывал по домам, первыми вступили: Н.Гладких, А.Н.Гладких, С.Лупин, Г.Вечтомов, Г.Чусов, Я.Гладких, П.Меркулов, А.Кобелев. Потом последовали расправы над организацией «Крестьянский союз». В феврале 1906 года привлекаются к ответственности участники торговижского союза, подвергаются аресту и водворяются в Красноуфимскую тюрьму: А.Гладких, И.Волков, А.Пупышев, Г.Вечтомов, И.Добрынин, Г.Чусов, И.Шилов, П.Башкирцев.
Нужно отметить, что в этот союз входили крепкие середняки, кулаки, интеллигенция. Потом члены этого союза в большинстве перешли в эсеровскую, меньшевистскую организацию и действовали до октябрьской революции. После октябрьской революции, на первое время некоторые оставались нейтральными, потом они стали на сторону кулачества, несколько человек были активными советскими работниками, в Гражданскую войну они сражались в рядах Красной армии, против врагов Советской власти. Во время моей работы в Торговище в 1924-25 годах, там жили: Парфен Башкирцев, Григорий Вечтомов (работал сыроваром), Александр Пупышев, братья Волковы, И.Шилов и другие. Все они никакой политической деятельности не проявляли, на собраниях отмалчивались. Нужно отметить, что большинство крестьянских хозяйств в с. Торговижском были крепко зажиточными, с добротно построенными домами и дворами, имели хорошие плодородные земли. По сравнению с другими населенными пунктами, торговижские крестьяне, в отношении культуры, образования были на голову выше. Если в окрестных селах и деревнях, в 1905-1914 годах грамотные составляли 15-20%, то в Торговище грамотных было до 40%. Тут люди были и со средним образованием. Во многих домах обстановка, мебель, посуда была городская, а не крестьянская.
- В сентябре месяце 1924 года я, приступая к работе, этого положения обстановки, в которой мне придется работать, не знал, я думал, что население такое же как в Советной, В-Суксуне. Все это я узнал позже. Основная моя работа – заведование избой-читальней, до меня на этой работе был Щербинин Михаил из Суксуна. Заработная плата была 18 рублей в месяц, которую выплачивало мне кредитное товарищество. По бюджету Суксунского райисполкома, для избы-читальни ни копейки не выделялось, а содержалась она на средства кредитного товарищества. Председателем кредитного товарищества был Гладких Степан Кондратьевич, грамотный и умный мужчина, из богатой семьи, он больше походил на городского интеллигента, хотя хозяйство занималось сельским трудом. У него было два младших брата, студенты Красноуфимского сельскохозяйственного техникума. В большинстве своем членами кредитного товарищества были кулаки и крепкие середняки, бедняков было мало, потому что, для вступления нужно было внести большой денежный взнос. Кредитное товарищество имело магазин – торговало бакалеей и промтоварами, и сыроваренное производство. Мастером сыроваренного производства был Вечтомов Григорий, участник Крестьянского союза. Членом правления кредитного товарищества был один коммунист, Гладких Анисим. Председателем Торговижского сельсовета был коммунист Будрин, секретарем Шилов, который был еще и секретарем комсомольской ячейки. Была партийная организация из 4-х коммунистов: Гладких Анисим, Будрин Александр, Шилов Никита и я. Один из организаторов Крестьянского союза Парфен Башкирцев, фотограф, во время моей работы он тоже занимался фотографией, держал себя нейтрально, нигде не выступал. Сын Степан мой сверстник и однополчанин, с 1918 года был коммунистом и добровольцем Красной армии, но в 1924 году он был уже беспартийным, жил вместе с отцом, вел себя неопределенно.
                (Почти все упомянутые в этой главе люди были репрессированы в 1937 году. Степан Гладких потерял глаз в первую мировую войну, после войны был председателем общества инвалидов, в 1937 году его нашли в Краснодарском крае, арестовали и больше о нем никто не слышал. Парфена и Степана Башкирцевых расстреляли в 1937 году, Парфен тогда жил где-то под Н-Тагилом. В 1924 году Степан Башкирцев был одним из руководителей партии анархистов-синдикалистов, их судили: Постникова В.М. приговорили к трем годам концлагерей, Башкирцев отделался условным сроком. А в 1937 году их расстреляли в один день, 4 ноября. Примечание В.Б.)
- Я приехал в Торговище с большим желанием работать, укреплять Советскую власть в деревне. На первых порах не все у меня было удачно. Я не знал, что из себя представляло это село и его жители, за это пришлось на первых порах расплачиваться разными моими неудачами на собраниях и в организации работы. Многие крестьяне села были образованнее, культурнее, опытнее меня, поэтому первые мои выступления на собраниях не достигали поставленной цели, выдвигаемые мною мероприятия, не проходили, срывались. Актива для поддержки еще не было, я еще не знал людей, кто враг, а кто друг. Кулаки чувствовали себя на селе вольготно, пользовались поддержкой середняков. После всех этих неудач я занялся созданием актива из бедняков и средняков. Партийная организация была маломощная, почему-то коммунисты утратили веру в силы партийной организации. Поэтому они бездействовали, никакой воспитательной работы среди крестьян не проводили и почти не выступали на собраниях. Совместно со всеми коммунистами мы составили список бедняков и середняков, на которых можно было опереться, провели с ними несколько собраний. Некоторые бедняки так рассуждали: «Что мы можем сделать с ними, они грамотные, горлопаны, хитрые». Я им доказывал, что надо организовываться и организованно выступать против кулачества. В то время был введен сельхозналог, который взимался с каждого посеянного гектара. От налога освобождались посевы трав: клевера, вики, других технических культур. Основная тяжесть налога ложилась на кулацкие и середняцкие хозяйства. Большинство бедняцких хозяйств от налога освобождались. Кулаки оказывали сильное сопротивление, они стремились разными путями уменьшить сумму налога, скрыть посевы или записывали в графу сеяные травы, площадь засеянную зерновыми. Сельсовет, ячейка ВКП(б), комитет взаимопомощи занимались выявлением скрытых посевов, и заявленные скрытые посевы облагали двойным налогом. Фактов скрытия посевов было много обнаружено в деревнях Грязнуха, Петухово. Кулаки видели, что организацией всех мероприятий против них руководит заведующий избой-читальней, местные коммунисты в этих вопросах не проявляли особой активности, поэтому кулаки в первую очередь стали выступать против меня. Сначала они решили меня подкупить, приносили мне в качестве дара мясо, яйца, масло, мед. Я об этих приношениях рассказал на сходе, кулаки были посрамлены, а бедняки почувствовали в моем лице и в партийной организации свою защиту. Я добился, чтобы кредитное товарищество приняло бедняков членами товарищества, с меньшим паем. Это сыграло большую роль в организации бедноты, на общих собраниях я выступал смело, чувствуя за собой актив бедняков. Кулаки притихли, избрали тактику «тихой сапы». Были и такие, которые на всех собраниях выступали против всех мероприятий Советской власти, особенно усердствовал бывший матрос, явный монархист, здоровенный мужчина, средних лет, он кричал: «Не долго, продержится Советская власть, вы все коммунисты будете висеть на телеграфных столбах». Потом выяснилось, что он участник Кронштадского мятежа, этим мы ему заткнули глотку.
- Большая работа проводилась среди женщин, женщина в деревне особенно закабалена. Хотя широко было объявлено в печати, на собраниях, что женщины в Советской стране пользуются одинаковыми правами с мужчинами, но большинство женщин оставалось все в таком же, положении: муж распоряжался своей женой, как хотел. Мы стали проводить в избе читальне собрания, беседы с женщинами, у нас подобрался хороший женский актив: две учительницы, моя жена, сестра секретаря сельсовета Шилова, жена Пупышева и другие. Через этот актив мы начали с женщинами вести работу: стали первыми в районе и даже в округе проводить женские вечеринки-пряхи. На первые вечеринки мало приходило женщин, но через некоторое время стали приходить девушки, женщины, кто с пряхой, кто с вязанием, кто с шитьем. На вечеринках проводили беседы на разные темы, пели песни. Надо отдать должное учительницам Торговижской школы: Румянцевой, этой уже пожилой женщине, и вдове местного священника, они проводили очень большую работу среди женщин. Мы стали на защиту тех женщин, к которым мужья относились варварски. Женщины стали частыми посетителями избы-читальни, они обращались ко мне по разным вопросам и с жалобами на мужей. По налоговым вопросам приходили не только торговижские женщины, но и из других сел и деревень. Однажды из Тиса пришла вдовушка молодая с вопросом любовного характера, конечно, тут я ей помочь не мог. Всем я должен был помочь, разъяснить, в большинстве случаев мне это удавалось. Избой-читальней проводилась большая антирелигиозная работа, в этой работе активное участие принимали опять же учительницы. Часто организовывали постановку спектаклей, для этого было хорошее помещение, бывшее здание волостного правления, там была устроена сцена, зал был человек на 180. У нас постоянно работал драматический кружок, в котором принимал активное участие секретарь сельсовета т. Шилов и его сестра, моя жена и многие другие. В большие праздники ставили платные спектакли, народ шел охотно, особенно молодежь. Торжественно проводили революционные праздники: день Октябрьской революции, Первое мая, 8-е марта, в эти дни проводился митинг и демонстрация, где учавствовало большинство населения с. Торговища и д. Грязнухи. Главная задача, поставленная партячейкой, это организация бедноты, завоевание на свою сторону середняка, прижать кулака. Нужно было так сделать, чтобы бедняк не шел с поклоном к кулаку, для этого существовал комитет взаимопомощи, но работал он не удовлетворительно, никакой помощи он бедноте не оказывал, на складах у него ничего не было. Руководил комитетом Пупышев Александр Ларионович, это был умный, грамотный середняк, он с большим желанием взялся за работу в комитете взаимопомощи. В первую очередь создали небольшой хлебный фонд, потом решили создать прокатный пункт сельхозмашин, сортировочный пункт, приобрели сортировки, веялки, плуги.
- В Торговище, на острове в реке Сылве, в дореволюционное время работала лесопилка, стоял сильный локомотив, две пилорамы, дисковая пила, для распиловки дров. Почему-то о ней все забыли, она не числилась на балансе ни райисполкома, ни сельсовета, стояла бесхозная. Во всем Суксунском районе не было лесопилки, лес пилили ручным способом. Чусов Петр, у которого я квартировал, был раньше рамщиком на этой лесопилке, он мне и подсказал, а почему бы нам не пустить в работу лесопилку? Лесопилка 10 лет бездействовала, никто ее не охранял, но все двери были закрыты на замки. Создали комиссию из представителей власти и специалистов, подобрали ключи, там все было на месте и в исправности. Нужно отдать должное и сказать спасибо населению, что эту лесопилку они сохранили в целости и сохранности. Нашли старых специалистов, работавших ранее на этой лесопилке, пригласили бывшего машиниста Маношина Николая, он уже жил в Суксуне, но охотно согласился поработать на лесопилке, и на первых порах все работали бесплатно, денег у власти не было. Когда люди стали узнавать, что в Торговище работает лесопилка, заказов появилось на год работы.

Комментариев нет:

Отправить комментарий