Ашихмин Е.Г.,
Заведующий музеем
истории
ОАО «Мотовилихинские
заводы»
Тохтаревская Богородицкая пустынь и ее
архитектурный ансамбль
Пролог
Коротка летняя
ночь. Так, небольшие сумерки. С каждой
минутой догорающий костер терял свою яркость. Отступали тени. Проступила река,
пойменные луга. Да и окрестные леса уже не пугали таинственной темнотой. У
догорающего костра спало несколько монахов. Их когда-то черные рясы, выгорели
на солнце и посерели от дорожной пыли. Теплое солнце оживило природу. Легкий
туман поднялся над рекой. Ночная прохлада отступала перед июльским днем 1669
года.
Яркие лучи разбудили странников. После молитвы
и скудной трапезы монахи вновь заговорили о сущном. Уже несколько недель они
искали место для своей новой обители. Много верст они прошагали. Много добрых
мест им встретилось на Сылве и ее притоках. Пора было определяться с местом
пустыни. До осенних холодов нужно было подготовиться к зиме. Срубить обитель.
Красивое место найдено было выше по реке. Уединенное. Луга позволяли и пашню поднять
и скотину выпасать. А как же прожить без хозяйства. Да, правда, предупреждали в
Торговижском остроге. Неспокойно здесь особенно в верховьях реки. Налетают
басурмане на конях. Не дают обустроиться. Бог миловал. Лесом шли, когда вдоль
реки проскакал вооруженный отряд воинственных башкир. Пришлось, хоронясь
спускаться вдоль Сылвы обратно. Здесь же ниже Торговижского острога, под
защитой его стен, пищалей да мушкетов, было спокойней. Да вот хоть это место,
здесь на холме у излучины. Чудный ручей был неподалеку. С камня, с четырех
сажень падала вода. Чудно. Место опять же пустое. Лишь за рекой вдали видели
местных татар. Да батюшка из Торговища, с Предтеченской церкви, отец Михаил, баял,
что смирные они, не злые. А деревню здесь, буде спалили степные басурмане.
Многих порубили. Оставшиеся погорельцы же ушли на Чусовую. Не стали
обустраивать пепелище. Напоминанием о трагедии розовел невдалеке от привала
иван-чай, скрывая сгоревшие дворы. Да и пашню поднять здесь проще. Не переплели
еще тысячами корешков черную землю буйные травы. Хорошее место. Да не хотелось
строиться у пепелища. Вот обо всем этом и текла неторопливая беседа. Короткие
фразы, длинные паузы. Серьезный вопрос. Решать, так на века.
Из
задумчивости монахов вывел плеск воды. Не рыба то играла. Оглянулись на реку. В
брод ее переходил татарин, неся сверток над головой. Вышел из воды. Был он один, без оружия. Приблизился.
Поклонившись, сел рядом. Помолчал. Старший у иноков, Симеон, разумел немного
по-татарски. Да и Истекайко, как звали пришельца, тоже немного разумел
по-русски. При помощи жестов и отдельных слов завязался разговор. Говорили о здешних местах, о лихом набеге
семилетней давности. Тогда была разорена не только русская деревня. Пострадал и
его, Истекайки род, - Ижболдиных. В тот год и приплыла по реке в эти края
расписная доска. Шибко красивая, вот и прибрал он ее. Такие же доски видел он,
в остроге, в большом доме у попа Михайлы. Думал отдать. Но нехороший поп, -
злой. На его Истекайке реке, рыбу ловит. Он развернул овчину. Да не доска это
оказалась, а икона. Богородица то была, Неопалимая купина. Монахи истово
закрестились. Тут строиться будем, подал голос Тарасий. Храм будем Богородице
возводить, - подтвердил Питирим. Быть по сему, - перекрестившись, заключил
Симеон.
Для
воссоздания исторического события необходимы факты. Чем больше фактов и их
взаимного подтверждения, тем более правдивую картину можно воссоздать.
Описанное выше событие опирается на конкретные свидетельства. Так в начале 1670
года, зимой, кунгурское общество выделило земли на тохтаревском поле под
монастырскую обитель. Первоначальный осмотр местности, выявление его
пригодности для постройки монастыря происходил, вероятнее всего летом,
предыдущего 1669 года. На этом поле
находилось русское поселение, разоренное в ходе «сеитовского» восстания 1662-64
годов. Напротив Тохтаревского поля, на другом берегу реки Сылва, находились
земли принадлежащие роду Ижболдиных. Известно даже имя главы рода в это время –
Истекайки Ижболдина (Илголдина). Даже сохранилась судебная тяжба по поводу
ловли рыбы на реке Иргине между Истекайкой Илголдиным и попом торговижского
острога Михаилом Петровым[1].
Известны имена первых строителей (настоятелей) и келаря (хозяйственника)
пустыни в 70 годы XVII
века. А легенда о приплывшей иконе, передается в данной местности из поколения
в поколение, уже несколько веков.
Попытаемся
воссоздать историю Тохтаревского монастыря, села Тохтарево и его архитектурного
ансамбля. Документальные свидетельства о монастыре содержатся в двух грамотах
конца XVII и грамоте 40
гг. XVIII века. Они
были опубликованы священником Михаилом Капустиным в газете «Пермские
епархиальные ведомости» в 1870-1871 годах. Затем грамоты 1698 и 1699 годов были
перепечатаны в «Пермской летописи» В.Н. Шишонко. Отдельные свидетельства о
монастыре встречаются в кунгурских судебных актах и писцовых книгах XVII века. Специально
историей монастыря и села никто не занимался. Отдельные свидетельства
встречаются в трудах церковных историков, а также А.А. Дмитриева, В.Н. Шишонко.
Упоминает монастырь в своей академической работе А.А. Преображенский, а так же
ряд других советских историков.
В некоторых
работах встречается ряд спорных утверждений. Прежде всего, дата основания
монастыря. Церковные историки, а вслед за ними и современные краеведы считают
датой основания монастыря 1645 год. Эта дата пробралась уже и на сайты
Интернета. При поиске первоисточника этого утверждения, приходишь к ссылке на
труды митрополита Макария (Булгакова) историка церкви первой половины XIX века. В своей работе
Макарий пишет о 1645 годе, как о дате основании монастыря без всякого
документального подтверждения[2].
Данное утверждение мы считаем необоснованным. В переписных книгах 1648 и 1651
года не содержится никаких упоминаний о Богородицкой пустыни. А от зоркого ока
царских фискалов думается не то, что целый монастырь, отдельное крестьянское
хозяйство бы не ускользнуло.
Время основания монастыря.
В начале XVII века обширное Сылвенско
– Иренское поречье было малонаселенным. Общая протяженность реки Сылва
составляет около пятисот километров. Единственное русское поселение -
Сылвенский острожек, принадлежащий Строгановым, находился в 20 километрах выше
устья реки. Общая площадь Сылвенско-Иренского поречья составляет примерно 20
тысяч квадратных километров. На этой территории
проживало «остяков и татар 67 юртов, да 4 юрты черемисских, да юрт мордовских
людей и в них остяков и татар 81 человек, да 4 человека Черемисина да Мордин»,
пишет в своей переписи Кайсаров в 1623-24 годах[3].
Несложные подсчеты показывают, что в среднем на одного человека, приходилось 10
тысяч квадратных километров! Не случайно в эти благоприятные для проживания
места стало активно проникать русское население. Освоение русскими
Сылвенско-Иренского поречья начиналось создания очагов вотчинно-монастырского
землевладения.[4] Это были пустыни
Соликамского Вознесенского и Пыскорского Спасо-Преображенских монастырей,
основанные в 30 годы XVII
века. Позднее в Кунгурском уезде возник третий монастырь – Тохтаревская
Богородицкая пустынь. Этому монастырю и посвящены данные заметки.
Начало пустыни. Монастырь в XVII веке.
Во второй
половине 60 годов XVII
века, скорее всего в 1669 году монах Симеон основал пустынь на возвышенном
берегу реки Сылва, в 2
километрах ниже устья реки Шатлык. На этом месте в данное
время никто не проживал. Само название монастыря - «пустынь» говорит об уединенности,
необжитости этих мест. «Строитель с братиею» заселяется здесь без всякого
разрешения. Имена всех монахов, которые стояли у истоков монастыря, их общее
количество и место, откуда они пришли,
нам неизвестны. Имена впервые упоминаются за 1671 год – строитель
Симеон, 1677 год – строитель иеромонах Питирим и 1680 год -
келарь старец Тарасий[5].
Скорее всего Симеон, Питирим и Тарасий с братиями и были основателями
монастыря. Первое упоминающееся название
вновь основанного монастыря звучит, как «Тохтаревская пустынь», «Пречистой
Богородице Одигитрия». Монахи обосновались на этом месте летом 1669 года и лишь
зимой оформили право владения этими землями за собой.
В
декабре (начале) 1671 года жители Кунгура «со всего мирского совета
приговорили, по обещанию своему, дать Пречистой Богородице Одигитрии место и
оброчной земли в Кунгурском уезде, для прибегу кончины живота своего, вверх
Сылвы на тохтаревом поле под пустыню и под церкви, и под кельи, и под пахоту земель
Тохтарева поля-вверх Шатлыку речки на речку Кустарню, а по Кустарке речке вниз
до речки Суксуну; а на Суксуну вниз до Сылвы реки по правую сторону Шатлыку и
Кустарни и Суксуна; да на прокормление - ниже Глубоковской курьи плесо до
усть-Суксуна ловить рыба: в том они и приговор дали за руками отцов своих
духовных»[6]
По поводу
места, на котором был основан монастырь, грамота 1698 года сообщает следующее.
В прежние времена на данном месте находилась татарская деревня «Тохтаревская
Тохтарева». Хозяевами было продано место, где стояла деревня и прилегающие
угодья, «беломестцам». На этом месте «было село Петровское и церковь верховных
апостолов Петра и Павла». Данное село в ходе башкирского восстания 1662-64
годов было полностью «разорено». Эти сведения приводятся в грамоте со ссылкой
на трех кунгурских мирских челобитчиков Власку Рудакова, Евтифейку Веселкова и
Афоньку Смолина[7]. К этому свидетельству
нужно отнестись критично. События, о которых упоминают челобитчики, произошли
за более чем 30 лет до этого. Да, действительно, данные земли были переданы от
татар беломесцам. Да, допускаем, что на этом месте был основан починок или даже
деревня. Но наличие на этом месте села с церковью весьма сомнительно. Так в
1623-24 годах на Сылве не было никаких русских поселений. В писцовых книгах Прозоровского 1648 года перечислено 26
населенных пунктов, включая однодворовые починки. В этом списке нет ни одного
села. Не было ни одного села в Кунгурском уезде и в 1651 году. Каким образом на
пустом месте за всего одно десятилетие после 1651 года выросло целое село,
вскоре полностью исчезнувшее с лица земли? Как предположение можно допустить,
что селение с названием Петровское существовало на месте нынешнего Суксуна или
села Тис. Данное предположение основано на том, что в этих поселениях
находились Петропавловские церкви, а традиционность в преемственности названий
храмов общеизвестна. Например, в деревне Верх Суксун в 1648 году было 4 двора и
проживало 13 мужчин[8]. Существовал в это время и
Тис.
Монахи
развернули активную хозяйственную деятельность. Уже летом этого же, 1671 года,
они закрепляют за собой новые земли на противоположном берегу реки Сылва,
напротив вновь образованной пустыни. 10 июня ясачные татары «Егитей да Алия
Балбековы дети, Истюкай Илголдин сын» (всего 10 человек) приложили они вотчины своей противу Тохтарева заречную сторону луг
… луг до речки Юркану с наволоком и с
озерами Пречистей Богородице неопалимой купине в казну на прекормление братии,
и вольно им – строителю с братиею, и по них иным строителем, тем лугом и
озерками и наволоками владеть по той их прикладной, а им татарам впредь до того
лугу дела нет и в тот луг не вступаться»[9].
Через неделю, 18 июня 1671 года, другие местные жители «Ягитай с товарищи
приложил монастырю против Тохтарева за Сылвой рекою скленчи лугу вверх по Сылве
реке левая сторона до усть речки Юркану с озерами и с истоками и с наволоками»[10]. В
начале 1673 года кунгурец Семен Давыдович Попов завещает мельницу с прудом на
устье реки Суксун обители[11]
Владения монастыря простирались на несколько километров вокруг.
Обрабатывать эти земли могло лишь значительное количество людей. Видимо с
самого начала в монастыре было несколько монахов и у пустыни были прикрепленные
крестьяне. По переписи Дмитрия Жукова в 1678 году за «тохтаревской» пустынью числилось
«крестьянских и бобыльских 23 двора»[12].
Активное строительство требовало большого количества материала. Монахи
договариваются с жителями деревень Красный Яр и Байбекова Илгондиными и
Байбековым. По договору 1677 года, разрешается «строителю … с братиею ронить
лес, в их вотчине на бору про монастырский расход, и крестьянам и бобылям той
пустыни тес тесать и драницы драть и лыка и жерди и дрова сечь»[13]
В начале 80
годов монастырь организует строительство мельницы на устье реки Сыры. Мельница
была большая, так что мельничный пруд подтопил вышестоящую мельницу жителя
деревни Мартьяново Левки Демина. Мирным путем уладить спор не удалось. Левка
Демин был вынужден обратиться с челобитной к Кунгурскому воеводе. При
посредничестве администрации Демин и монастырь пришли к мировому соглашению.
Монастырь обязался выплачивать в казну оброк за подтопленную мельницу Демина. О
том, как компенсировалась Левке Демину потеря мельницы и работы, документы
умалчивают.[14]
К этому
времени у монастыря была еще одна мельница на реке Шаква. В 1687 году Якушко
Загайнов строит на реке Чис (Тис) еще одну мельницу. После постройки колесчатой
мельницы, по предварительной договоренности, Якушко Загайнов уступает ее
монастырю. Монастырь же передает ему мельницу на реке Шаква.[15]В
1690 году жители той же деревни Красный Яр, что и 1673 году, уступают
сенокосные луга по правому берегу реки Сылва, напротив Усть-Суксуна, вниз по
реке до р. Истекайки и рыбные ловли на реке, островах и близлежащих озерах[16].
В 1692 году
Кунгурский воевода, по челобитной строителя Тихона, закрепляет за монастырем
земли между речками Телосом, Менькою и
Аником «буде те земли порозжи»[17]. В
первые годы своего существования (2 половина XVII века) хозяйство монастыря бурно развивается: приобретаются
новые земли, строятся мельницы. Одной из причин бурного развития хозяйства
является наличие большого количества свободных земель в уезде.
Хозяйство монастыря.
Тохтаревская
пустынь была самостоятельна и как хозяйственная единица никому не подчинялась.
Монастырь сам платил налоги. Так, например, когда в 1693 году кунгурский
воевода отписал монастырю земли по речке Суксун, то монастырь должен был сам
«оброк платить в Кунгуре в приказной избе в нашу (великого государя) казну[18]. К
монастырю были приписаны крестьяне, о чем уже упоминалось. С каждого двора
ежегодно платилось по рублю стрелецких денег[19].
Монастырские крестьяне были поселены в
тохтаревской слободке, а так же в других близлежащих деревнях Пеганове,
Тарасове, Усть-Шатлыку, Кадешникове и других. При чем в деревнях наряду с монастырскими,
проживали и черносошные крестьяне.
Основой
хозяйства монастыря был мельничный промысел. Монастырю принадлежало пять
мельниц: две двухколесные и три колотовки. Размер оброка показывает, что мельницы,
принадлежащие монастырям, считались доходными предприятиями [20]. В
монастыре были свои специалисты по постройке и обслуживанию мельниц. Мельничный
промысел являлся одной из основных отраслей хозяйства всех монастырей Вятско -
Пермской епархии. В 1725 году 11 мужским монастырям епархии принадлежали 71 мельница[21]
В
монастырском хозяйстве значительную роль играло зерновое земледелие. Около монастыря находилось
гумно с двумя овинами.[22] Выращивали
хлеб не только для внутренней потребности, но также вывозили на продажу за
пределы Кунгурского уезда.[23]
Было развито
животноводство. В 1736 году монастырю и его крестьянам принадлежало в общей
площади более полутора миллиона десятин лугов и покосов. Животные,
принадлежащие монастырю, содержались на «скотском дворе длиною на девяти,
шириною на семи саженях. При оном дворе изба для житья конюху и скотнику»[24] Занимались
в монастыре и огородничеством. Около самой монастырской ограды имелся капустник
площадью, говоря современным языком, две с половиной сотки[25].
Развито в пустыни было и рыболовство. О переданных монастырю рыбных ловлях было
уже написано выше. Так же необходимо указать, что монастырю принадлежало четыре
луга (наволока) с хмельником. Указание этого факта в описании монастырских
владений, говорит о том, что в монастыре производили сбор хмеля. О наличии
кузницы в описях монастыря XVIII
века прямых свидетельств не сохранилось. Но в 1690 году в Тохтаревскую пустыню
приезжал татарин Иткулка Кунглуков ковать косы.[26]
Думается, такое крупное хозяйство имело свою большую кузницу. Для строительства
и ремонта 5 мельниц, текущей хозяйственной работы и работы на заказ, необходимо
было наличие большой кузницы.
У пустыни
было свое подворье в Кунгуре. Это говорит о значимости монастыря, о том, что
монахи вели активную, в том числе и хозяйственную деятельность. По переписи
Жукова 1679 года на монастырском дворе в Кунгуре проживало четыре бобыля
(безземельные крестьяне)[27]. Еще
один двор в городе был завещан монастырю в 1696 году.[28]
Таким
образом, к концу XVII
века у монастыря сформировалось крупное многоотраслевое хозяйство.
Об обитателях монастыря. «Мужицкая обитель».
Документы не донесли
до нас имена всех монахов живших и поднимавших Богородицкую пустынь. Известны
лишь имена руководителей (строителей и
келарей). Эти люди должны были обладать ярко выраженными деловыми и
волевыми качествами. Известный советский историк И.У. Будовниц, которого нельзя
заподозрить в любви к монастырям и его обитателям, отмечал их энергичность и
предприимчивость.[29]
Монахи были
высоко духовными людьми. Вот как обозначают приоритеты своей жизни монахи Соловецкого
монастыря в своем Уставе: «Иноческая жизнь, и по назначению и по свойству
своему, есть внутренняя, сокровенная. Хотя внешние события, совершающиеся
с какой-либо обителью, и привлекают, главным образом, внимание
повествователей; для истории монашества они имеют значение второстепенное, так
как главной целью подвижнической жизни служит спасение души. Не борьба
с внешними врагами, не успехи материальной и промышленной жизни,
не деятельность исключительно среди мира для земных целей —
назначение иноков, а борьба с внутренними врагами спасения,
совершающаяся в тайной храмине души, успехи жизни нравственной,
деятельность в высшей степени духовная — вот призвание инока».[30]
В то же время
нельзя не отметить следующее. Василий Иванович Немирович-Данченко, посетивший
Соловки в конце XIX в., писал: «Надо отдать
справедливость соловецким монахам, они и сами едят хлеб в поте лица
своего. Монах, например, огородник своим рабочим подает пример труда:
он не ограничивается ролью наблюдателя, но сам прикладывает руки
к делу, возится в грязи, и, в конце концов сделает больше
всякого богомольца. Так у них везде. Поэтому хозяйство их цветет,
и монастырь, помимо аскетического значения, имеет все признаки хорошей
рабочей общины»[31]. Рассказывая об одном из
монахов острова Валаам отце Анфиме, он приводит отзывы о нем, самих монахов:
«Он у нас на все руки мужик… Вот гостиницу выстроил. Такие у него от Господа
дарования, просто удивление. Все может».[32] В устах монахов слово –
мужик, звучит как высшая похвала. Неслучайно В.И. Немирович-Данченко всю книгу
о Валаамском монастыре называет – «Мужицкая обитель».
Думается, что такое название можно полностью отнести и к Тохтаревской
Богородицкой пустыни.
Монастырь с
самого начала стал местом паломничества. Икона Богородицы «Неопалимая Купина»,
стала местной достопримечательностью. В Тохтарево приходили паломники
поклониться иконе со всего огромного, в те времена, Кунгурского уезда.
Престольный праздник иконы «Неопалимая Купина» бывает 17 сентября по новому стилю. Но приходили паломники и в
другие дни. Так, например, священник Трофим Ташкинов из села Сретенского в 1690 году
«отьезжал в монастырь на праздник Петра и Павла». О большом количестве
паломников, косвенно говорит и тот факт, что в небольшом селе был кабак[33].
На основании всех документов,
бывших в распоряжении автора, составлена таблица с именами руководителей
пустыни и дат, в которых встречаются данные упоминания.
Руководители
пустыни
год
|
Скитоначальник
|
Келарь
|
1671
|
Симеон
|
|
1677
|
Питирим
|
Тарасий
|
1680
|
Питирим
|
|
1683
|
Герасим
|
|
1687
|
Матвей,
Иаков
|
|
1688
|
Иаков
|
|
1690
|
Тихон до 1699 г.
|
|
1696
|
Тихон
|
Сергий
|
1702
|
Тихон
|
|
1708
|
Тихон
|
|
1717
|
Тихон
|
|
Иосиф
|
||
Василий
Семенович Ласуков
|
||
1736-1742
|
Гавриил
|
|
1740
|
Иоанн
|
Монастырь и село[34]
Монастырь,
полностью деревянный, был построен на левом берегу реки Сылва. Он находился на
возвышении. Монастырские постройки окружала ограда. Времена были тревожные,
нередки были нападения башкир. Ограда имела оборонное значение. Она была
«деревянная рубленая заплотом в столбах, по углам четыре башни безверхие».
Площадь монастыря была относительно небольшой и представляла собой
прямоугольник «мерою в длину пятьдесят, в поперек сорок сажен»[35]. В
описании 1768 года приводится и размеры в саженях ныне существующей
Богородицкой церкви. Это позволяет сопоставить и утверждать, что при обмере
использовалась маховая или погонная сажень, составляющая 176 сантиметров.
Таким образом, прямоугольник, занимаемый монастырем, имел стороны 70 и 90 метров.
Площадь внутри
монастырских стен была плотно застроена. Самыми значительными строениями
являлись две церкви и колокольня. Монахи проживали в здании общей длиной 18 метров, шириной – 7 метров. Здание состояло
из 2 срубов (изб) с перерубами. В сенях находились чуланы. В первой избе жил
строитель (настоятель монастыря), во второй (братской) избе жили монахи. Данное
строение имело высокую клинчатую крышу, т.к. над сенями находился чердак.
Хлебопекарня находилась в избе с сенями, длиной 9 метров и шириной 5 метров. Для хранения имущества использовались один
подклет (нижние этажи Богородицкой церкви и колокольни). Также в ограде
находилось еще четыре амбара разные по площади: 1 – 6х3 сажени; 2 - 2,5х2; 3 – 2х2; 4 – 1,5х1,5. Имелось 2 погреба: 1 –
4х3 (настоятельский), 2 – 4х4 сажени (братский). К хозяйственным постройкам,
находившимся в ограде, следует отнести и «баню с анбаром в длину на трех, в ширину на двух
саженях».
С северной стороны ограды находились монастырские ворота.
Невдалеке от ограды находился монастырский скотный двор. Это была большая
хозяйственная постройка – 10х12 саженей (примерно 21х25 метров). При скотном
дворе находился капустник.
Ниже
монастыря вдоль реки находилась «заоградная слободка». В 1740 году в ней было
26 дворов: 3 «церковничьих», 4 «монастырских бобылей» и 19 – черносошных
крестьян.
Архитектурный ансамбль
Архитектурный
ансамбль монастыря состоял из двух храмов и колокольни. Он окончательно
сложился в XVIII веке.
Храм Богородицы был построен в 1694 году. Это великолепный храм сохранился до
нашего времени. В настоящее время он украшает архитектурный этнографический
музей «Хохловка».
Церковь
принадлежит к древнейшему на Руси типу клетских храмов. На высоком подклете
(высота 3 метра),
или как говорится в описании XVIII
века над «враты и онбарах», находятся четыре части храма: алтарь, собственно храм,
трапезная и притвор. Стены церкви рублены в «обло» из сосновых бревен диаметром
30 - 40 сантиметров.
Центральный четверик завершен высокой клинчатой кровлей с небольшой главкой на
барабане. (Общая высота храма - 20 метров.) Алтарь перекрыт бочкой с главкой на
барабане. Главки с барабанами и бочка были покрыты осиновым лемехом.
В «олтаре в церкви и трапезе двенадцать
окошек с окончины слудными железом». Богородицкий храм считался главным в
монастыре. В ней находилась главная святыня пустыни икона «Неопалимая Купина».
Также в храме находились «на южной стороне образ Пресвятыя Богородицы
смоленския в киоте, у него три венца серебряные под золотом. На северной
стороне образ Николая Чудотворца, у него венец и гривна серебряная под золотом.
Над царскими вратами, писаными красками, образ Спасителя в Киоте, у него оклад
и венец серебряный басмяной». В центральной части храма потолок был сделан в
виде усеченного свода с плафоном посередине. Все части свода были покрыты
живописным холстом.[36] Предположительно
свод и живопись в церкви были сделаны в XIX веке.
Второй храм –
церковь святой великомученицы Екатерины. Здание храма строилось не менее двух
раз. Последнее здание построено в 1802 году, как об этом сообщается в клировых
книгах. В 1740 году в монастырской ограде тоже находилось одноименная церковь.
Видимо на рубеже XVIII
– XIX веков прежнее
здание исчезло, по какой либо причине. Да и церковь, которая была в 1740 году,
тоже возможно была не первая со времени основания монастыря. Церковь XVII-XVIII веков отличалась от церкви 1802
года постройки. В описи 1740 года о ней говорится: «длиной 11 саженей 2 аршина,
шириной 4 сажени; теплая; у нее верх осмигранная курма (шатер – прим. авт.), об
одной главе». Такое описание позволяет говорить, что в монастыре находился
шатровый храм. Шатровые храмы, как отмечают историки архитектуры, были особо
любимы русским народом. Сохранившиеся храмы поражают своим изяществом и
гармоничностью. С середины XVII
века они на Руси строились крайне редко, из-за запрещения патриарха Никона. В
исторической науке бытовало мнение, что на Урале в основном строились клетские
храмы. И вот еще одно подтверждение тому, что шатровые храмы украшали наши
уральские поселения.
Екатерининская
церковь была по размерам больше, чем Богородицкая. (13х4 сажени). Большие
размеры трапезной (4х4 сажени), позволяют предположить, что она использовалась
по своему прямому назначению: в ней монахи трапезничали. С XVI века церкви-трапезные повсеместно
строились на Руси в общежительных монастырях[37].
Косвенно подтверждает данную версию, упоминание о том, что церковь была теплая,
т.е. отапливалась и могла использоваться круглогодично. К тому же при описании
монастыря не упоминается никакого другого здания или помещения, где монахи
могли собираться вместе для трапезы.
В данной
церкви был один престол во имя великомученицы Екатерины. В ней так же находился
«образ Пресвятыя Богородицы неопалимой купины, два венца и гривна серебреные
под золотом», и царские врата, писанные красками. Освещали здание одиннадцать
слюдяных окошек.
«Колокольница
рубленая, высоты до слухов 4 сажени; под ней кладовой амбар». Высокая,
восьмигранная в основании, башня. На фотографиях колокольни советских времен
видна двухъярусная крыша барочного типа. Скорее всего, такое завершение
появилось не ранее рубежа XVIII
– XIX веков. Такое же
завершение было и на Екатерининской церкви 1802 года постройки. В XVIII веке колокольню
завершал традиционный шатровый купол. На ярусе звона находилось шесть колоколов
весом: от пятнадцати пудов шестнадцати фунтов до трехфунтового.
Икона «Неопалимая Купина» - святыня
монастыря.
История
сюжета иконы связана с библейским преданием. Ветхозаветному пророку Моисею Бог
явился в образе горящего тернового куста – «неопалимой купины», который горел и
не сгорал. Это своеобразный прообраз Богородицы, Которую не опалил огонь
Божества Иисуса Христа, когда Он сошел через Нее на землю. В
центре иконы располагается изображение Богоматери с младенцем, которая, как
правило, держит в своих руках ряд символических атрибутов, связанных с
ветхозаветными пророчествами: Гору из пророчества Даниила, Лестницу Иакова
и т. п. Это изображение заключено в восьмиконечную звезду,
образованную двумя четырехугольниками — зеленым и красным (естественный
цвет Купины и цвет объявшего ее пламени). Вокруг него, в свою очередь,
располагаются изображения четырех ветхозаветных сюжетов: Моисей перед Купиной,
сон Иакова, Врата Иезекииля и Древо Иесеево.[38]
Одна
из наиболее древних икон "Неопалимая Купина" находилась в Московском
Благовещенском соборе. Она была принесена в Москву палестинскими иноками в 1390 г. и, по преданию,
предохраняла от пожаров. О чудесном явлении тохтаревской иконы было сказано в
прологе. Специально для иконы в монастыре была построена церковь. В храме икона
занимала почетное место, находясь за престолом в серебряном окладе.[39]
Празднование иконы «Неопалимая купина» происходит ежегодно 17 сентября по
новому стилю. Эта дата включена в православный
церковный календарь. Почитание тохтаревской иконы происходит с давних времен.
Икона считалась «местночтимой» и
поклониться ей приходили и приезжали люди со всего уезда.[40] По
воспоминаниям жителей села возле церкви находилась громадная коновязь, куда
путники могли привязать лошадей. Для полноты картины следует рассказать еще об
одной версии происхождения иконы. Митрополит Макарий, а вслед за ним ряд
церковных авторов указывают на то, что образ «Неопалимая купина» написан
Вятским и Великопермским архиепископом Ионой, которую он и привез в пустынь.[41] На
наш взгляд, данное утверждение лишь еще раз подчеркивает, что архиепископ Иона
был деятельным активным человеком. А талантливые люди, добиваются успехов в
различных областях деятельности.
Тяжба 90-х годов XVII века. Петр
I и Тохтарево
Во второй половине XVII века происходит активное
заселение Кунгурского уезда. Растет численность населения. Количество свободных
«порозжих» мест уменьшается. Строители же монастыря продолжают активную
хозяйственную политику, стремятся к расширению монастырского хозяйства. Большую
роль в расширении монастырского хозяйства к концу XVII века начинает играть епархия. С
1674 по 1699 годы архиепископом Вятским и Великопермским был Иона. По мнению церковных
историков Иона, был одним из самых сильных, во всех отношениях, иерархов
Вятской и Великопермской епархии.
В 1692 году скитоначальник Тихон
заключает договор с ясачным татарином Куразом Кучуковым из деревни Усть -
Медянка. По договору Кучуков уступает земли своего рода по рекам Медянке и
Телесу монастырю. Монастырь же обязуется построить на одной из этих речек
мельницу. Строить, а затем владеть мельницей предполагалось совместно, на паях.
Два «жеребья» должно принадлежать «строителю с братьею», «один жеребей» -
Кучукову. Данные земли были спорными. Недовольство данной сделкой проявили как
родственники Кучукова, так и местные русские крестьяне, претендовавшие на эти
земли. Недовольство видимо стала проявлять и администрация Кунгурского уезда. В
связи с этим «строитель Тихон с братиею поступился этими землями в архиерейское
владение [42]. Архиепископ Иона же
лично приехал в 1695 году в Кунгурский уезд, привез несколько крестьянских
семейств из Вятки и поселил их у речки Медянки. Так же он переселил на эти
земли несколько семей оброчных кунгурских крестьян.
Весьма
странная сделка произошла в 1696 году.
Татарин
Сасыкай Балбеков заложил Тохтаревской пустыне все свои земли и строения за 50
рублей (громадные по тем временам деньги). Деньги давались всего на полтора
месяца. «А буде он заимщик ему строителю с братьею тех заемных денег на тот
вышеписанный срок не заплатит, и после того сроку ему строителю с братьею тою
его подпискою владеть вечно, а детям его и сродичам до той его подписной
вотчины никому дела нет»[43].
Возникает много вопросов: откуда у монастыря были такие громадные свободные
деньги?, почему они давались на такой короткий срок?, За чем такие жесткие
требования возврата?
Подобная
экономическая политика Тохтаревской пустыни вызвала определенную реакцию
местной администрации. В 1696 году кунгурский воевода Степан Сухотин подает
челобитную царю. Он пишет о незаконности сделки монастыря с Кучуковым по поводу
земель вдоль рек Телеса и Медянки. Воевода писал, что на этих землях проживали
«татара и черемиса», у которых Кучуков «пашенные земли сенные покосы и всякие
угодья завладел и всякую скотину поотнимал»[44].
Жалоба, «челобитье» царю кроме обид за утеснение «татар и черемиса», была
вызвана и тем, что данные земли уходили из-под налогообложения местной
администрации. Это же казалось и переселения на эти земли кунгурских тяглых людей,
тоже выводимых из-под налогообложения местной администрации. В это же время
(октябрь 1698 года) направляет челобитье царю архиепископ Иона. И уже через
месяц, в ноябре 1698 года, все земли, которым владела Тохтаревская пустынь,
были закреплены за епархией. «И как к тебе ся наша великого государя грамота
придет, и ты б богомолец наш, и кто по тебе в той Вятской епархии в дому
живоначальныя Троицы и великого чудотворца Николая Великорецкого иные архиереи
будут, тою приписною вотчиною Тохтаревскою пустынею и к ней вышеписанные
вотчины и рыбные ловли и всякими угодья иметь».[45]
Но история с
закреплением земель за епархией на этом не заканчивается.
В следующей апрельской
грамоте царя 1698 года, наконец, были рассмотрены челобитье кунгурской
администрации 1696 года, и земли, переданные Кучуковым Тохтаревской пустыни,
передаются в ведение кунгурской администрации. Местные крестьяне, перешедшие к
монастырю, вновь должны перейти в «кунгурское тягло"[46] В отличие от скорого ответа архиепископу,
царская грамота кунгурской администрации была дана спустя два года и отменяла
прошение Ионы касательно земель по рекам Медянке и Телесу. Но такой поворот дел не устраивал
архиепископа. Стряпчие Ионы смогли
предоставить весомые аргументы в Новгородский приказ (администрация, занимавшаяся
тохтаревскими делами). В результате чего в 1699 году кунгурскому воеводе
направляется новая царская грамота. В этой грамоте кунгурский земский староста
Никишка Посохин обвинен в ложном челобитье по поводу медянских земель. А
воеводе Коробьину предписывалось не претендовать на «домовые (архиепископа)
земли с мельничным и с хоромным строением, и со всякие заводы» и «крестьян с
той земли не ссылать и наказания им чинить не велеть»[47].
Как мы видим,
царской администрацией более двух лет рассматривались вопросы, касающиеся и Тохтарево.
Рассмотрение этих дел происходило параллельно с вопросами введения в России нового календаря, Азовских
походов и предстоящей Северной войны. Реальным проявлением царского внимания
являются грамоты «от великого государя царя и великого князя Петра Алексеевича,
всея великия и малыя и белые России самодержца» касающиеся конкретно
тохтаревцев.
Монастырь в XVIII веке.
В XVIII веке Тохтаревский
монастырь переживает не лучшие времена. Постепенно монастырское хозяйство
приходит в упадок. Этому способствовало несколько причин.
1. Последовательная
государственная политика в XVIII
веке, направленная на уменьшение роли монастырей, увеличение налогового
бремени. Известный историк церкви А.В. Карташов писал: «Нормальная фискальная функция
правительства превратилась, в какую- то жестокую «продразверстку». До истязания
большевизма эти жалобы и картины Аннинского времени казались
даже несколькими преувеличенными и неправдоподобными"[48].
Разорение монастырских крестьян происходило и «вследствие казенных нарядов на
работы на заводах и на защиту крепостей Красноуфимской и Ачитской»[49].
2. Усиление
налогового обложения внутри епархии. Монастырские крестьяне подавали челобитные
с просьбой уменьшить повинности. Однако этого не было сделано. Напротив
повинности возросли. Каждый новый Вятский архиерей вводил новые повинности.
Указом епархиального духовного приказа, от 30 июля 1742 года, «предписано было
строителю пустыни: взыскивать с крестьян по окладу преосвященного Ионы по 7
рублей за дрова в год, по окладу преосвященного Алексея – по 20 копеек с души,
сверх того по окладу преосвященного Вениамина сбирать с них, против домовых
архиерейских вотчинных Вятской десятины крестьян, за всякие столовые припасы и
прочие запасы по Вятской цене – по 13 копеек с души в год; да им же крестьянам,
приказано было на монастырских казенных землях пахать, сеять и снимать, и
всякие на монастырь работы и изделья, которые потребны, отправлять без
ослушания; а за непослушания тем крестьянам, по изобретению их вин, строителю
чинить наказание плетьми. А подушные семигривенные деньги и всякие доходы
платить, и требующиеся по указам рекруты и драгунских лошадей в Пермскую
провинциальную канцелярию ставить им крестьянам собою.[50]
Такая пространная цитата показывает всю тяжесть налогового бремени. Крестьяне
нищали, что не могло не отразиться на положении монастыря в целом.
3. Башкирское
восстание 1707 – 1709 годов. Во время восстания были разорены многие селения
Кунгурского уезда. Только торговищенская крепость в этой части уезда смогла
выдержать осаду.[51] Не обошло бедой данное
восстание видимо и монастырских крестьян. Так же крестьяне пострадали «от
татарских набегов и башкирского шатания» в 30 годы XVIII века.[52]
4. Дело Ласукова. Некоторое время в первой половине ХУШ века
монастырем управлял священник Сабарской церкви Василий Семенович Ласуков.
Проведенная после его управления проверка выявила недостачу в сумме 1162 рубля
4 копейки. Громаднейшие по тем временам деньги! В указе по данным проверки
повелевалось «за такие его поповы вины и продерзости надлежит ему попу учинить
плетьми жесточайшее наказание, и содержать его под караулом, пока показанные
деньги от него заплачены будут сполна».
Дети Ласукова определялись служителями в епархии и при монастыре.
Василий Ласуков был арестован, но денег не вернул. Дети его сбежали. Все
имущество Ласукова было описано и оценено на сумму 21 рубль 70,5 копеек. Оставшуюся сумму Ласуков должен был
отдавать, работая на солеваренных промыслах Дедюхинского монастыря.[53] Был
ли он туда направлен, в документе не отражено. Зато известны заработки
работников солеварен и можно предположить, за сколько столетий ударного труда
Ласуков смог бы вернуть похищенное. Так зарплата приемщика соли
(квалифицированный труд) в 80 годы XVII века составляла 5 рублей в год[54]
Все
вышеперечисленные причины не могли не отразиться на состоянии монастыря. К 40
годам XVIII века
хозяйство пустыни находилось в глубоком упадке. В описи монастыря за 1740 год в
частности отмечается: «монастырская ограда сгнила вся и развалилась; монастырский
скотский двор – погнил и развалился; часть монастырских земель захвачена
черносошными крестьянами; Суксунский завод Демидова тоже построен на
монастырских землях»[55]. В
1742 году монастырские крестьяне подают челобитную в духовный приказ епархии с
просьбой о снижении налогового бремени. Но результат челобитной был обратный.
Указом духовного приказа налоговое бремя было увеличено (об этом написано
выше).
Тем не менее,
Богородицкая церковь продолжала свое
существование. В ноябре 1764 года в пустынь для
проведения ревизии прибыл подпоручик Иван Воейков. Перепись проводилась в связи
с проводимой в России монастырской
реформой. Подпоручик был по-военному краток: при описании любого монастырского
строения, кроме церквей и колокольни, прибавлял только одно слово – ветхое. К
этому году у монастыря не осталось никаких вотчин[56]. Пустынь
была упразднена. Несколько монастырских строений были распроданы в 1765 году,
казначеем поручиком Федором Бирюковым. В 1768 году, когда в вятской епархии
проводилась опись упраздненных монастырей, на вопросы комиссии в Тохтарево уже
отвечали «староста Ефим Попов с мирскими людьми»[57].
Так
закончилась вековая история Богородицкой Тохтаревской пустыни.
Село Тохтарево после упразднения монастыря
После
закрытия монастыря храмы были переданы местному приходу. Основным видом деятельности для местных
жителей продолжало оставаться сельское хозяйство. Мельница в устье речки Суксун
«о трех поставах с толчеею» стала принадлежать мирскому обществу. В 30-е годы XIX века мельница приносила
до 400 рублей чистой прибыли.[58]
В Тохтарево
был развит и свой гончарный промысел. Во время экспедиции 1969 года, музейным
сотрудникам удалось записать воспоминания местных жителей о гончарном промысле.
Как рассказал местный житель Иван Макарович Ярушин «все Тахтарево работало
посуду». Изготавливали как черные горшки, так и посуду с зеленой поливой для
чего специально строили горны[59]
Ежегодно 28
июня в селе проходила местная ярмарка, на которую приезжали купцы из Кунгура и
крестьяне окрестных селений со своими ремесленными изделиями.
Численность
жителей в Тохтарево стабилизировалась в XVIII веке и на протяжение XIX века, оставалась примерно на одном уровне.
Кстати слово «монастырь»
продолжало существовать в местном обиходе. Так называли село Тохтарево вплоть
до XX века. Даже в
официальных дореволюционных документах, после названия Тохтарево, печатали - монастырь
в скобках.
Архитектурный ансамбль в XIX –XX веках
Архитектурный
ансамбль села был необычен по своему местоположению. Обычно все самые красивые
и большие архитектурные сооружения располагаются в центре поселения. В
Тохтарево исторически случилось иначе. На возвышенности был построен монастырь
со своим архитектурным ансамблем. Ниже монастыря возникло поселение. Если
культовая постройка, как правило, находилась в центре и являлась доминантой
села, то в Тохтарево все было иначе. Архитектурный ансамбль в Тохтарево
находился на возвышенном месте на окраине села. Невольно напрашивается
сравнение с феодальным замком и городом у его подножия в средневековой Европе.
Экономический подъем, случившийся в России во
второй половине XIX века, отразился и на культовых сооружениях страны. В это
время прихожане активно жертвуют денежные средства храмам. Во второй половине XIX века многие деревянные
храмы в России перекрываются железом, расширяют оконные проемы и стеклят окна,
стены обшиваются тесом, внутри храмы штукатурят, в них заменяют
иконостасы. Такие усовершенствования
были проделаны с самым знаменитым храмовым ансамблем Кижского погоста. Такая же
картина наблюдалась и у нас в Пермском крае. Эти же усовершенствования
коснулись и Тохтаревского ансамбля. О навесном расписном своде Богородицкой
церкви было сказано выше.
В первые годы
советской власти архитектурный ансамбль по-прежнему достойно украшал село. В
клировой ведомости за 1922 год ничего не говорится о ветхости строений[60].
В тридцатые
годы в России повсеместно шло закрытие храмов. В феврале и марте 1936 года
собрания по поводу закрытия церкви проводились в отдельных деревнях церковного
прихода, общего приходского собрания в Тохтарево не состоялось. В протоколах
собраний по данному вопросу прения не были расписаны. Приводятся лишь записи о
единогласном решении по поводу закрытия храма. Данные факты позволяют
усомниться в правдивости документов. Тем более что в храме продолжались
проводиться службы до августа 1937 года. В июне 1938 года на заседании
Президиума Суксунского райисполкома было решено «удовлетворить ходатайство
Тохтаревского сельского совета о закрытии Тохтаревской церкви и
переоборудовании ее под школу».[61]
Во время
закрытия церквей, много ценных предметов было безвозвратно утеряно. Но главную
святыню храма – икону Богородицы «Неопалимая Купина» местным жителям удалось
сохранить. Ныне она находится в Петропавловской церкви поселка Суксун.
После
закрытия храмовые постройки использовались в новом качестве. Екатерининская
церковь была приспособлена под школу. Купол церкви сняли уже в послевоенное
время, в 50-е годы XX
века. Причем бревен, снятых с верха центральной части храма, хватило на
постройку целого дома. Богородицкая церковь - уникальный памятник деревянной
архитектуры XVII века,
стала использоваться под зернохранилище.
В 50- е годы
прошлого века в Пермской области работала комиссия управления культуры Пермского
облисполкома по выявлению архитектурных памятников. Описывая ансамбль села
Тохтарево в строгом официальном отчете, комиссия не жалеет эпитетов:
«ценнейшие», «представляющие громадный интерес», «редкий образец русского
деревянного зодчества». Комиссия рекомендовала комплексное восстановление ансамбля
на месте[62]. Совместная экспедиция
1969 года Областного краеведческого музея и Пермских реставрационных мастерских
выходит с подобным же предложением: комплексная реставрация архитектурных
ансамблей на месте[63]. Данные
рекомендации не были выполнены. В 70-е годы прошлого века Богородицкая церковь
была перевезена в АЭМ «Хохловка». Екатерининская церковь находится на прежнем
месте, с каждым годом все, более ветшая и разрушаясь.
В настоящее
время восстановление всего архитектурного ансамбля маловероятно: из трех памятников
на месте сохранился только один. Но восстановить или законсервировать,
сохранившийся памятник, Екатерининскую церковь – более реальная задача. Достойным
делом стало бы строительство часовни на берегу реки Сылва около места чудесного
явления иконы людям. Многие паломники и туристы посетили бы это замечательное
место.
[2] Макарий «Распространение
христианской веры в пределах Пермской епархии»
С.33 // оттиск с журнала Министерства народного просвещения № 2 1857
[4] Чагин Г.Н. «Этнокультурная
история среднего Урала в конце XVII
– первой половине XIX
века», - Пермь, 1995 - С.42
[5] «Пермские Епархиальные Ведомости»,
(в дальнейшем ПЕВ), - 1871
г., - С. 111
[9] ПЕВ, - 1871, - С. 111
[10] Там же
[11] ПЕВ, - 1871, - С. 110
[12] ПЕВ, - 1871, - С. 272
[13] ПЕВ, - 1871, - С. 111
[14] ПЕВ, - 1871, - С. 112
[15] ПЕВ,
- 1871, - С. 112-113
[16] ПЕВ, - 1871, - С. 113
[17] ПЕВ, - 1871, - С.113
[18] ПЕВ, - 1871, - С115
[19] ПЕВ, - 1871, - С. 272
[20] А.А.Преображенский «Очерки колонизации Западного Урала» , - АН СССР, - М., - 1956, - С.170
[21] «Ведомость о Вятском
архиерейском доме и монастырях Вятской епархии первой четверти XVIII столетии», - Вятка, -
1912., - С .91-92
[22] РГАДА, - Ф. 280, - О. 3,
Д. 72 Л.
4
[23] А.А.Преображенский
«Очерки колонизации Западного Урала» АН СССР - М.,1956 - С.126
[24] РГАДА Ф. 280, Оп. 3, Д. 72 Л. 4
[25] ЦГАДА ф. 280, оп. 3, д. 72 л. 4
[26] Кунгурские акты XVII века.- СПб., 1888- С.178
[27] А.А.Преображенский
«Очерки колонизации Западного Урала» АН СССР - М., 1956 С.79
[28] ПЕВ 1871 с115
[30] «Соловецкий патерик» - М., 1991 - С.1
[31] Немирович-Данченко В. И. «Соловки» - СПб., -1904 - С.50
[33]« Кунгурские акты XVII века» - СПб., - 1888 - С.179-180
[34] При описании монастыря и его архитектурного
ансамбля использованы три источника:
- РГАДА Ф. 280, Оп. 3, Д. 72 Л. 1-2
-
«Ведомости и описи о церковном имуществе и строении города Хлынова
кафедрального собора, Крестовой церкви и штатных и упраздненных монастырей
Вятской и Великопермской епархии за 1768 год». – Вятка, - 1915 – С. 87-94
-
ПЕВ - 1872 -С.452-453
[35] Сажень – старорусская
единица длины. Существовало несколько видов сажени, которые отличались своей
длиной
[36] ГАПК Ф. Р -1098, - Оп. 1 -
Д. 748, - Л. 44
[37] И.Н. Шургин «Исчезающее наследие» - М., - 2006, - С.30
[38] «Полный Православный энциклопедический словарь» Том II - репринтное издание, - М.,- 1992 – С.1626
[39] «Ведомости и описи о церковном имуществе и строении
города Хлынова кафедрального собора, Крестовой церкви и штатных и упраздненных
монастырей Вятской и Великопермской епархии за 1768 год» - Вятка, - 1915, - С.87-94
[40] «Памятная книжка Пермской губернии на 1863 год», -
Пермь, - 1862 - С.52
[41] Макарий «Распространение
христианской веры в пределах Пермской епархии»
С.33 // оттиск с журнала Министерства народного просвещения №2 1857
[42] ПЕВ – 1871, - С280
[43] ПЕВ – 1871, - С.115
[44] ПЕВ – 1871, - С.276
[45] ПЕВ, - 1871, - С.116
[47] ПЕВ, - 1871, - С. 367-369
[48] А.В.Карташов «Очерки по истории русской
церкви», - Т. 2, - М., - 1997, - С. 398
[49] ПЕВ, - 1871, - С.453
[50] Там же, - С.453
[51] Н.С.Попов
«Хозяйственное описание Пермской губернии по гражданскому и естественному ее
состоянию», - Часть 3, -
СПб, - 1813, - С. 75
[52] ПЕВ, - 1872, - с. 452
[53] ПЕВ, - 1872, - С. 259-260
- 1957
[55] ПЕВ, - 1872, - С. 257-258
[56] РГАДА, -Ф., 280, Оп. 3, Д.
72 Л. 4
[57] «Ведомости и описи о церковном имуществе и строении
города Хлынова кафедрального собора, Крестовой церкви и штатных и упраздненных
монастырей Вятской и Великопермской епархии за 1768 год» - Вятка, 1915, - С.87-94
[58] ГАПК Фонд 297, Опись 1, Дело 323, Л.152
[59] ПКМ 19814/591 Отчет о
научной командировке 1969 года
[60] ГАПК Ф.542, О. 1, Д.26, Л.119
[61] ГАПК Ф,
Р-1205, О. 1, Д. 538,
Л. 1-22
[62] ГАПК Ф., - Р 1098, - О.
1, Д. 748, Л.
44
[63]
А.С.Терехин «Памятники деревянного зодчества юга Пермской области»// в сборнике
«Вопросы совершенствования строительства» Пермь 1973.
Комментариев нет:
Отправить комментарий