пятница, 26 июня 2020 г.

А. Тюриков. Становление. Глава 1.






28 ИЮЛЯ 1988 ГОДА
Газета «Новая жизнь» 28 июля 1988 года
№ 90, 91,92
А. Тюриков Становление
 История Урала богата событиями. Заметное место в ней занимает наш край - прошлое и настоящее Суксунского района. Многие события отражены в различной литературе: периодических изданиях, в том числе и в районной газете «Новая жизнь». Интерес к,краеведческим материалам не.угасает. В этой связи, думается, значнтельную ценность представляют исторические заметки, раскрывающие возникновение и развитие заводов, населенных пунктов района, котррые предоставил редакции наш земляк - уроженец села Тис Александр Иванович Тюриков. По образованию он историк. Преподаватель педучилища, первый секретарь райкома комсомола,; ответственный работник областного управления Комитета государственной безопасности СССР — вот основные ступени его жизненной и трудовой биографии. Кстати, очерк о нем опубликован в сборнике «Пермские чекисты», вышедшем недавно в Пермском книжном издательстве.
При подготовке материалов, которые мы сегодня начинаем печатать, А. И. Тюриков использовал данные архивов Урала и различную литературу о нашем крае, советовался с учеными-историками Перми.

1.  ЗАСЕЛЕНИЕ СЫЛВЕНСКОГО КРАЯ РУССКИМИ ЛЮДЬМИ
 На юго-востоке Пермской области по территориям нынешних Суксунского, Кишертского, Кунгурского и Пермского районов протекает река Сылва, берущая свое начало в Свердловской области. Название реки происходит от коми-пермяцких слов «сыл» — талая и «ва» — вода. Длина реки-626 км, ее бассейн — 22480 кв. км.
До середины XVI века местное население присылвенских земель составляли остяки, вогулы (манси) и коми-пермяки, здесь не было еще ни одного русского поселения. После разгрома в 1552г. Казанского ханства Иваном Грозным много татар из этого ханства переселилось в Сылвенский край. Здесь, на Сылве, выше нынешнего с.Серьга (точное место .не установлено) возник в XVI веке главный административный центр местного населения — Рожин улус, где была резиденция их князя Амбала. Местное население было довольно малочисленным. Так, по переписи Кайсарова, в 1623-1624гг. значилось «сылвенских и иренских остяков и татар 67 юртов, да 4 юрты черемисских, да юрт мордовских людей и в них остяков и татар 81 человек». Основным занятием населения были замледелие, скотоводство, охота, рыболовство и бортничество. Однако распаханных земель было , мало, и многие плодородные места пустовали.
Выгодное географическое положение Сылвенского края и его богатая природа создавали потенциальные возможности для заселения этих земель русскими людьми, которые уже знали эти места. Первые русские люди стали сюда проникать с северного Прикамья. Это были потомки новгородцев, основавших еще ранее там первые русские поселения как Покча, Чердынь, Усолье Камское и др. Отсюда русские по Каме и ее притокам стали проникать в южные районы Западного Урала, сначала для торговли с местным населением. Русские торговые люди продавали здесь хлеб, сукна, оружие, соль, а покупали пушнину, кожи; мед, лошадей. В летописи, например, упоминается, что вo время набега одного из отрядов сибирских татар на Сылву было истреблено сразу более 80 русских торговых людей.
После присоединения к России Башкирии и Удмуртии все Западное Приуралье, в том числе и бассейн Сылвы, в середине XVI века вошло в состав Русского государства. Открылся новый путь проникновения русских на Сылву со стороны Волги.
Правительство стало рассматривать Западный Урал как плацдарм для проникновения в Сибирь. Для этого необходимо было обеспечить прежде всего его оборону он нападений Сибирского ханства. Не имея достаточных сил для этого, правительство стало давать здесь крупные земельные пожалования частным лицам с условием, что они примут на себя расходы на строительство опорных пунктов обороны и обеспечение будущего продвижения на восток. В 1558г. такое пожалование получил солепромышленник Григорий Строганов на земли по обеим берегам Камы от Соли Камской до Чусовой и Сылвы. На этих землях Строгановы начали строить укрепленные городки. Первым таким укрепленным пунктом на Сылве стал Сылвенский острожек, построенный около 1579г. недалеко от устья Сылвы (ныне с. Троица). Это было первое русское поселение на Сылве, и его основание можно считать началом русской колонизации Сылвенского края. Острожек стал играть роль русского административного центра на Сылве.
С Сылвенским краем .связано появление в Прикамье отряда волжских казаков во главе с Ермаком. По мнению ряда исследователей, под этим именем был известен уроженец одного из русских поселений на нижней Часовой Василий Тимофеевич Аленин. В конце 70-х годов XVI века Строгановы пригласили его с отрядом с Волги для обороны русских поселений Прикамья и для подготовки похода в Сибирь. По летописным данным Ермак после проведения ряда оборонительных боев против отрядов сибирских татар и вогулов осуществил крупную экспедицию на Сылву в период между 1578 и 1580 годами. Единого мнения у исследователей о целях этого похода нет. По одним предположениям, Ермак предпринял попытку похода в Сибирь, но она закончилась неудачей из-за плохой подготовки, по другим, этот поход имел только разведывательный характер в интересах запланированного основного "похода в Сибирь. По некоторым преданиям, охряд Ермака поднялся до верховья Сылвы и остановился на зимовье, возможно на территории нынешнего Суксунского района, о чем свидетельствует существование деревни Хуторы Ермаковы в устье речки Шатлык при впадении ее в Сылву недалеко от Суксуна. Но есть предание и о том, что часть отряда Ермака зимовала на горе Волчьей в нынешнем с. Ключи Суксунского района, отчего эта гора имеет второе название — Городище. Эги места как раз относятся к верховьям Сылвы. Имеются сведения, что из этого зимовья около 300 казаков Ермака на лыжах совершили поход против вогулов на восточный склон Урала и вернулись с богатой добычей. Весной отряд по Сылве спустился до Нижнего Чусовского городка, из которого в 1891г.? после тщательной подготовки двинулся по Чусовой на завоевание Сибири.
В конце XVI века началось стихийное заселение Сылвенского края русскими крестьянами — выходцами из северных и поморских поселений Вологды, Тотьмы, Устюга Великого, Белоозера, Холмогор, Каргополя, Сольвычегодска, а также из центральных ростово-суздальских земель и Поволжья. Правительство стремилось держать этот процесс под своим кон- ролем. Определенную роль при этом стали играть проводимые по указанию властей переписи населения, по результатам которых, в частности, происходило обложение местного и русского населения данью и налогами. Однако темпы колонизации первое время были невысокими. По переписи Яхонтова в 1579г. около Сылвенского острожка было всего 3 русских деревни, 5 починков и 1 мельница. Выше по Сылве продолжали оставаться только поселения местных жителей.
Активное заселение Сылвенского края русскими началось в 20-е годы XVII-века. И немаловажным толчком к этому послужила перепись Кайсарова, так как с ним на Сылву приезжали понятые люди Соликамска и Чердыни, которые еще больше могли разнести сведения о богатых н пустующих при сылвеиских землях. До начала XVIII века русские люди в основном заселили эти земли, начиная от сылвенского острожка и до верховья Сылвы,точнее до ёе притоков Тисы и Сыры в нынешнем Суксунском районе.
Начали захват земель на Сылве и и крупные северные землевладельцы и предприниматели, я частности соликамский богач Федор; Елисеев. Правдами и неправдами приобрел одну за другой вотчинные земли местных жителей. В 1620-1621гг. он покупает у татарина Терегулова его вотчину в устье речки Кишери и основывает село Кишерть. В начале 1626г. он купил у татар Сарамышевых по берегам речек Тисы и Сыры (в документах иногда назыиались как Чис и Сырея). Затем у татарина Мамая Турсунбаева купил земли по правому берегу Сылвы напротив Торговища.
В отводных книгах имеется также такая запись: «Да Федору Елисееву продали верх-сылвенские татары Кособалко да Сверко Балгоурины... вотчину и взяли 30 рублей в1628г. вверх Сылвы реки с устья Иргины и по Иргине вверх до оврагу Золотово и от оврагу Золотову вверх до вершины; а сверх врагу Золотово по веретее до соснового сшиву на Камышеве дороге, да с устья же Иргины вверх Сылвою до речки Камышныя и по речке Камышной вверх по обе стороны.и до вершины; а от речки Камышныя вверх же Сылвою до речки Сырея и по речке Сырея вверх правая сторона до врагу Большова и по врагу Большову вверх до того ж соснового мысу, что на Камышеве ж дороге».
Новые присылвенские земли захватили Строгановы, а также соликамские Вознесенский и Пыскорскнй монастыри. На этих землях тоже возникли новые русские поселения. В освоении края принял участие и Тохтаревский мужской монастырь, основанный на Сылве в с. Тохтаревском в 1645г. В документе того времени сообщалось: «В 1690-г. апреля в 4 день Кунгурского уезду Верх-Сылвенской чети д. Красного Яру (ныне Д. Бырма Суксунского района) татар Истекая да Якшауя Ильголдиных... поступились они, Истекай с товарищами, Тохтаревской' пустыни... против Усть-Суксуна речки за Сылвою рекою луг сенных покосов и с верхнего конца того лугу от реки Сылвы до бору, а вниз по Сылве реке до старых дворищ...
В том же 1690г. августа в 13 день в поступной тоя же деревни ясачного татарина Егитая Байбекова поступился в ту ж Тахтаревскую пустыню ему, строителю Тихону с братиею... за Сылвою рекою на лугу против деревни Сасыково повыше речки Истекайки и против острова рыбныя ловли озеро с истоку, а тот исток из того озера впал в Сылву реку...
В 1693г. сентября в 23 день в данной стольника и воеводы Федора Сухотина грамоте велено Тохтаревской пустыни строители иеромонаху Тихону с братиею владеть угодьями с. Усть_Суксуна речки вверх Сылвою рекою до Усть-Иргины реки до Сухого врагу до Баранчинской межи...».
Одновременно со стихийным переселением правительство «вывело» в 1648г. на Сылву и превратило в государственных крестьян 647 семей (1222 человека) из вотчин Строгановых, Елисеевых, Суровцевых в Чердыни, Соли Камской, Устюге Великом, Кайгородке, Соли Вычегодской, а также Пыскорского и Вознесенского монастырей. Возникли новые русские поселения.
По переписи 1649г. на Сылве уже значилось 26 деревень и 10 починков, а в них 304 двора с 1044 жителями мужского пола. Правительство способствовало переселению введением некоторых льгот для переселенцев: каждая переселившаяся семья стала получать по 4,5 десятины земли и на 3 года освобождаться от налогов. Это еще более усилило приток переселенцев.
В 1651г. по переписи Кондратьева были зафиксированы почти все основные ныне существующие русские поселения на Сылве: Лядова, Кутамыш, Симахнна, Насадка, Серьга, Заборская, Кинделино, Кунгур, Кишерть, Черный Яр, Сасыково, Тохтарево, Усть-Иргина, Торговище, Мартьяново и дp. За 55 лет, с 1648 по 1703гг., количество дворов в этих поселениях увеличилось с 309 до 3769 или в 12,2 раза.
В 1649г. в 2 верстах от впадения речки Кунгура в реку Ирень было положено основание городу Кунгуру,. имевшему сначала только 8 дворов. Однако постройка Кунгура была воспринята башкирами как покушение на их земли, расположенные по соседству, и во время восстания в 1662-1664гг., они захватили и сожгли Кунгур и многие русские деревни, а население перебили или увели в плен.
В 1663г. Кунгур был восстановлен, но уже на новом месте, где раньше находилось с. Мысовское в устье р. Ирени. Было усилено внимание к обеспечению обороны города и других поселений, построены Торговижский, Кишертский, Ординский и Медянский острожки, кроме застав, по дорогам поставили дозоры и караулы. Кунгур был превращен в значительный пограничный военно-стратегический пункт.
В 1671г. был образован самостоятельный Кунгурский уезд со своим воеводой. В состав уезда вошли все присылвенские и причусовские земли на Западном Урале. В 1671-1672гг: по переписи Талызина в уезде было 5 сел и 42 деревни с 1083 дворами и 3110 жителями. Сам Кунгур имел 58 дворов и 193 жителя. Через 7 лет в Кунгуре уже было 113 дворов и 302 жителя, не считая церковников и стрельцов.
 В начале XVIII века, русская крестьянская колонизация Сылвенского края в основном завершилась. Плодородные земли и большой приток населения, его трудолюбие и предприимчивость вскоре сделали Кунгурский уезд крупнейшим производителем хлеба и мяса. Широкое развитее получили в уезде ремесла и промыслы. Наличие месторождений железной руды привело к возникновению мелкой металлургии и кузнечного дела.
Недаром в 1679г. были вызваны в Москву кунгурские мастера для починки и изготовления ружейных замков. Уезд стал районом черносошных крестьян, которые впоследствии стали называться государственными. Они владели государственной землей, обязаны были платить за нее подушную подать, а также выполнять подводную, дорожную, строительную и постойную повинности. Эти крестьяне считались относительно свободными, не знали помещичьего угнетения, были более независимы, обладали хозяйственной самостоятельностью и более крепкой организацией общества, но были обязаны работать на данной им земле и без разрешения властей не менять место жительства и род занятий.
Постепенно крестьяне уезда стали испытывать произвол властей и вынуждены были бороться за свои права. Эта борьба принимала то формы-бегства в Сибирь, то прямых вооруженных выступлений.
Имеются сведения о волнениях крестьян в 1671г, когда многие служилые люди бежали от них и укрылись в Кунгурском, Торговижском острожках и на Степанове городище. Особенно обстановка в уезде обострилась в 1703г. в.связи с введением, новых повинностей по добыче и доставке руды, вывозке металлов и предстоящей новой переписи дворов. Получив тревожные сигналы, верхотурский воевода Калитин, которому только что вновь был подчинен Кунгурскнй уезд и который ранее был кунгурским воеводой с отрядом выехал в Кунгур, чтобы заставить крестьян выполнять новые повиниостн. Поскольку Калитина и ранее население уезда ненавидело за вымогательства и несправедливости, то сам его приезд возбуждающе подействовал на крестьян. Из деревни в деревню поехали вестовые с призывами к выступлению. В селах зазвонили в колокола, собирая всех недовольных.
Крестьяне Торговижского острожка Сидор Попов и с. Преображенского (ныне с. Сокольское) Авдей Пигилев стала руководителями восстания. К вечеру 17 июля большая толпа .крестьян человек в 700 из Торговижского острожка, сел Златоустовского (ныне с. Ключи), Преображенского, Никольского, Медянки, деревень Осинцево, Бреховой, Черемисской (на дороге между Торговищем и Ключами, имела также название Дьяковки) и другие, вооруженная ружьями, луками, косами, кольями двинулась к Кунгуру, где остановился Калитин, и осадила город.
После упорных оборонительных боев, с применением пушек, воевода бежал из города в Верхотурье. Было объявлено об отмене новых рудокопных повинностей. Когда обо всем этом стало известно крестьянам, то их страсти понемногу улеглись и восстание прекратилось. Власти вынуждены были пойти нa уступки. Калитин был снят с должности воеводы.
В 1706г. была восстановлена должность кунгурского воеводы. В течение 20 лет после восстания кунгурские крестьяне не привлекались к работам по добыче руд. Это восстание было первым значительным выступлением уральского крестьянства против крепостнической промышленной политики правительства.
Об истории некоторых русских поселений, основанных на территории нынешнего Суксунского района, сохранились отдельные документы, и хотя они не позволяют полно и систематично изложить историю этих поселений, все же представляется интересным сообщить сведения хотя бы об отдельных событиях.
В летописных материалах упоминается, что в 1619г. уже существовало поселение Торговище, являющееся одним из самых древнейших русских селений в верховьях Сылвы. Очевидно, что свое название оно получило от возникшего на этом месте пункта торговли.
В 1663г. здесь был построен Торговижский острожек,с постоянным гарнизоном, пушками для защиты приграничных мест от набегов башкир и татар.
Острожек был обнесен деревянным частоколом или рогатками с пятью-сёмью деревяннымй башнями. Как пограничной крепости острожку пришлось неоднократно участвовать в боевых действиях. В 1703г. крестьяне острожка были активными участниками знаменитого кунгурского восстания.
Во время опустошительного набега башкир и татар в 1708г., когда ими были разорены Ординский, Мединский острожки и другие русские поселения, Торговижский острожек выдержал осаду. «Несмотря на многие приступы, защищаем будучи собравшимися в него из окрестных деревень крестьянами и присовокупившимися к ним черемисами, обитающими по реке Сылве, кои близь сего острожка срубили, свой собственный и защищались ими стрелами при помощи торговижского огнестрельного оружия».
Во время крестьянской войны под руководством Пугачева некоторые жители острожка перешли на его сторону.
В «Летописи Иоанно-Предтеченской церкви Торговижского села» сообщается о строительстве в Торговище в начале XVII века двух храмов. Один из них в честь Иоанна Предтечи сгорел в 1740г. и был заново отстроен в 1750г., но в 1908г. тоже сгорел, и на. его месте в 1916г. построен третий Предтеченский храм, ио уже каменной. Особогo же внимания заслуживает как памятник седой старый храм в честь Савватия и Зосима, построенняй в 1701г. «весь из соснового леса, который от времени потемнел.. Лес употреблялся очень крупный, например, полы, потолок, лавки, двери были из досок достигающих 16 и более вершков ширины (т. е. более 70 см.,вершок равен 4,4см.). Такой массивный лес рос всего в 3-4 верстах от селения.
Церковь ранее была покрыта лемехом, которого на крышу купола уходило до 4000 штук. Окна в церкви были очень маленькие и в них вставлена слюда. Вокруг карниза с наружной стороны, крупной славянской вязью была изображена надпись: «Лета от рождества Христова 1701 построена церковь во имя преподобных отцов. Зосима и Савватия; соловецких чудотворцев при державе Благочестивейшего государя нашего Царя и великого Князя Петра Алексеевича Всея Великая и Малыя России Самодержца при благоверной его княгине Евдокии Федоровне и при благородном его царевиче и Великом князе Алексее Петровиче, при великих святейших вселенских патриархах и при господине нашем Дионисии Архиепископе Вятском и Великопермском».
В 1889г. в Торговище проводились однодневные ярмарки: Богоявленская, 6 января, — продажа мануфактуры, бакалеи, чая, сахара и керосина на общую сумму до 4000 руб., Ивановская; 24 июня, — продажа мануфактуры, бакалеи, чая, сахара, керосина и колониальных товаров на сумму до 14000 руб.; Савватиевская, 27 сентября, — продажа мануфактуры и бакалеи на сумму до 6000 руб.
В 1900г. в Торговище во время большого. пожара .сгорели крепостные деревянные башни и «сельское общество по оставшейся фотографии одной из башен возобновило этот памятник старины немного лишь только в меньших размерах. Башня была увенчана деревянным двуглавым орлом• гербом Империи. Над окном в раме: помещен образ Спасителя, отчего и сама башня носит название – Спасская. Ежегодно в Иванов день, 24 июня к этой башне бывает крестный ход и служится молебен Спасителю: Также совершаются молебны ещё в трёх местах, где прежде стояла башня».
В 1975г, эта башня была перевезена в Хохловский музей под открытым небом.
В 1905г. в Торговище возник и был разгромлен реакционный кружок, о катором подробно будет изложено ниже.
Характерными для обстановки в селе и окружающих его деревнях являются сведения о приходе Торговижской церкви в первой четверти xx века: Торговище – 166 домов, 940 жителей, Шелемонята - 10 и 48, Петухово — 52 и 381, Грязнуха — 65 и 375, Антоновка - 20 и 113, Усть-Иргино — 50 и 338, Пихтовка — 13 и 81, Ярушино — 39 й 210, Парашино — 13 и 146.
Можно предполагать, что примерно в одно время с Торговищем была основана д. Мартьяново. Однако первое документальное упоминание о ней относится к 1680г.: «В 1680г. марта в 26 день в купчей Кунгурского уезда Предтеченского приходу д.Мартьяновы крестьянина Петрушки Васильева сына Зубарева продал от Кунгурского уезда Тохтаревской Пустыни строителю иеромонаху Питириму да келарю, старцу Тарасию с братиею в Кунгурском уезде выше Торговишняго острожку на реке на Чису. ниже речки Сырею займище свое, мельнищное место и пруд, свое поселье, свою половину, а другая, половина того займища, мельнищнова места и пруда и тоя ж деревни Мартьянова крестьянина Максима Карсканова, а взял он за своё займище и за пруд и за мельнишное место, за свое поселье Богородицких казенных денег у него у строителя с братиею рубль с полтииой.
В 1680г. апреля в первый день в купчей тоя ж. деревни Мартьяновы крестьянина Максима Pоманова сына Карсканова, продал он Кунгурского уезда Новобогородицкой пустыни строителю иеромонаху Питириму с братией другую половину вышеописанного займища и мельнишнова места и пруда; и взял он Максимко у него, строителя иеромонаха Питирима за свое продажное мельнишное место и за пруд, за свою половину Богородицких казенных денег, и убытка в той продаже им, строителю с братиею, ни которого, ни в: чем не учинит…
В 1681г. июня в 17 день в памяти: Кунгурской; приказной избы подьячего Ивана Карпова, сына Кузнецова, что ему подъячему Тохтаревской новой Богородицкой пустыни строителем старцем Пнтиритмом с братиею на мельничном поросшем месте выше Торговишняго острожку и Мартьяново деревни на Чису, где был до башкирского разорения мост пониже Тохтаревской же пустыни новопостроенной их мельницы... велено ему Ивану построить двоеколесную мельницу, и тое мельницу строить им вместе, а как построена будет, и с той мельницы в нашу государственную казну оброк платить вместе и владеть пополам...
В 1683г. в мировой записи Кунгурского уезду д. Мартьяновы крестьянина Левки Юрьева сына Демина, в 1683г. марта в 1 день бил челом он нам... на строителя Герасима с братиею в мельнице своей, что у него построена на речке на усть Сыре и тое его мельницу он строитель с братиею потопил своею монастырскою мельницею; и у той мельницы они молотье отняли и оброку ему с той своей мельницы платить не с чего..
В 1688 г. марта в 6 день в расписке кунгурца Якушки Загайнова, его руки, что. в прошлом - 1687г. по договорный записям Тохтаревой пустыни бывшего строителя построил он Якушко. Своими деньгами на Тису речке мельницу колесчатую. И ныне он, Якушко по договору со строителем иеромонахом Иаковым уступил им в монастырь мельницу Тисовку- и впредь ему и его детям в ту мельницу не вступаться...».
Эти документы, кроме информации о конкретных фактах, позволяют сделать некоторые выводы. Из них видно, что земли в устье речки Тисы в то время ещё были «порозшими», то есть пустующими, незаселёнными, что д. Мартьяново существовала задолго до описываемых событий, так как её крестьяне не. только построили на речках Тисе и Сыре, мельницы с плотинами и прудами, что само по себе потребовало многолетних трудов, но и уже перепродавали их, вероятно, после более или менее длительного использования. Представляют интерес сведения существовании моста через Сылву между Мартьяново и устьем Тисы. В упоминании о башкирском разорении речь идёт о набеге башкир на русские поселения на Сылве, когда, по преданию, башкиры перебили или увели в плен всех до единого жителей д. Мартьяново, оставив в неприкосновенности их дома и дворы.
По летописным материалам; в 1620г. начали заводить ;с. :Большие Ключи или Златоустовское, известное своими лечебными источниками, бьющими из-под горы Волчьей или Городища. В те времена на горе были заметны остатки земляного укрепления и по преданию тут когда-то жили казаки из отряда Ермака.
Впервые власти узнали B 1703г. о серных источниках. О них было доложено верхотурскому воеводе Калитину при его поездке через Ключи в Кунгур. Воевода: доложил о источниках в Москву, а в Ключи направил кунгурского подьячего Черепахина с группой стрельцов и казаков для обустройства серного ключе и сбора серы: Однако эти меры ненавистного воеводы встретили решительное противодействие жителей села. В ответ на новые распоряжения из Москвы о срочном изготовлении ларей на серном ключе крестьяне наотрез отказались от этой работы. Когда в октябре 1703г. на серный ключ прибыли плотники из Верхотурья, чтобы построить лари, крестьяне села «своих плотников и работников никого не дали и верхотурских плотников к тому строению не пропустили и плотникам грозили убийством».
Неоднократные последующие строгие предупреждения властей из Кунгура вплоть до угрозы применения смертной казни не сдвинули с места дело постройки ларей. А в июне 1704г. Калитин получил известие о том, что «ночным временем тот серный ключ землею и назьмом, и всякой гатью неведомо кто из крестьян засыпали, чтоб того серного соку не было». В дальнейшем власти все же добились постройки ларей.
В 1775г. в Ключах была построена каменная Воскресенская церковь, которая в настоящее время является памятником архитектуры. В Ключах же зарегистрирован памятник старины — богатая крестьянская усадьба Чернавиных. По свидетельству нынешних владельцев Чернавиной Ф. И. и Чирковой, дом вместе со всеми постройками и воротами построен по заказу Чернавина Ф. И. местными мастерами в 1840-1850гг. В эти же годы в доме на стене нарисована картина иконописцами, которые приезжали расписывать Воскресенскую церковь и останавливались в доме Чернавиных. На картине размером 152см. на 282см. подробно изображено с.Ключи, сельские строения, рельеф местности и ее можно назвать «Осенние работы в с.Ключи», так как на ней подробно описаны все осенние полевые работы и некоторые жанровые сцены: пастушок со стадом и охотники с собаками, а также усадьба Чернавиных и церковь. Картина является уникальным памятником крестьянского искусства в Пермской области и, возможно, на Урале.
В 1873г. сообщалось: «Ежегодно в с.Златоустовское или Ключи приезжает лечиться значительное число больных, иногда из очень дальных мест. Для помещения больных устроено близь минеральных вод 6 домов каждый с несколькими квартирами с ваннами при них. Кроме того, в самом селе в крестьянских домах отдаются в наймы несколько квартир с ваннами при них. Преимущественно излечиваются ревматизм, золотуха, различные накожные сыпи, глисты и пр. Лечение производится под руководством врача Суксунских заводов». С 1913г. водолечебница была передана в аренду Красноуфимскому уездному земству».
В 1645г. в документах упоминается д.Тохтаревская, в которой в этом году был основан мужской монастырь, просуществовавший до 1764г. При монастыре в 1694г. была построена деревянная Богородицкая церковь со знаменитой иконой «Неопалимая купина». Эта церковь сохранилась до наших дней и является памятником архитектуры. В 1978г. она перевезена в Хохловский музей под открытым небом, а древняя икона «Неопалимая купина» передана в Суксунскую Петропавловскую церковь.
В 1647г. было основано с.Сыринское, известное своими серными источниками. В 1703г. во время проезда верхотурского воеводы Калитина в Кунгур крестьянин д.Бреховой Ефим Балиевский сообщил ему об этих серных ключах, и воевода послал Балиевского к источникам для их обустройства и сбора серы. Однако Балиевский не был допущен местными жителями до ключей и «еле ноги унес». Толпа крестьян численностью около 300 человек направилась ко двору Балиевского с намерением расправиться с ним, но не нашла его и разграбила его богатое имущество. После 1861г.? с.Сыринское стало центром волости, в которую входил Тисовский завод.
В 1651г. было основано с.Суксунское или Введенское. Место для поселения было выбрано удачно в красивой долине речки Суксун, впадающей в Сылву. Название речки происходит от тюрского «сук-су» — холодная вода. Можно полагать, что село было основано ближе к устью речки Суксуна; так как в летописных материалах упоминается Усть-Суксун с мукомольной мельницей, а строительство Суксунского завода в 1727г. началось на незаселенном месте. .
В 1651г. в писцовых книгах упоминаются деревни Верх-Суксун, Усть-Иргина, в 1690г. — деревни Сасыково, Моргуново, Сабарка. Моргуново было расположено на речке Кишерть, которая начиналась в Осинском уезде, шла на восток в Кунгурский уезд, где после впадения в нее речкн Сабарки поворачивала на запад и впадала в Сылву. В дальнейшем Моргуново оказалось на Сибирском тракте и обеспечивало его потребности. Первоначально здесь была создана почтовая станция, многие крестьяне содержали постоялые дворы, занимались извозом. Затем станцию перевели в Сабарку, однако Моргуново сохранило значение станции для отдыха обозов из-за наличия большого числа постоялых дворов. Сабарка находилась на речке Сабарке и в XVII-XVIIIвв. называлось селом Сретинским от названия местной церкви Сретения. Сабарка тоже оказалась на Сибирском тракте и обеспечивала его потребности. В селе была почтовая станция, постоялые дворы, развит веревочно-канатный промысел. Оба эти села были довольно богатыми, о чем свидетельствует наличие в них кирпичных домов, что было тогда редкостью для сел.
Сто лет территория нынешнего Суксунского района входила в состав Кунгурского уезда, а в 1781г. была включена во вновь образованный Красноуфкмский уезд и находилась в его составе до 1917г. Поэтому уместно кратко остановиться на истории нового уезда. Весной 1734г. небольшую башкирскую деревушку Красный Яр посетил с отрядом полковник Тевкелев с задачей организации обороны от башкир. Учитывая выгодное положение Красного Яра (около этого места пролегла дорога, которой башкиры пользовались для набегов на Кунгурский уезд, так как здесь через Уфу был удобный брод, обилие плодородных земель, лесов, сенокосов), Тевкелев решил заложить здесь крепость. Проект его был одобрен Татищевым. Построенная крепость получила название Красноярской или Уфимской, а позднее Красноуфимской. Для поселения в новом укреплении были вызваны «охочие люди» (то есть желающие) из Кунгурского и Осинского уездов, которые были зачислены в казачье сословие. При открытии Пермской губернии в 1781г. Красноуфимск был включен в ее состав и сделан уездным городом. К этому времени он уже насчитывал 444 дома и около 2000 жителей. К концу XIXвека в городе действовали 8 кожевенных, пивоваренный, мыловаренный, восковой заводы, много мастерских. Население уезда занималось земледелием, скотоводством, пчеловодством, ремеслами, охотой. Огромный Красноуфимский уезд в административном отношении к 1880г. делился на 4 стана, 44 волости и 269 сельских обществ. В первый стан входили волости: Суксунская, Алтыновская, Алмазовская, Богородская, Верх-Суксунская, Енапаевская, Златоустовская, Мостовская, Петропавловская, Торговижская. Становая квартира и становой пристав находились в с. Златоустовском. Во второй стан входили волости: Агафонковская, Александровская, Афанасьевская, Ачитская, Быковская, Иргинская, Каргинская, Кленовская, Молебская, Сыринская, Уткинская, а с 1909г. еще и Тисовская (до этого Тисовский завод входил в состав Сыринской волости). Становая квартира находилась в с.Ачит. Квартира третьего стана находилась в с. Киргишан, а четвертого в Артинском заводе. Каждая волость состояла из сельских обществ. Например, в Сыринской их было 8, в Агафонховской — 9, в Торговижской — 10, в Тисовском - одна Тисовская сельская община.
Через всю территорию Красноуфимского уезда пролегает знаменитый Сибирский тракт, сыгравший огромную роль в жизни не только уезда, но и страны. По преданиям, история тракта уходит в далекую .древность. В период русской колонизации Урала началось возрождение этой дороги, ранее называвшейся Казанской. По ней начали ездить купцы в Сибирь и Китай, так как она была значительно короче и позволяла объезжать Верхотурскую-таможню на Северной дороге. По ней же пошли основные массы беглых людей из центра. После многолетних запретов и ликвидации Верхотурской таможни эта дорога в 1783г. была узаконена, и Кунгур с уездом оказался на Сибирском тракте как один из основных пунктов. На тракте вскоре начались работы по его озеленению, продолжавшиеся почти 30 лет. По обеим сторонам тракта производилась силами местных жителей под надзором полиции посадка берез в 2 ряда на расстоянии четырех аршин (2,8 метра) друг от друга. Эти посадки впоследствии, создали неповторимую красоту дороги.
Для содержания тракта введена была дорожная повинность и создана дорожная служба. После 1861г. земства учредили на тракте ямскую службу с почтовыми станциями. Такие станции были, в частности, в Кунгуре, Моргуново (потом в Сабарке), Ключах, Быково, Ачите и т. д.
На каждой станции содержалось от 16 до 26 лошадей. Движение обслуживали ямщики. Для ночлега им и проезжим на тракте были построены специальные казенные избы. Однако состояние тракта временами по разным причинам, в том числе из-за хищения чиновниками выделяемых для ремонта дороги денег, было труднопроезжим. В 1861г. чиновник Кавровский доносил, что «дорога так дурна, что даже нет проезда между Кунгуром и станцией Моргуновской, дорога вся в зыбунах, колеях н выбоинах, образовались промоины у мостов, где экипажи с лошадьми тонут». В 1869г. поручик Сушков писал: «Я ехал от Ключевской станции до Сабарской 6 часов с четвертью, просидел на Суксунской горе более 3 часов. Дорожный подрядчик не потрудился ударить лопатой по дороге. Я ехал один на тройке и груз был легкий. Сколько ямщик не бился, но должен был съездить в Суксунское село и достать через волостное правление трех мужиков и лошади; на шестерке лошадей и при помощи мужиков с трудом переехал гору».
Тракт играл роль важного торгового пути между Китаем, Россией и Западной Европой, между внутренними районами страны. По тракту ехали русские люди обживать и осваивать Сибирь. С трактом связаны многие интересные и важные события. По нему проехали и прошли выдающиеся люди. В 1790г. проехал в ссылку А.Н. Радищев. В 1826-27 гг. проследовало более 100 участников восстания декабристов. Сохранились сведения о том, что в октябре 1827г. «на крутом Суксунсхом спуске» разнеслись во всю прыть, безудержно повозки с очередной группой ссыльных декабристов, и из телеги вылетал закованный в кандалы М.А. Бестужев, но его успел спасти брат Н.А. Бестужев, выхватив почти из-под лошадиных копыт мчавшейся следом повозки. В 1849г. по тракту прошли закованные в кандалы петрашевцы, среди которых были Ф. М. Достоевский и поэт А.Н. Плещеев, в 1864 г. на этапе Муллы—Пермь—Кунгур прошел закованный в кандалы Н. Г. Чернышевский, в 1880 г. в ссылку в Сибирь прошли народовольцы. В разное время проезжали многие выдающиеся деятели нашей культуры, науки и техники И.И. Ползунов, П.С. Паллас, И.И. Лепехин, Н.М. Прежевальский, Л.П. Семенов-Тян-Шанский, А.П. Чехов, И.А. Гончаров, К.М. Станюкович и другие.
С трактом связано много любопытных событий. В 1800г. по нему шли солдаты Суворовского полка, сосланного в Сибирь с парада в Петербурге Павлом 1. В 1843г. с Алтая провезли вазу из яшмы весом 1160 пудов, которую 14 лет изготовляли на Колывановскон фабрике. Везли ее до Перми на специальных санях, в которые запрягалось от 152 до 180 лошадей. В Перми вазу погрузили на баржу и отправили в Петербург, где через разобранную стену водрузили в Зимнем дворце на специально укрепленном месте, где она и стоит до сих пор.
В 1848г. Главный начальник горных заводов хребта Уральского Глинка приказал доставить с Камы в Екатеринбург живого осетра весом не менее 6 пудов. Для его поимки и транспортировки была создана целая экспедиция из 50 человек, которая разместилась в устье Мулянки. Выловили полутора- саженного осетра весом 6,5 пуда и для его перевозки сделали 12-колесную телегу, на которую установили огромную деревянную кадь, залили в нее 300 ведер воды и поместили туда осетра. В дороге через каждые 20 верст вода менялась, а кроме того, 10 мужиков накачивали кузнечными мехами в воду кади воздух. Через 10 дней к установленному сроку осетр был в Екатеринбурге.
Предположительно с Сибирским трактом связано появление стихов будущей песни Гурилева «Однозвучно гремит колокольчик», написанных старшим ямщиком Пермской конвойной роты Макаровым Иваном Ивановичем, совершавшим поездки по тракту и замерзшим в 1852г. в с. Верх-Суксун.
Известен тракт и тем, что по нему в Сибирь гнали партии уголовных и политических ссыльных. Их передвижение было изнурительным и продолжалось до двух лет. Предполагается, что до появления железной дороги по Сибирскому тракту прошло и проехало около полутора миллионов заключенных.
Заселение Сылвенского края русскими людьми подготовило условия для возникновения и развития здесь горнозаводского дела. К началу XVIII века в таких селениях Кунгурского уезда, как Суксунское, Советная, Оналихино, Куликово и другие, крестьяне уже умели кустарным способом изготовлять железо из местных руд. В конце XVII века на речке Суксуне действовала домна крестьянина Сысоева, а в 1712г. на этой же речке на мельничной плотине крестьянином Кузьмой Сычевым был построен молотовый и укладной вододействующий завод. В уезде также насчитывалось около 500 частных рудников, в которых добывалась руда для местных кустарей. Все эти люди уже обладали определенными знаниями и навыками горнозаводского дела и в дальнейшем составили резерв рабочей силы для будущих заводов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий