пятница, 23 сентября 2016 г.

В.Шишонко. Пермская Летопись с 1263-1613г. 1 период 1263-1613г.




Ш – 659. В.Шишонко. Пермская Летопись с 1263-1613г.  1 период 1263-1613г.
Ась-ях – обские люди – остяки. Парма – горы, поросшие лесом. Чудь – чудаки.

1430г. Христианство в Соликамском уезде. Берг, в Соликамском Летописце, основываясь на найденном им письменном отрывке: «в памяти народа сохранилось предание, что чудаки, при появлении русских, страшась подпасть под чужое имя и не желая принять христианство, выкапывали в земле пещеры или яму, укрепляли их подпорами, уносили туда свое имущество и, войдя туда со своим семейством, отнимали подпоры и заживо погребали себя под землею»
Ш – 659. 1613-1645г. Василий Шишонко. Пермь 1882г.
Дер. Чертеж на реке Корд, 241 верста от Соликамска. Дер. Сивково, на левой стороне р. Обвы.
Длина р. Сылвы ~ 350 верст, ширина 27-70 сажен, глубина от 4 до 11 футов.
Сырьинский татарин Турсубайк Терегулов***.  «Не от жилища ли, Сырьинского татарина, получила название д. Сырьинская, находящаяся к западу от р. Ирени, в Красноуфимском уезде».
Молебский завод построен в 1787г., Александром Демидовым, на земле кортомленой им от татар.
Предание говорит, что в этих местах было Чудское капище. Молебный остятский камень.
Осенью 1636г. реки не замерзли, из-за проливных дождей, высота воды равнялась весеннему половодью. Реки замерзли на четвертый день Рождества Христова, хлеба озимые вымерзли.
Д. Токари, Манчажской волости.
1645г. В селе Тохтарёвском был устроен мужской монастырь. В сём монастыре находится икона Божией матери неопалимой купины, написанной, по преданию, для монастыря самим архиепископом Ионой Вятским (Мозель).
С – 659. В. Шишонко. Пермская Летопись. 1645-1676г. Царствование Алексея Михайловича.
1646г. В монастырских вотчинах Пыскорского монастыря, находившихся на речках Каме, Сирье, Кондасе, Сылве, Мечке, Шакве, Бабке, насчитывалось до 365 дворов, а людей в них: крестьян и их детей и братей, и племянников, сосед и захребетников и Чердынцев и Усольцев 1136 человек.
В Красноуфимском уезде положено начало с. Сырьинскому 1657г. Дьяк Василий Посников 1676г.
Черный Яр на р. Сылве в 1649г. Пришлые люди из Устюга Великаго.
1650г. Южная часть нынешней Пермской губернии, часто подвергалась нападению башкирцев. В виду этого слободы обносились деревянными стенами с башнями и другими укреплениями, оснащались оружием. В Красноуфимском уезде, начали заводить села Сокольское и Суксунское.
Царь Алексей Михайлович приказал утверждать за жителями Кунгурского острога, купленные ими земли у Сылвенских и Иргинских татар, кои дешево приобретались и большею частию обманом, от чего впоследствии возникали иски, жалобы и нападения с оружием. Писцовые книги Кайсарова 1623-1624г.
У вдовых попов и дьяконов, сыновья и (или) родственники имели право наследства сана. Овдовев, попы должны были перейти в черное монашество или их отстраняли от должности. Попам не хотелось уходить из церкви в миряне т.к. на них сразу станут распространяться все налоги.
В 1651г., князья из рода Кучумова, Дивлет-Кирей и Кучук напали на Долматовский монастырь и сожгли его, разграбив.
В 1600 годы Ляминские вогулы занимались ямской гоньбой, около 30 человек. «Вогулы стали входить в более близкие сношения с русскими, окончательно обрусели и забыли свой природный язык, как например вогулы Кунгурские и Красноуфимские». Язык вогул очень похож на венгерский и находиться в родстве с остяцким. (Вогулы себя называют мансами).
1652г. Заселение Кунгурского уезда по Сылве, на купленных ранее землях татар, до Черного Яра и до границы Красноуфимского уезда (Брусяна, Дикое-Озеро, Мазуевка, Сабарка, Моргуново). Заселение Красноуфимского уезда, далее по р. Сылве до Манчажа.
1654г. Г-рь Алексей Михайлович пожаловал Вознесенскому монастырю пространство в Кунгурском уезде по р. Сылве. Сызганская волость башкирцев. Татарин Беспердейко Иштельяров.
В 1663г. было сложено с Устюжанского общества, недоимок 17135 рублей.
!664г. Святейший патриарх самовольно сошел с патриаршего престола.
1664г. Строится новый город Кунгур на месте с. Мыс, в 17 верстах ниже разоренного г.Кунгура.
23 мая 1665г. татары и башкирцы сожгли Сылвенскую Воздвиженскую церковь, и дворы и анбары и мельницы сожгли без остатку, людей и скот в полон взяли.
1663г. Посланы из Москвы стрельцы, Иван Блинов со товарищи и с ними рудознатец Максим Токарев, через Чердынь за Камень к Ваграну озеру (Богословский рудник) и обратно.
Казанского уезда, из с. Сарапул, Чердынских крестьян Ивашку Токарева, Сеньку Степанова.
1667г. Избран патриарх Иоасаф, с тех пор учение старообрядцев все более и более распространялось.   1668г. Кишертская вотчина.
1671г. Разбойник Стенька Разин в Москве разсечен и псам на съедение отдан.
Симеон строитель Тохтаревской Богородской Кунгурской пустыни. Строители: Питирим 1671г, Герасим 1683г., Яков 1688г., Тихон 1690-1699г.
1672г. 5 июня избран в патриархи Питирим.
«Потом и в плодоносных Странах, около рек Сылвы и Ирени, принадлежащих по писцовым книгам Михайла Кайсарова 1623г. остякам и татарам, завелись селения, онованныя выходцами из Чердыни, Соликамска и около лежащих мест, к которым присоединились и вновь пришедшие после – вятчане, кайгородцы, жители Сольвычегодска и Устюга Великаго. В сих местах, купленных ими у означенных инородцев, построили они в 1649г. первый город Кунгур, при речке того же имени, а по разорению оного в 1662г. башкирами и татарами, построили они в 1664г. новый город Кунгур 17 верстами ниже первого». «по рекам Сылве, Телесу, Иргине и урочищам, прилегающим к тем рекам и речкам, лежащие впусте, хотя татары Сылвенские, Иренске и Шаквинские, а равно и черемисы, живущие в тех же местах, те пустоши называют своими вотчинами и, не имея у себя крепостей, отдают их другим и отводят, по своему усмотрению, а им новоселебным крестьянам, не дозволяют селиться». Крестьяне, не найдя правды у  местных властей, обратились с челобитьем к Государю, на что последовала грамота: «порозжия, закладныя земли и угодья отвесть по Нашему, Великаго Государя указу и по Соборному Уложению, а вотченникам по закладным и по купчим отказать, и владеть им теми землями и впредь не велеть». Впоследствии, этот указ неоднократно подтверждался другими указами и царями Иваном  и Петром.
Ш – 658. Шишонко В. Пермская летопись 1695-1701г. V период, часть 2.
Кунгурского уезду, Сылвинской четверти ясашный татарин Сасычко Балбеков продал, Кунгурского же узда, Тохтаревской пустыни строителю, иеромонаху Тихону с братией, свои юрты и пашенные земли и сенные покосы по Сылве реке, коими землями велено владеть Кунгурским крестьянам деревни Опалихиной – на такое действие татарина, подано челобитие, по разсмотрению коего, велено владеть крестьянам теми землями, а не строителю с братией; Что же касается до татарина, то его велено нещадно наказать батогами.
По Сылве и по Ирени, на спорных землях поселено 1047 семей, с 1647г. по1653г.
Невьянский завод – древнейший на Урале, построен в 1699г., пожалован Никите Демидову, со всеми принадлежностями в 1702г.
Дорога на Казань в Сибирь, проложена была через Кунгур, но через него провозить товары запрещалось. Все товары возились через Верхотурье, в обе стороны, через таможню.
В 1697г. упоминается деревня Медянка, 1708г. Медянский погост, с 1728г. Медянский острожек. Было 167 дворов, 505 мужчин и 539 женского пола.
Федор Молодой, с товарищем своим, рудопромышленником Огневым, построили в 1704 году, небольшой железный завод, на р. Мазуевке, в 45 верстах от Кунгура, близ нынешнего Суксунского завода и деревни Советной, а в 1711г., при том же заводе, устроили медиплавильные печи, но плавка шла неудачно. Молодой уехал в Тобольск, и Мазуевский завод остался пуст.
В 1698г. приписаны к архиерейскому дому, архиепископу Вятскому и Великопермскому Ионе, Богородская Тохтаревская пустынь, с крестьянами и землями.
В 1698г. последовала грамота, относительно спорных земель, между Кунгурскими новоселебными крестьянами и татарами – и владении ими.
Село Сепыч, Осинского уезда, беглые стрельцы раскольники 1698г. Были разорены в 1725г., однако раскол глубоко пустил корни за 17 лет.
В 1699г. дана владенная грамота на Тохтаревские земли и угодья.
В 1699г. велено писать во всех делах лета от Рождества Христова;  А Новый год (Голиков) считать с наступлением генваря 1 дня.
В 1699г. в Верхотурском уезде была перепись земель и людей живущих на тех землях, Верхотурским боярским сыном Михаилом Якубовским.
В 1700г. в Кунгурском уезде имели свою оседлость черемисы и остяки.  (под чудью следует разуметь остяков).  Чижовка.
В.Шишонко. Соликамские писцовые книги Михайла Кайсарова 1623-1624г. Пермь 1872г.
Ш – 659. В.Шишонко. Пермская летопись 1702-1715г.  V период, часть 3.
В заводе Суксунском была старообрядческая часовня.
1703г. Серный ключ в селе Златоустовском или Ключах, в Красноуфимском уезде, на большом Сибирском тракте.
Отписка бурмистров в Сибирский приказ, что строители Тохтаревской пустыни с братиею, подали в земскую избу сказку, что им не с кого собрать стрелецкие рублевые деньги на 1706г., т.к. крестьяне той пустыни и бобыли разбрелись в разные города.
Рекрутский набор: с 20 дворов по одному человеку.
Сенатор Собакин.
Прокофий Демидов, жил в Москве, два раза выезжал за границу, в Англию и Голландию, занимался благотворительностью и меценатством, однажды так напоил Москву, что 500 человек умерло. За что имел неудовольствие от царицы Екатерины II. Знал толк в пчеловодстве. Приводится его письмо о содержании пчел.
1711г. В сем году упоминается Торговижский острожек, Кунгурского уезда, а также с. Златоустовское и деревни Сивкова и Сажина.

 Полность книга:
В.Шишонко. Пермская Летопись с 1645-1676г. - выложена в этом блоге, в рубрике "Библиотека"

Комментариев нет:

Отправить комментарий