пятница, 23 сентября 2016 г.

Сказка о Стеньке Разине.



503. – 15 января 1672г. Сказка о Стеньке Разине.
Стольники, и Стряпчие, и Дворяне Московские, и Жильцы, и Полковники рейтарские и пехотные, Русские и иноземцы, Головы и Полуголовы, и Сотники Московских стрельцов, и городовые Дворяне, и дети Боярские, и иноземцы, и Гости Гостиная и суконныя сотен, и пятидесятники, и рядовые Московские стрельцы, и дворцовых слобод, и черных сотен, и Жилецкие и всяких чинов люди!
Великий Государь Царь и Великий Князь Алексей Михайлович, всея Великия, и Малыя и Белая России Самодержец, велел вам сказать: в прошлых во 178 и во 179 годех, вор, Донской козак, Стенька Разин, с товарищи, отступая от Бога и от Святыя Церкви, Ему Великому …., и его Государским благородным чадам, благоверному Государю,, Царевичу и Великому Князю Федору Алексеевичу, всея В.М.Б. Р, и благоверному Г.В.Ц. и В.К. Ионну Алексеевичю, всея В.М.Б.Р. и всему Московскому Государству изменили, и воровали на Волге и на городех от Царицына до Астрахани, в городех воевод и всяких приказных и служилых людей и Московских стрельцов побили, и в воду пометали. И пришед под Астрахань, и Астраханских жителей привел на воровство, и обманом в город вшел, и Бояр, и Воевод, и ратных людей побил же, наругаясь мучительски, не щадя и младенцев. И видя себе он Стенька с товарищи диаволе помогаюша, радуясь тому невинному кровопролитию, и хотя в даль то дело распространить, собрався в Астрахани, пошел Волгою рекою вверх, и был под Симбирском для воровства; и о том его вровстве вам сказано наперёд сего, какие его были злые замыслы. Но во всем злом его замысле сила Божия ему взбранила, что из под Симбирска и сам ранен, не с большими людьми, и бежал болен. А пришед с Царицына, на Дону был в городке Кагальнику; а живу ж ни мало не помышлял, от прежняго своего воровства отстать, и приложил зло к злу ж, забыв страшный суд Божий, и воздаяние милостивое благим и радость не кончаемую, злым же страшный ответ и некончимое мучение, писал вновь в Астрахань, чтоб к весне готовились преж его готовились идти рекою вверх, а он с ними готов.
О великое Божие долготерпение! Како не хощет смерти грешнику, но ожидает его от зол покаяние во еже обратитися и живу бытии ему, приводя грешников на покаяние, вдохнул благодать свою на живущих в Донских городех Атаманов и козаков, Корнила Яковлев с товарищи, которые и с ним в том злом замысле были, отложа всякий страх, пришли на истину, и послали к В.Г. выборных лучших козаков бить челом в винах своих, чтобы Он В.Г. призрил на них своим милосердием, и вины их велел отдать, и В.Г. …, возложа упование свое на Господа Бога и на Пречистую Богородицу, крепкую и непреоборимую Помощницу и на всех Святых, вины их велел им отдать; а что они Святую Божию Церковь и всякое украшение обругали, и Христианское кровопролитие безвинно учинили, и в том во всем положили Бога помощника себе, яко хощет, тако и сотворит по воле своей Святой. Вышепомянутый же вор Стенька, нехотя того разуметь, презрел и долготерпение Божие и Государскую премногую милость, не ревнуя прежним товарищам своим, которые обратились от тьмы к свету, и получили милость Великого Бога, и от В.Г. в винах своих отпущение, будучи в Кагальнике, чинил горше прежняго, чего и басурмане не чинят: православных Христиан в печи жёг, вместо дров. И в прошлом в 179 годе, Марта в 12 день, егда приспе неделя первая Великаго поста, еже нарицается Православная, в ню же совершается молебное пение, на поклонение Святых икон, и вечное воспоминание, прежде-больших во благочестии и в почитании тех Святых икон, благочестивых Царей и Великих Князей, и всех православных Христиан, еретикам же и богоотступникам и гонящим и ругающимся Святым Церквам и мучителем Христианским на вечное проклятие. И в то время В.Г. …    А.М. …, советовал о том в Дусе святом со отцом своим и богомольцем, с великим Господином, святейшим Иосафом, П.М. и всея России и с Преосвященными Митрополиты и Архиепископы и Епископы и со всем Священным Собором, что по многому долготерпению Божиему, вор Стенька от злобы своей не перестает, и на Святую Церковь воюет тайно и явно, и православных Христиан тщится погубляти пуще прежняго. ….
Близ Господа всем призывающим его во истину: волю боящихся Его творить, и молитвы их послушает, о чем и самое дело ныне не и вмест. Марта в 12 день соборне того вора прокляша, и Апреля в 14 день, волею праведною Его владычнею, на Дону связан ужом железным от Донских козаков, которые обратились от злоб своих, и по своему челобитью и прошению получили от Господа Бога милость и от В.Г. отпущение вин их, и начали служить Ему В.Г. верно, чего он от них не помышлял; … Оставшиеся же воры в Астрахани, ведая такое милосердие Божие, что заводчик всякого зла Стенька самою Божиею, через Архиерейские молитвы  связан, и не хотящее привезен к Москве, вменяя то милосердие Божие ни во что, вновь собрались и пошли из Астрахани к Симбирску, у них же был им начальник, новый сосуд диавола, Донской козак Федька Шелудяк. Отошед от Астрахани, учинили круг и в том круге приговорили Астраханского Митрополита Иосифа и оставшего Воеводу Князь Семена убить, чтоб без них над достальными Астраханскими жители чего не учинили, и городе Астрахани у них не засели, и впредь бы им в том месте иметь надежное пристанище. А по лукавству своему, в письмах своих писали в Астрахань к Ваське Усу, будто тот Митрополит и Князь Семен ссылаются с Донскими козаки, и коих будто письмах вор Стенька пойман; а над ними промышляют всякое зло. И Астраханские Жители, не позная их лукавства, чая тому быть истине, того Архиерея Божия, носящего образ Архиерея Великаго, прошедшаго, безо всякого страха, с безстудным дерзновением взяли, от сана Архиерейскаго обнажа, жгли и всячески мучили, яко простолюдина, и по многих муках, сурови суроядцы, не имеющие нрава милости, от чего бы и басурманы устыдились, то мученическое тело бросили с раскату: Да Князь Семену Львову, по многим томлениям и муках, голову отрезали, а Дворян и детей Боярских и приказных и всяких чиновлюдей, которые будучи в Астрахани В.Г. служили, всех побили, а иных с роскату бросали. И учиняя все, писали к Федьке Шелудяку, что они по воле учинили, не разсуждая воли Великаго Бога, что их постигнет в предбудущие дни. И он Федька, угодник диавол, собеседник Иудин, предал того Архиерея, яко древний Иуда, вместо серебреников обрадовался тому, убиению, ради невозбранного хода в Астрахань. Пошел с великою надеждою под Симбирск, хотел разорить без остатка, взяли с собою такова же вора с Самары, Ивашку Константинова; И по разорении мыслил то же учинить, что и Стенька. Но Господь Бог милосердный, но неизречение своей милости, молить ради матери Своей, Пресвятыя Богородицы, скорой и известной Христианской Помощницы, тех воров, невдимою своею силою, малым числом людей Его Государских многия тысячи воров побиты, и сам тьмы начальник, Ивашка на том бою убит же; а осталось тех воров с Федькою малое число, и от страха побежали в Астрахань. Живущих в городех по Волге реке, ниже Симбирска до самой Астрахани, имеющи в сердцах своих лукавство, а на их воров надежду, оставя в тех городех домы свои, побежали в Астрахань, никем не гонимы, и учинили себе в Астрахани вместо Воеводы, такого-же вора, Донского козака Федьку Шелудяка. А преж его губитель православных Христиан, Васька Ус, зле скончался. И по многие дни в кругах учинили меж собою крепость, чтоб сидеть в Астрахани до весны, а весною, сослався с Крымским Ханом, идти по-прежнему воровать с ним же с Федькою. И по указу В.Г. …послан под Астрахань Боярин и Воевода Иван Богданович Милославский, а с ним Головы Московских стрельцов, да из Тамбова солдатскому полку с приказы, а велено … над Астраханью промысел чинить, смотря по-тамошнему, чтобы ворам с Ханом Крымским пересылаться не дать, а от воровства унять. И против тех Его Государевых людей из Астрахани воры чинили вылазки, а не тех вылазках посеку себе никакого не учинили, а многие на тех вылазках побиты и от ран померли. И после тех боев учинили совет, чтоб до весны сидеть в осаде, и терпеть нужду и до смерти всем заодно, вчиняя всякую нужду себе за радость, не разсуждая того, что в том намерении противятся Богу …. И в нынешнем во 180 году генваря в первый день к В. Г. … писал из Астрахани Боярин и Воевода И.Б.Милославский, и прислал с Сеунчем, Голову Московских стрельцов, Дмитрия Логовчина, и в отписке писал, и словесно В.Г. Дмитрий Логовчин извещал, что ноября в 27 день, Милостию Божиею …, те воры Астраханские стрельцы, В.Г. …  били челом, и крест целовали и вышли все из города, и вынесли образ Пресвятыя Богородицы …  и при том образ слезно просили, чтоб В.Г. их великия и смерти достойныя вины велел им отдать, как Бог милосердно грешникам грехи отпущает; и потому их многому слезному прошению, Боярин и Воевода И.Б.Милославский с Государевыми ратными людьми пошел в Астрахань, устроясь ратным ополчением; и быв в Соборной Церкви, соверша молебное пение, пришел в Приказную палату, и печать Царства Астраханского взял, и пороховую и свинцовую казну запечатал тою печатью, и караулы по воротам и по башням поставил, против прежняго, как было до воровского разорения. … начинающее воровство и злые замысли в конец изкоренились. …
У подлинной сказки на зади написано: 180 года генваря в 15 день такова сказка сказана у Посольского Приказа; а по ставом закрепил и подписал Думный Дьяк Ларион Иванов; и та подлинная сказка отдана в Стрелецкий Приказ. И против той сказки Государевы грамоты из розряда посланы в городы в Замосковские и Украинные и в заоцкие и в Рязанские, и Севскаго полка к Воеводе и к приказным людям Генваря ж в 27 день.

Комментариев нет:

Отправить комментарий