Мастер-класс по писанке
Мастер-класс
проходил 27 сентября 2007 года в Музее
Солнца
под руководством Татьяны Ивановны Колмаковой, за что ей большое спасибо.
В этой статье я хочу передать знания,
полученные в процессе занятия. Конечно, за такое небольшое время вряд ли
возможно освоить все тонкости искусства, однако интерес вполне может
пробудиться.
|
В начале занятия у нас была
возможность посмотреть писанки, принесенные Татьяной Ивановной.
|
"У многих мастериц есть
известный репертуар писаночных узоров; велик он или мал, но она его знает
твердо, он ей передан от предков и вне его она не напишет ни одной
писанки".
(С. К. Кулжинский, исследователь народных писанок)
Для тех, кто хочет делать узоры в соответствии
с традицией, существуют специальные альбомы, где собраны образцы.
|
Что необходимо для работы?
Яйцо, карандаш, свечка, инструмент для нанесения воска (кистка), салфетка и
кусочек воска (которого нет на этом снимке).
Единственная вещь, которую сложно найти - это кистка. Она представляет собой палочку с металлической емкостью (тигельком) на конце. В емкости имеется носик с маленькой дырочкой. В одной из указанных в начале статей приведен рисунок самодельной кистки. Но все же гораздо лучшую можно изготовить на современном станке. Если вы хотите узнать, где приобрести кистку, обращайтесь к Татьяне Ивановне. |
Последовательность работы
1. Карандашом наносим на яйцо
узор. Сначала делаем основу орнамента - развод - сетку, образованную пересечением
кругов и овалов. Для первого занятия мы берем узор на основе сетки из двух
овалов и круга. Отмечаем две точки на противоположных концах яйца - это будут
полюса. Проводим через полюса два перпендикулярных меридиана. Затем проводим
экватор через середины меридианов. Эти 3 кривые делят поверхность на 8
треугольников. Теперь наносим рисунок как на образце - в каждом треугольнике
посередине кружок (солнышко), и из каждого угла - протянутые к центру
грабельки.
2. Нагреваем конец кистки на огне. Желательно
закоптить его - чтобы воск, который мы наберем в кистку, смешался с сажей и
стал темным. Так лучше видно линии, которые мы будем проводить.
|
3. Прижимаем тигелек боком к
воску и плавим. Потом ставим тигелек так, чтобы расплавленный воск стекал в
него. Набираем примерно половину емкости.
|
4. Обводим воском то, что было
нанесено карандашом. При этом кистку держим неподвижно, так, чтобы носик был
направлен вертикально вниз, а яйцо вращаем. Когда воск перестает вытекать,
снова нагреваем тигелек.
|
5. Теперь настало время
окраски. Начинать следует со светлых красителей. Кладем яйцо на ложку,
осторожно погружаем в стакан с разведенной краской и оставляем там на
некоторое время. Длительность выдержки зависит от типа краски. Мы
использовали анилиновые красители для ткани, с ними все получается за минуту.
Но есть и такие, в которых приходится держать несколько часов.
Примечание. Пакетик красителя, на котором написано, что его следует разводить в трех литрах воды, для нашей цели разводим в 400 миллилитрах. |
6. Вынимаем яйцо и оборачиваем
его салфеткой, чтобы впитать излишки краски. Теперь вся поверхность, не
покрытая воском, окрасилась, а покрытая осталась белой.
7. Наносим еще один восковой узор, и окунаем в
другую краску. То, что под вторым слоем воска, остается окрашенным первой
краской, а непокрытая поверхность будет иметь цвет, созданный смесью двух
красок.
Повторяя это, можно нанести много разных красок. |
8. Теперь нужно удалить воск.
Нагреваем яйцо в пламени свечи. Чтобы не закоптить его, держим не сверху, а
сбоку, и недолго, не более трех секунд. Воск с нагретого участка стираем
салфеткой.
9. В конце работы можно протереть поверхность
яйца растительным маслом для очистки от копоти и лучшего блеска. Если
использовались анилиновые красители, то в воде мыть не стоит, иначе краска
смоется.
10. Можно проделать в кончиках яйца дырочки и
выдуть содержимое. Но это не обязательно. Иногда писанка хорошо высыхает, и
внутри получается шарик. Если же писанка испортилась или потрескалась, то
считается, что она вобрала в себя негативную энергию, и ее следует захоронить
в земле, воде, или сжечь на огне.
|
|
||
Единственный
в мире музей Писанки впервые был открыт в 1987-ом году, осенью. Тогда он
располагался в церкви Благовещения, что является памятником архитектуры
шестнадцатого века. В 2000 году в Украине проходил Международный
фольклорно-этнографический фестиваль гуцулов, центром проведения которого стала
Коломыя. К его открытию в центре города появилось оригинальное новое здание
музея писанковой росписи (архитектор И. Шуман). Центральная часть музея имеет
форму писанки высотой 14
метров. Помещение изготовлено полностью из цветного
стекла, общая площадь витража составляет свыше 600 квадратных метров.
Комментариев нет:
Отправить комментарий