пятница, 22 декабря 2017 г.

Из записок Устюгова В.Д. Разграбление ссыпного пункта в Суксуне.







= О разграблении ссыппункта.
- В Суксуне был организован ссыпной пункт, где хранилось зерно, пшеница, полученная на семена, семя конопляное и льняное, хранились продукты Суксунского детского дома. Склады с зерном и продовольствием находились в бывших магазинах на базаре и выше базара. На этих складах было сосредоточено тысячи пудов разного зерна и продовольствия. Охрану складов несли специальные сторожа и работники милиции. Когда в марте была попытка нападения на эти склады, охрана была усилена, выделением коммунистов. От В-Суксунской партийной организации на каждую ночь выделялось по два коммуниста. Потом по неизвестному указанию, в конце апреля коммунисты были освобождены от охраны складов. В апреле месяце семенная пшеница из складов была выдана сельсоветам. Каждый сельсовет должен был хранить эти семена до выдачи крестьянам, а остальное зерно: овес, ячмень, лен, конопля, остались на складах в Суксуне. Работники сельсоветов, под строгую ответственность, должны были проследить, чтобы каждый килограмм пшеницы был посеян. Крестьянам выдавали зерно и следили, чтобы они его посеяли, а не съели. В первых числах мая, утром, прискакал нарочный и сообщил, что ночью был разграблен ссыпной пункт. С Суксуном была телефонная связь, но почему-то никто не позвонил в В-Суксунский волисполком, где всегда находился дежурный, и дежурила подвода. Когда я приехал в Суксун, то увидел ужасную картину: пшеница, греча, льняное и конопляное семя, просо, все это было рассыпано по базарной площади и прилегающим к ней улицам. Этот грабеж заблаговременно, хорошо был организован Дреминым и его компанией. В грабеже участвовали некоторые крестьяне многих сел и деревень, они заранее сюда приехали на телегах. Сначала было вооруженное нападение, были сняты посты без всякого сопротивления. Началось ограбление в 12 часов ночи, освещения на складах никакого не было. Милиция и её начальник не организовали сопротивления. Коммунисты Суксунской парторганизации (секретарем был Усов) спали и н проявили никакой активности. Все это было непонятно и загадочно. В разграблении участвовали очень многие граждане Суксуна. Награбленное зерно увезли в Журавли, Морозково, Кошелево, Тохтарево, Поедуги и другие деревни. Почти не участвовали в разграблении Советная, Опалихино, В-Суксун, Киселево, если и участвовали, то отдельные лица, которые заранее знали о разграблении. На следующий день были мобилизованы все коммунисты и комсомольцы, для производства обысков в близлежащих деревнях и в Суксуне. Было собрано 50 % разграбленного. Я производил обыски в Суксуне, мне помогал комсомолец Павел Будрин. Мы произвели обыски в 50 домах и обнаружили 40-50 пудов пшеницы, 30-40 пудов конопляного семени, много было спрятано пшеницы, конопляных и льняных семян в разных других местах. Конечно, много разграбленного не было обнаружено, хорошо было запрятано. После этих событий, работала комиссия, прибывшая из Красноуфимска и Екатеринбурга, по расследованию причин ограбления складов. В результате расследования была установлена причастность к разграблению работников Суксунской милиции и работников Суксунского волисполкома. Многие из этих работников были осуждены трибуналом на разные сроки тюремного заключения, некоторые были расстреляны. После этого Суксунская парторганизация была упразднена. Из этой организации остался один коммунист, Блохин Сергей, народный судья, остальные были исключены из рядов коммунистической партии, в том числе и секретарь Суксунского Волкома партии, Усов. Красноуфимский Уком партии, в своем решении постановил: упразднить Суксунскую парторганизацию, все имущество Суксунской парторганизации и библиотеку, принять секретарю В-Суксунского Волкома партии т. Устюгову В.Д., библиотеку с. Советная т. Панкратову и председателю Суксунского Волисполкома т. Бебневу. Бывшие руководители Суксунских организаций знали о готовящемся нападении на ссыппункт, что это нападение готовит банда Дремина, знали и работники милиции. Нужно сказать, что те кто голодал из Суксунских граждан, при разграблении попользовались крохами, потому, что они не знали о разграблении. Участвовали в разграблении те, кто не голодал: кулаки, бывшие торговцы, вся антисоветская сволочь. Характерный факт, что во время разграбления складов никто не пострадал, ни работники милиции и охраны, ни грабители, не было раненых и убитых. Разграбление произошло без всякого сопротивления, хотя милиция и охрана были хорошо вооружены винтовками и наганами, оружие было и у коммунистов, было достаточно боеприпасов. Награбленные продукты беспрепятственно были погружены и вывезены из Суксуна на лошадях. Хорошо, что часть семенной пшеницы успели вывезти в сельсоветы и раздать крестьянам для посева.
- Лето 1922 года, как никогда было исключительно урожайным, «выросло даже там, где не сеяли!». Везде и всюду уродилась хорошая рожь. Посеянная американская пшеница дала небывалый урожай, только посеяно её было очень мало, семян выдавали по 2-4 килограмма на хозяйство. Выросли хорошие травы.
- Работа волостного комитета партии в основном была направлена на развертывание культурно-массовой работы среди крестьян, разъяснение линии партии и Советской власти. В те времена собрания были многолюдны, бурные, на них возникали споры-диспуты по различным вопросам политики, религии. Крестьянство смутно разбиралось в текущих событиях, да и мы, руководители не всегда могли дать точные и правильные разъяснения. Кулачество и другие антисоветские элементы считали, что Советская власть временное явление, скоро она закончится, и опять настанут старые порядки. Кулаки на селе были сильны политически и экономически, но они чувствовали, что они начинают терять свое влияние на бедноту. Бедняки ждали от советской власти многого. Бедняки получили добавочную землю, отобранную у кулаков, их освободили от различных налогов, а кулаки платили все налоги в увеличенном размере, они были озлоблены и всеми мерами старались вредить Советской власти.
- Партийная организация большое внимание уделяла культурно-массовой работе, была развернута самодеятельность, ставили спектакли, организовывали концерты. В этих спектаклях участвовали коммунисты, комсомольцы, учительство. В В-Суксуне был создан крепкий драматический кружок, в котором участвовали:  секретарь комсомола Шельпяков, учитель Смольников, телефонистка Назарова, Кудашев Алексей, Будрин Павел, Матвеева Надя, и многие другие, даже дочь местного попа. Проводились антирелигиозные беседы. В бывшем волостном управлении был организован клуб, где и проводилась культурно-массовая работа. Все волостные учреждения: волисполком, Волком партии и комсомола, комитет взаимопомощи и другие, разместились в бывшем поповском доме. В Кудашевском доме разместилась потребкооперация. В продаже не было спиртных напитков, в деревнях и селах начали гнать самогон, из дефицитных продуктов: зерна и сахара. Государство развернуло борьбу против самогоноварения. Наша парторганизация в этом деле принимала самое активное участие. Коммунисты и комсомольцы часто выезжали в деревни, производили обыски в домах самогонщиков. В случае обнаружения, самогон выливался, на хозяина составлялся акт. К великому сожалению, чаще всего, самогоноварением занимались бедняки и середняки.
В Советной варил самогон на продажу Устюгов Степан (Харин), многие варили самогон на улицах Шамары, Федулята. В Суксуне некоторые варили самогон в большом количестве и наживали на этом большие деньги.
 - В 1922-1923 году была широко развернута антирелигиозная пропаганда, в которой принимала активное участие молодежь, комсомольцы организовывали комсомольское Рождество и комсомольскую Пасху, вся эта работа проводилась в клубе, бывшем здании волостного правления. Накануне Пасхи писались антирелигиозные лозунги, их ставили в окна,  крепили к наружным рамам, между рамами ставили свечи, чтобы лозунги хорошо читались снаружи днем и ночью. Клуб находился рядом с церковью, народ, идущий в церковь в пасхальную ночь, сразу обращал внимание на светящиеся окна и читал лозунги, кто грамотный. Религиозные люди возмущались, проклинали коммунистов и комсомольцев, предрекали им ад и геенну огненную. Параллельно с богослужением в церкви, в клубе начинали концерт, выступали с антирелигиозными песнями, декламациями, организовывали танцы. Молодежь, идущая в церковь, обязательно заходила в клуб, большинство молодежи шли в церковь не потому, что были религиозными, а потому, что их принуждали родители. Впервые годы Советской власти, все было вновь. В клубе можно было услышать беседу, доклад, потанцевать, встретиться с девушкой. Для освещения окон, мы покупали свечи в церкви, я писал записку церковному старосте или попу, с просьбой отпустить свечи и они всегда безотказно отпускали. Писали и оформляли световые лозунги: Антип Максимов, Павел Будрин, Иван Пономарев, дочь учительницы (не помню фамилии) и активное участие принимала дочь попа. Несколько слов о попе. Дореволюционный поп В-Суксунской церкви ушел с колчаковскими войсками, уже при Советской власти, откуда-то прислали нового попа. По всем данным этот священник неособенно был расположен к церкви и религии. Я неоднократно общался с этим священником, он заходил ко мне на квартиру. В эти годы многие священнослужители отрекались от сана и я неоднократно предлагал священнику В-Суксунской церкви отречься от сана священника. Он отвечал, что мог бы сделать это, но чем я буду жить, у меня семья. Я ему предлагал место бухгалтера в потребкооперации, он отвечал, что эта работа не обеспечит его семью. Священник говорил: «В дальнейшей жизни я постараюсь избавиться от этой работы, в бога я не верю, дочь моя участвует в работе с комсомольцами, я ей не запрещаю, знаю, что её будущее должно идти по другому пути». Об этом настроении попа знали и верующие, но мирились, потому что заполучить другого священника было трудно. Волостная комсомольская организация играла, почти главную роль в культурно-массовой работе, об этом я пишу особо.
- В первые годы Советской власти на местах не было подготовленных кадров работников, но новые руководители старались, работали активно. Работники волостных организаций все работали бесплатно, я как секретарь Волкома партии, за весь период работы в Красноуфимском Укоме партии получил брюки, из шинельного сукна, 20 кг. муки из пшена. Никто из работников никогда не ставил вопрос об оплате. Все работники жили очень бедно, одевались тоже плохо. Я пока носил то в чем пришел из армии, питался очень плохо, я буквально голодал, бывали дни, когда ничего не ел, и достать питание было негде. По незнанию и малограмотности работники волостных организаций допускали много ошибок, как политического, так и организационного характера. Вышестоящие организации почти не контролировали, не проверяли работу местных органов.
- В 1923 году я был переведен на работу в потребкооперацию. Секретарем В-Суксунского волостного комитета партии был избран Матвеев Иван Степанович из д. Опалихино, он только что пришел из армии, политработник. Это был образованный, грамотный человек, бывший учитель. Тогда был Ленинский лозунг: учиться торговать. Торговец из меня был плохой, я никогда не сталкивался с этой работой, не имел представления о ней. Бывшее правление В-Суксунской потребкооперации совсем проторговалось. В магазине В-Суксунского потребобщества полки были пустые, никаких товаров не было, касса тоже была пуста. Торговать было нечем и покупать было не на что, все нужно было начинать  сначала. В правление В-Суксунского потребительского общества были избраны: Иван Верзаков, Алексей Кудашев, и я, счетоводом стал Будрин Павел, но он плохо разбирался в бухгалтерии. Закупщиком товаров был утвержден Иван Верзаков, но закупать товары было совершенно не на что. Вот так началась моя торговая деятельность. Потом образовались кое-какие средства из поступлений членских взносов, закупили спички, папиросы, рассыпной табак самосад, керосин, мыло, конфеты, кое-какую галантерею.
- НЭП. Новая экономическая политика. Это была умная политика нашей партии, некоторые коммунисты были не согласны с этой политикой, не разобрались в этой мудрой политике. Советская Россия была наводнена большим количеством выпущенных бумажных денег, разного достоинства. Эти бумажные деньги обесценились: коробок спичек стоил сотни рублей. Введен был червонец – крепкий, твердый советский рубль. В 1923-1924 году были выпущены в оборот серебряные и золотые деньги, у народа на руках были бумажные деньги, выпущенные в 1918-1922 годах, которые сильно обесценились. Деньги были Николаевские, Керенские, Колчаковские, были даже деньги, выпущенные областными организациями. Зажиточное крестьянство надеялось, что Советская власть ненадолго, опять наступят старые времена, поэтому придерживали у себя старые Николаевские деньги. НЭП и червонец породили радужные надежды, не только у спекулянтов и зажиточной части крестьянства. Как отечественные дельцы, так и зарубежные капиталисты не разгадали истинного смысла НЭПа. Некоторые рассуждали так, что большевики сползают к капитализму. НЭП оживил частную торговлю, на рынке появились разные товары, появились частные торговцы, открыли свои магазины. Вылезли на рынок бывшие торговцы, В Верх-Суксун приехал торговец, открыл магазин в доме, около моста. Потребительская кооперация начала все шире и шире развертывать свою торговлю дефицитными товарами первой необходимости: солью, сахаром, керосином. Конкурировать с частными торговцами нам было трудно, мы были плохими торговцами. В эти годы начали появляться промышленные товары, но цены на них были очень высоки, а на продукцию сельского хозяйства низкие. Например, для того чтобы крестьянину купить простого материла на брюки, нужно было продать 15 пудов овса. Летом 1923 года, я купил в кредит, в Красноуфимском уездном потребительском обществе много мануфактуры, ситец, сатин, разных расцветок, эта мануфактура так и лежала на полках, покупателей не было. Получились «ножницы»: большое расхождение цен на товары промышленности и продукты сельского хозяйства. В это время катастрофически обесценивался бумажный рубль, деньги считали на миллионы, их нельзя было держать в кармане, в кассе, потому, что каждый день рубль обесценивался. Если сегодня килограмм соли стоит 300 рублей, то завтра он будет стоить 600 рублей и больше. Если крестьянин продал сегодня 10 пудов пшеницы, и мог на вырученные деньги купить 2 метра ситца, то через неделю на эти деньги он мог купить только полметра этого ситца. Поэтому вырученные деньги каждый день приходилось сдавать банк. Советское правительство приняло ряд мер по снижению цен на промышленные товары и продукты питания.
- Нужно было быть изворотливым торговцем, а как раз умения торговать, у меня не было. У частных торговцев было много товаров, и они их продавали дешевле, чем в кооперации. В Суксуне, в базарные дни частные торговцы главенствовали. Я тоже каждый понедельник выезжал торговать в Суксун, но наша кооперативная торговля шла плохо. Все товары мы брали в кредит, а в кредит давали не ходовой товар, поэтому мы были кругом в долгу.
- В марте 1923 года, я был избран делегатом от В-Суксунской волостной парторганизации, на уездную партконференцию, в г. Красноуфимск. На уездной конференции, я был избран делегатом на IX губернскую конференцию в г. Екатеринбург. Как на той, так и на другой конференциях, я был пассивным делегатом, только голосовал, не выступал. Губернская конференция проходила в здании, где сейчас находится театр музыкальной комедии. Секретарем Губкома в то время был т. Гей, представителем от ЦК партии на конференции присутствовал т.Томский. В конце 1923 года, начале 1924 года. Началось районирование. Волости упразднялись, был создан Суксунский район, с центром в Суксуне. Были укрупнены потребительские общества, В-Суксунское потребобщество было упразднено. Июнь, июль я жил дома, в Советной, занимался сельским хозяйством.
 Продолжение следует.




Комментариев нет:

Отправить комментарий