четверг, 8 августа 2019 г.

А. Вельтман. ИНДО - ГЕРМАНЫ. 1856г.







ИНДО-ГЕРМАНЫ С А Й В А Н Е.
ИНДО - ГЕРМАНЫ, С А Й В А Н Е
ОПЫТ СВОДА И ПОВЕРКИ СКАЗАНИЙ О ПЕРВОБЫТНЫХ НАСЕЛЕНЦАХ ГЕРМАНИИ.
(С ПРИЛОЖЕНИЕМ КАРТЫ).
А. Вельтмана.
МОСКВА. В УНИВЕРСИТЕТСКОЙ ТИПОГРАФИИ. 1856.
2
ПЕЧАТАТЬ ПОЗВОЛЯЕТСЯ с тем, чтобы по отпечатании представлено было в Ценсурный Комитет узаконенное число экземпляров. Москва. Октября 29-го дня, 1856 года. Ценсор И. Безсомыкин.
3
С О Д Е Р Ж A H И E. ВСТУПЛЕНИЕ: Стран.

I. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ОЧЕРК ИСТОРИЧЕСКИХ СООБРАЖЕНИЙ,
О КОРЕННОМ НАСЕЛЕНИИ ЕВРОПЫ 6
Первобытные населенцы, и пришлые 7
Савины и Рецияне 9
Прозвище Савинских племен по верованию 9
Значение Raeti и Raetia 9
Геты или Готы и Дацияне 10
Место жительства Готовь в Азии. Переселение во Фракию. Готия (Iotunheim , Godheim)в Дации. Переход Готов Дации в Скандию, Постепенное усиление и распространение 10

II. СИВИЗМ, ИЛИ САЙВАНИЗМ - ТРИМУРТИЧЕСКОЕ ВЕРОВАНИЕ, ОБРЯДЫ И ОБЫЧАИ ИНДОВ В ЯЗЫКЕ СЛАВЯНЪ 14
Божества Сайван (Индии, Италии и Германии): Пранна, Пуранна – Perennis – Перунъ Трикалавид - Триглавъ; Светавас - Световид и пр. 14
Слова относящияся к верованию 15
Книги закона и письмо 16
Paджия - Paccия, т.е. государство, и военное сословие 16
Оружие. Постриги. Серьги (*). Гривны и обручи. - Податное сословие - Судебное производство -
Монета. Перстни, Печати - Закон наречения собственных имен - Родство. Чувствования.
Возрасты. Части тела. Дом и хозяйственныя принадлежности - Природа. Деление времени и пр. 18

III. КОРНЕЛИЙ ТАЦИТ О ГЕРМАНАХ.
ГЛАВА I. Пределы Германии. Рейн. Дунай. Хребет Яворна 27
— II. Германы коренные населенцы. Древния их песни; прославлениe Вишну (Viscon) и Ману. Четыре коренных рода: Моравы (Marsos; в Италии Marsi, Maruvii), Сбры (Gambrios, Cambrios, Cimbri), Cловене, (племя; Suevos), и Венды (Vandalos, Wiadili). 27
Germani, Лат. пазваше Сайван в значении племена 27
— III. Родоначальник витязей, Сайванский Геркулесъ: у Индов Харо Светавас (Вишну белоконный, световодный, разрешающий природу от оковъ хлада), у Славян Световид, Юрий вешний, весенний (Васана), Ярый, Jero, Бypo, Garo 29
Варито и военный возглас (hurtovaňy) 30
— IV. Чистота породы племеп Сайванских , наружность и нравы 30
— V. Свойства страны 31
— VI. Оружиe. Braň pri boku (framea, pramea), двойная секира, носившаяся с боку, как мечь 31
Разделение войска на сотни и чин сотника. Построение войска клиномъ 32
— VII. Правители (Князья) и воеводы. - Полки по племенамъ 32
— VIII. Великодушие женщин. Девы прорицаюшия: Влада , Обрения Ганна 32
— IX. Человеческия жертвы. Приношение в жертву животных Витязю Световиду. Поклонение Исce Сиве 33
Гостины, или соборныя здания. Храмы погосты. Храм Таnfana — Девинъ 34
— X. Обычай бросания жребиев и гадания 35
— XI. Снемы или Рады. Счет времени с полуночи. Упоминание о письменныхъ постановленияхъ 36
— XII. Степень наказаний. Пеня. Выборные 36
— XIII. Посвящение в войсковое сословие; степени званий и чины. Посылка поминок с посольствами 36
— XIV. Клятва Князю 37
Обычай войсковаго сословия наниматься на службу. Князь снабжаетъ дружину ратным конем, оружием и жалованиемъ 37
— XV. Занятия дружины во время мира: пиры и охота. — Обычай поклона съ приношением даровъ 38
— XVI. Обычное строение зданий 38
— XVII. Одежда 38
(*) Пропущено в тексте: по сию пору у Русских солдать и особенно у Казаков водится обычай носить серьгу
в левом yxе.
4
— ХVIII. Строгость нравов в отношении супружества. - Единоженство. Свадебные дары 39
— ХIX. Наказание за нарушение целомудрия 39
— XX. Обычаи соблюдающие здоровье, зрелость и крепость силъ 39
— XXI. Ограждение приязни. Выкуп обид. Гостеприимство 40
— ХХII. Бани. Обсуждение делъ 40
— ХХIII. Квас. Покупное вино. Простота пищи. Заздравное питье условие празднования, напоминающее слова В. К. Владимира: Руси есть веселье питье; не можем без того быти 40
— XXIV. Военныя игры. Игра в кости с одинаким увлечением къ проигрышу и вьигрышу. Ставят свободу свою на ставку. Честное слово 40
— XXV. Челядь. Податное сословие. Увольнение 41
— XXVI. Неимение ростовщиков. Деление полей между поселянами 41
— ХХVII. Обряды погребальные. Сожжение тел знаменитых людей. 42
— XXVIII. Сайванския области Галлии были некогда могущественнее Германских.
Бои (войско), Хорваты, Ясичи. Наровляне, Вожане, Treboci (обл. Trebula, Trebovla) Немизи, Немане. Жупа Агриппинская 42
— XXIX. Влатове (Βαττων, Bathavi), племени Чехов (Caeti, Chati) 44
Terra Franca — hranica 44
— XXX. Чехи (Caeti, Chaeti, Caetos и пр. Горицкие леса. Чехи войско пехотное, Чеховые полки 45
— XXXI. Их войсковыя обычаи, постриги, обручи 45
— XXXII. Usipi (Vispi). Туричи, Turincane, Turinsti (Tungri. Tencteri, Tenkriti) 46
— XXXIII. Bructeri, Βούнτεροι. Каманы. Angriuarii 47
— XXXIV. Долменцы (Далматы). Козары (Casuari). Frisi, Frasii 48
— XXXV. Chauci, Chaucorum gens 49
— XXXVI. Горичане—Choroshzi—Хорутане (Chorusci). Русь. Pycския горы —Рифейския. Юрьевский владетельный род. Имена Горицких или Юрьевских владетелей 50
— XXXVII. С'бри (Сербы, Себрове—Cymbri) — войсковое cocлoвиe. Оно по всем Украйнам Славянскаго населешя. В войне противъ Mapия их союзники Туричи (Tigurini — Turegi — Turici) 53
— ХХXVIII. Изчислив воеводския пограничныя области, Тацит приступает к внутренным, племеннымъ 56
— XXXIX. Земщина, Zemianini, Zemanstwo (Semnones) 57
— XL. Луговая Бродская область (Lucus Bardovicus), Львовская (Lowenburg, Lemberg, при Лабе (Longobardi) 57
Поклонение Маржан (Mepyт, Маровитъ) Merthum 59
— XLI. Хорваты; Жирмунтская Жупа (Hermunduri) 60
— ХLII. Норичи. Пограничные станы (Marcomanni, Marconiani, Маrсhioniani) Чехи (Quadi). Маробудъ 61
— XLIIII. Моравы — Готы, Ясы (в Дации). Бужане (?-вопрос автора) (Buri —Bugi, Borani — Bogani). — Вендския горы 62
Луганския или Лешския области 63
Лель-Полель 64
Владения Готов в Дации 65
Русь (Rugia). Летове 66
— XLIV. Славянския области на островах Балтийскаго моря. Корабли. Искуство в мореплавании. Русь (Rugen), великокняжеская область 66
— XLV. Ледовитое море. Эсты (Иггауны — Ingaeuones). Янтарь. 67
Sithoni 68
— XLVI. Пивчане (Peucini). Венды. Чудь (Fermi), Бujо-Сербове (Bastarnas) в нын.
Бессарабии (Бело-Сербии) 68

ПЕРЕЧЕНЬ ГЛАВНЫХ ВЫВОДОВ. 74
5
ВСТУПЛЕНИЕ.
I. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ОЧЕРК ИСТОРИЧЕСКИХ СООБРАЖЕНИИ О КОРЕННОМ НАСЕЛЕНИИ
ЕВРОПЫ.
Каждый любознательный человек имеет право требовать от Истории ответа на свои недоразумения. На
страницы cя внесены все мирския события; но, в отношении Древней Истории, ошибочныя переписки рукописей, ложное чтение, и толкования, применяемыя без всякаго основания к современности, способствуют одностороннему взгляду строить из древняго миpa мир небывалый. Эти постройки не на материке, из обтесанных по произволу фактов, могут ли называться зданием Истории? — Иcтopия дорожит угловатостями и неровностями факта, как отломка, чтоб по ним найдти место, к которому он должен прилечь всеми точками своей поверхности.
Для Истории также есть время, мрака, есть разсвет, а наконец и ясный день, когда все становится само
собою видно. Можно полагать, — с чем согласуется и общее мнение, — что этот разсвет для Истории насталъ; ибо наш век видит в ней со всем не то, что казалось прошедшим векам. Возмем в примерь толкования сведений Тацита de moribus Gernianorum. Только в темноте, лежавшей на Истории, можно было не различать древних Германов,то есть Сайванския племена (Svevi, Σουήβων) от Готов. При этом неразличии, нет исхода для истины: между первыми и средними веками нет связи без вставки какихъ-то азиатских Гуннов, какого-то внезапнаго появления Славян из стран неведомых, и наконец без так называемаго великаго переселения народовъ. Это было что-то в роде искусственнаго Хаоса, посреди котораго, с помощию исправленных и поясненных кодексов Тацита, Плиния и особенно Птоломея, пришлое население Германии обратилось в туземное, а туземное в пришлое.
Но тьма народов, которых заботливо высчитывают Историки и Географы первых веков, не простая тьма:
свет мог только болеe проявить их, а не заставить исчезнуть с лица Истории. Где ж эти народы, которых имена обезображены чуждым произношениемь, чуждым выражением на письме в неразборчивых списках летописей, и в дополнение произвольным чтениемъ? Где, по крайней мере, безчислениыя племена, носившия общее всем им название, выраженное Греками посредством Σουήβων, а Галлами посредством Svevi? Где они, прозванные Римлянами Germani, т. е. племена, которыя заселяли без всякаго смешения с каким бы то ни было пришлым народомъ всю восточную часть Галлии, всю известную ныне Гсрманию, и тянулись до пределов неведомых древнему миpy?
Svevi или Σουήβων, или Германы — не Готы: этому свидетель не один Страбонъ; да к тому же Готов, до
времен Траяна, не существовало в Скандии, откуда Историк их Иорнанд ведет покорять Германов.
Suevi не Тевтоны, потому что Тевтонов не знает ни Страбон на берегах Роны в союзе с, Свевами—
Кимврами, ни даже Тацит в Германии. Их знает только ошибочное чтение Александрийскаго Географа Птоломея, исправленнаго и пополненнаго современными издателям его догадками.
Suevi в то же время не Deutschen, которых род довольно неосторожно производили некоторые историки от
бога Tuisco, находящагося в двухъ-трех ошибочных списках de moribus Germanorum и которые в сущности суть древние Dauciones, известные и Птоломею, т. е. Дациане, жители Дации, или Готы, жившие в Карпатах, перешедшие на север во время Траяна, и основавшие новую Dacia на южной оконечности Скандии и прилежащих островах.
Кого же называли Римляне Германами (Неrmani), то есть племенами, оть слова germen, germe-племя, или
Сайванами (Sueuoni Sainoni) cоответственно греческому Σουήβων, или сокращенно Sueui), т.е. собственным
общим прозвищем этих племенъ?
Средняя История ничего не отвечает. Средния времена заняты движением духа хрнстианства, и потом
размещением новых xoзяев и дележом Галлии и Германии на феодальныя, ленныя (неразб) владения. Кто ж
составляет вассалов и поселян всех этих владений Германии? — Повсюду Венды. Название Suevi, Suevoni,
изчезает, потому что оно не знакомо народу; но в то же время проявляется, как будто постороннее Свевам,
название Slavini Sclavini, которому, в подданстве у чуждаго народа, и придалось значение неволи: sclave, e-sclave.
В новейшей Истории является вместо ответа новое неопределенное название: Индо-Германы; но к кому
оно относится? К Славянскому ли населению, или к Готическому? или к тому и другому, подразумевая под
названием Инды — Славянъ; а под названием Германы — потомство древних Готовъ? Но мы уже заметили и
изложим ниже самыя простыя доказательства, что древние Германы происходят не оть wehr-mann, изменившееся; в ger-mann, т. е. guerre-mann; что они столь же различны оть Готов и Дациян, как гражданство образовавшагося из единородных, различно от гражданства образовавшагося из единоверных.
Во всяком случае довольствоваться неопределенным и темным решением, внесенным на страницы
Истории, невозможно; тем более, что при этом решении не участвовал голос обширнейшаго и по cиe время
главнейшаго населенца недр Европы, котораго значительная часть племен впала в состав сфер Эллинской,
Романской, Галльской и Готической,—и следовательно, всякому недоразумевающему этих смутных страниц
Истории, предстоит трудъ: во первых, обратиться к корню родоначальнаго древа, перебросившаго обширную
ветвь свою с Гима Индии на Гэм Фракии; во вторых, составить свод Историков и Географов первых веков по
различным спискам, и наследовать по ним значение Германовъ-Сайванъ; в третьих, изучив все главныя,
упоминаемыя Историей разветвления племен и переселения народов из Азии, проложить на карту, на которой должны быть ясны по крайней мере естественныя границы, чтоб при прокладке сообразить смутныя указания древних.
6
Этот труд мы исполнили по мере наших средств и излагаемь выводы в предварительныхь очерках, в
переводе Тацита de moribus germanorum, преимущественно по своду различных списков Машмана в прокладке на карту, и наконец в приложенияхь, которыя будут заключать пояснения и выписки.

ПЕРВОБЫТНЫЕ НАСЕЛЕНЦЫ ЕВРОПЫ И ПЕРЕСЕЛЕНЦЫ.
На земном шаре нет страны, которую бы предание помнило пустыней, где от создания не было
человеческой души. Земля, как будто постепенно разоблачалась от вод, и каждую уступаемую морем полосу
человек принимал тотчас же в свое владение. По естественному порядку населений и разселений, в горах, при истоках вод, водворялось родоначалие, разветвляясь по долам в землевозделывании, а по низменностям набережных в пастырство.
В Европе, коренное родоначальное население, по всем соображениям, составляет разветвление
Гимайскаго или Гималайскаго народнаго древа, раскинувшаго, в течении незапамятных времен, ветви свои по протяжению Земнаго пояса от Восточнаго до Западнаго Океана. Назовем этих коренных населителей indigenes, и отличим их от аborignes. Под названием aborigernes мы понимаем Иверов. О переселении этих пастырских орд, выходцeв из нижней Азии, чрез Египет и Гибралтарский: пролив, упоминает предание, а равно как и о родстве их с Иверами (Аварами, Гебрами) Кавказа.
К второстепенным переселениям распавшихся в Азии гражданских обществ, вошедших в состав Запада
Европы и имевших влияние на судьбу ея, мы относимъ:
1. Смешанное переселение, во время Ииcyca Навина, из Халдеи и Хананеи, в Африку и потом в Иверию.
2. Переселение части Лидийцев (Λυδη), предков Латин, на Западные берега Италии, которые заселены
были уже Обрами (‘Ομβρη), т.е. Иверами же, теснимыми от гор разселением племен Савинских.
3. Переселение гражданских общин Готов, из закавказской Иверии от Аракса, разсеянно, во Фракию,
Мизию и потом в Дацию.
Преданий о пересслении Индигенов из Азии, нет, да и не могло быть, ибо оно совершалось постоянным
разветвлением племен от Востока к Западу. По сказанию Катона племена Савинския, распространились в Италию из за гор Аппенинских в дpeвнейшия времена, гораздо раньше войны Троянской, стесняя Обров (Оmvri).
Движение из Нижней Азии Иверов (Avari, Abari, Obri, Gumri Gomer), соответствует предание Манетона о
внезапном наводнении Египта пастырскими ордами Арабов(*), бежавшими от преобладания Ассирийскаго в
Африку.
Это переселение Арабов или Аваров, Иберов или Иверов, предшествует выходу из Хананеи, т. е. Финикии
(Hanali, Vanah) гражданских общинъ:
Не в состоянии будучи противиться Иисусу Навину, говорит Прокопий Кесарийский, они (народы
Финикии) отправились в Египетъ; но не находя там мест для поселения, прошли в Ливию, овладели всей землей до столбов Геркулесовых, и основали много горадов, в которых по cие время говорят по Финикийски. В последствии Дидона (колонизация Тира), поселясь между своими древними соотечественниками, основала Карфаген. Когда Карфагенцы усилились, то начали войну с Маврами, вышедшими также из Палестины, и изгнали их из соседственных областей Карфагену.
Таким образом в недра населения Индигенов, на запад Европы проникли сначала пастырския орды
Иверов, Гебров, а потом гражданския общины Хананеи и Халдеи (Galdaei), принявшие у историков название
Кельтов, Цельтов Саel, Caledon, Galati, Galli. Отсюда в отношении различия языков также два начала: живое,
отчинное Индигенов, и общинное, составленное из смешения и искуственно управляющееся членами, пришлых народов. Родоначалие перваго Индия, исток втораго ученая Халдея.

САВИНЫ ИЛИ САВЛИАНЕ И РЭТИЙЦЫ, РЭЦИ ИЛИ РАССЫ ИТАЛИИ.
Собственно Сабинами, Савинами или Савлианами (Sawini, Sabini, Sevini, Savelli, Sabelli) Римляне
называли одно обширнейшее племя; но это же религиозное прозвище было общим и для других племен,
подразделявшихся на Marsi или Marruvii, Peligni, Hеrпiсi Vestini Opici, Lucani; Samnili и проч.
Самнитами, или по греч. писанию Саунитами, назывался знаменитый род Савинских племен.
Hernici получили свое название от слова herпае, что по Савински и Марувски значило горный.
Страбон называет Савин древнейшим народом, туземным (autochthones). В числе доказательств о
древности их происхождения, говорить он, можно упомянуть о мужестве и других добродетелях отличающих их пo cие время. По словам Фабия (ж. за 216 л. до Р. X.) Рим не имел понятия о богатстве, до покорения Савин.
Плиний говорит тоже: Sabini ut quidam existimavere, a religione et Deorum cultu Sevini apellati. т.е.
Сабины, как утверждают, прозываются Sevini, по религии своей и поклонению божеству.
Катон упоминает, что общее назваше Савин происходить от имени божества Sabus (Savus).
Основываясь на общем сознании Историков, и Филологов, что коренное население Европы происходить
из Индии, мы имеемь право искать тамь и религиозное объяснение прозвания первобытных племен
(*) Их область в Египте назывлась Avaris. Dynast. du second. liv. de Manethon. par le comte J. Potocky.
7
В Индии религиозное родоначалие духовнаго и ученаго сословия Браминов происходило от Брамы,
Кшатриев или Раджанья — военногражданскаго сословия, от Вишну; Вайсьев, или землевозделывателей, селян, от Сивы. Но собственно к Сиве (сива) относились все обряды — сева (служение, жертва, священнодействие) и общее поклонение всех сословий; ибо Сива был, так сказать, мысль и слово в воплощении или действии, и сочетал в себе невещественный исток Брамы (света) и вещественный Вишну (варуна — када — водъ) в бытии всей видимой конечной природы. Bерoвaние в Сиву, называлось сайва; поклонники в общем множественном числе сайвами или от сева (Сива — обряд, жертва) с окон. -ини (aff. of profession or practice, соответственным славянскому ане, яне) севини, как на пример, Вакхъ-Вакхане, или Вакханы, Магометъ-Магометане.
Сроднившись с Савинами, и желая устройства гражданскаго, Римляне призвали законника из Савинъ—
Нуму,(*) который основал в Риме храм Весте—матери земле в которой не трудно узнать (**) Индии ,
всепитающую мать землю; даль 12 таблиц законов, без сомнения составляющих 12 книг законов Maнy.
Некоторые из древних писателей называли Нуму Пифагорейцемъ; а исток учения Пифагорейскаго, основаннаго на веровании в безcмepтие души и поклонении предкам ( ), слишком известен, чтоб не
заключить окончательно, что в Савинах Италии должно признать Сайванов Индии, и что из образуется:
Σεβο, Σεβος - поклонение славословие, Σάος, Salus, Salvus – божество живота, Sаlиеns, Sаlvиеns - славящие; из, образуется deus(***) и пр.
Если Савины суть Сайваны, то кроме религиозных и гражданския условия их должны быть; одни и те же
с коренной родиной, от которой они наследовали истинныя гражданския добродетели: строгую нравственность, воздержание, благочестие и справедливость.
Индия в древности разделялась на племенные уделы, которые управлялись родоначальными Роджами,
или выражаясь соответственным русским словом Рядцами (по Чешск. Radze)(****), сосредоточиваясь под
зависимость избранного царственнаго наследственнаго рода Раджендра или Маха-Раджа — великаго Раджи,
называвшагося по посвящению — divinus, или — обоготворенный, обезсмертенный; — предводитель сил.
Каждая область, составляя называлась — Рашья, или Расья.(*****)
Так как духовное сословие не проявляется массами, то разсматривая быт разселенцев от подножий
Гималая, должно обратить внимание собственно на два их сословия, а именно: на оседлых поселян земледельцев и на воеводства и станы охранительнаго сословия Раджанья, или Раджан, по Зендскому выговору Razan Расссанъ; а вместе с тем на правительственную главную область, Великую Раджию, Раджистан, где сосредоточивалось и поклонение божеству.
Таким образом, в Савинах Италии, мы также должны отличать два главных сословия: собственно народ,
племена, именуемый по родоначалию, и носящие по верованию общее название Сайван, и войсковое сословие Раджии или Рассии Раджанья или Рассанья, Рассан.
Не говоря об области Reate, в недрах земли Савин и Марсов, при Рэтийском озере, на пространстве так
называемаго Roscae campus, мы обратимся к соседствснной Этрурии или Этруссии.(******)
Эту область населяли жители, носившие название: Tusci или Tusici; по замечанию Нибура, по обычному
изменению буквы r в sTurici, и также название Rasena (от корня Ras). Первое название следовательно было племенное, что объяснится в последствии по переceлeнии их в Альпы; а второе по названию области и по войсковому сословию воеводства.
В след за вытеснением из Италии не покорявшихся Риму Савинских племен, изчезли и Этрусски. Они
удалились в Альпы. Когда Римляне проникли в Альпы, там встретили они уже Рэтов или Рэцов, Райцев, (Rheti, Raeti, Ραιτοι) и эти Рэци, по Плинию, были потомки Этруссковъ; но по преданию известны были там под другим именемъ — след. Рассан, Туричей.
По Титу Ливию из Этрурии же вышли и горные жители, преимущественно Рэты, столь одичавшие в
Альпах, что из своей славной старины, ничего не сохранили, кроме языка, да и то не без искажения. Однако же у Римлян славилось Рэтийское вино, Рэтийское оружие и Ратийския песни. Эти Рэтийцы являются в Истории, как единоплеменники Норийцев, Панонийцев и Далмат.
(*) Это имя напоминает Ману, означающее мыслитель, мудрец, вещий: от Мана мысль, мнение, знание,
ведение. Перестановка слов обычная, как на пр. по Сербс, мено — имя, nomen.
(**) — все, —питание
(***) По Иос. Флав. по Македонски: бог жизнедавец, назыв. Ζηύα (кн. XII. г. 2).
(****) В Польск. Rzadca,, Rzadzca, Rzadzicel — рядец, рядитель, от корня род, race, radix (корень) — родитель.
(*****) Буква — в Зендс. произн. Как z, a в соответственных индейскiм Славянских словах как ж
и з, напр.: джана—жена; джнана по Зендс. zнана—знание; джала—жало; джива—живый; дживатьа—живот, жизнь.
(******) По Лат. форме rus - ruris
8
В Альпах, на всемь пространстве Рэтии — Paccии, жители носят название Taurusci, Taurini; там река Тур,
и область Turicum (название изменявшееся также в Turegum, Tigurum).
Что Taurisci — Туричи Альпов, есть потомство Tusci, Tusici, Turici Этрурии, то это может подтвердиться и
тем, что когда Лонгобарды в 6 веке заняли Горицкую область и Хорутанию, то все пространство разделилось на три области, без сомнения по существовавшим издревле названиямъ: нa Tuscia — страну Таврисков, на Neustria— страну Норичей , и на Austrasia, которой значение мы объясним в последствии.
О Савинах Италии и времени переселения их в Альпы, приведем, слова Нибура:
Когда Рим выдвинулся из границ Лации (Latium), Савины из всех народов Италии, были самый
обширнейший и сильнейший. Фtст (Festus) упоминает, что Peligni одного происхождения с Иллирийцами; а
Овидий , родом Pelignus , говорит что они наследовали воинственность от предков своих Савин.
Савинския или Савелианския племена (Savelli), обитавшия в селах (bourgs ouverts), покорили бы всю
Италию, если бы составляли между собою, что-нибудь целое; но они, в противоположность Риму, не заботились о преобладании и сосредоточении сил своих.
Войны против Савин, составляют главную часть древнейших летописей; но оне совершенно
прекращаются в 306 году от основания Рима (447 л. до Р. X.), что явно соответствует изгнанию их из Италии. (!) С этого времени на Юг Италии (!) направился весь поток племен Савелианских, а древние Савины берегов Тибра также потеряли свою независимость.
Вот заключение ученаго Историка. Где же этот Юг Италии, в котором скрылись Савины или Савелиане,
сохранившие свою независимость от ненавистнаго им Рима? — разумеется на Севере, в Альпах и за Альпами, куда удалились и Этрусски, т. е. южные Рассы, Rhaeti, где Цесарь, спустя 400 лет после выхода Савин из Италии, не заботился узнавать прежиих хозяев ея ни в лицо, ни по имени: он шел не изследовать их происхождение, а покорять, или лучше сказать пожирать народов, и переваривать их в Римлян.
Сперва все, что жило на север от движущихся вперед границ Рима, называлось безразлично Galli.
Покорив собственно Галлов, и видя что по всему Рейну и за Рейном живут какие-то безчисленные народы,
родственные друг другу, Римляне назвали их Germani; а наконец допустили и собственное их название,
произносимое и писавшееся по Гречески Σουήβων, а по Римски и Гальски сокращенно Suevi, точно также, как в последствии таже форма сократила Slavini в Slavi.
Если Рэтийцы перешли из Италии в Альпы и за Альпы, если Boji из Аппенинских гор перебрались к
Дунаю и за Дунай; то надо иметь какую-нибудь особенную цель, нарушающую связь Древней Истории Европы с Средней и Новой, чтоб не признать в, Сайванах Германии потомство Сайван Италии, которых все племена, вместо того, чтоб придти в тупик на Юге, идут на Север, за горы, и являются на новоселье почти под теми же именами.
Не случайно же, при сходстве общаго прозвища племен, сходство частныхь племенных иазваний:
В ИТАЛИИ:
Samnites — знаменитое сословие Савин.
Marsi— Marrouvii. Marucini.
Hernici (по Савински значить горные (hernae).
Peligni. Cassi
Volsci (по разл. пис. Volsi, Volusci, Volsici). Osci.
LUCANIA (страна), Lingones (в Пиринеяхъ). Ligii
В ГЕРМАНИИ:
Semnonеs — знаменитое сословие Сайван.
Marsi Моравы. Moraciani, Maruzini.
Herusci (Горичане Горичи — Хорошцы).
Полеси, Поляне (?) — название племен
поленых, в противоположность горным.
Catli, Chatli (Чехи, Часи].
Volcae (Галлии) и Belgi, Bolgi Walch, Walaha ,
Falahi — Влахи, Влоси).
Osci (Галлии); Osi, Jazigi.
Lingones (в Галлии), Lingones (в Германии). Ligiu
He одни ли это и теже Индгены Европы, коренныя, отчинныя племена, не столько разрозненныя
переходом на новоселье, временем и искажением названий, сколько исторической эрудицией ?

ГЕТЫ ИЛИ ГОТЫ И ДАЦИАНЕ.
Самый простой вопрос о Готах, не известно почему, также быль обращен в загадочный. Гетов отделили от
Готов, и сроднили с Славянами, чтоб этим последним дать хоть где нибудь место в Древней Истории Готов
отделили от Гетов Дунайских, поселили на Доне назвали Ост-Готами, перевели на Север к Вест-Готам, сроднили с Германами, и — все связи Древней Иcтopии с Средней рушились.
Но Спартиан, писавший около 300 года, в то время, когда появилось в первый раз название Gotti вместо
Getae говоритъ: Gotti Getae dicerenturGetae, qui nunc est Gotti.
Opoзий говорит тоже: Getae qui nunc est Gothi.
Прокопий предупреждает также всех будущих историков, что Геты и Готы, суть названия одного и того же
народа: Γετιнον γρ εδνος ψασι τοις Γοτδους ειναι.
Иорнанд пишет историю своих родичей, под названиемъ: De Getarum sive Gothorum origine et rebus
gestis.
Этих сведений кажется достаточно, чтоб не принимать Гетов и Готов за два различных народа.

МЕСТО ЖИТЕЛЬСТВА ГОТОВ В А3ИИ И ПЕРЕСЕЛЕНИЕ ИХ К ДУНАЮ.
Стефан Византийский (Steph. Byzant. de urbibus et gentibus) упоминает следующее: Γοτδοι εδνος παλαι
οιнησαν εντος της Μαιωτιδος υστερον δε εις την εντος Θραнης μετανεστησαν. т. е. народ Готы, живший в древности в странах Меотических, в последствии переселился во Фракию.
У Стефана Меотическия страны неопределенны; но по крайней меpе Готы из тех стран переселились не в
Скандию, а во Фракию. У Иорнанда и жительство Готов и время переселения определеннеe:
Основываясь на Tpoге-Помпее, он пишеть, что Кир, (около половины VI стoлетия до Р. X.) вознамерясь
покорить Готов, перешел Аракс (*). В то время царицей их (вернее: пророчицей) была Thamiris. Она, какъ-Дебора , подняла народ cвой против Персов, сразилась и победила; но потом почла благоразумным переселить Готов в ту часть Мизии, которая носит название Малой Скифии (ныне Бабадагская, или Добрушская область), где и основала .город, названный по ея имени Thamiris.
Спустя лет 40, около 508 года до Р. X., Дарий , проникнув во Фракию и к Дунаю, встретил уже Готское
поселение на новоселее.
Моисей Хорепский (р. 370, ум. 189) описывая Фракию, говорит, что она состоит из пяти небольших
областей и одной великой, в которой живут семь (по друг. списку 25) Славянских народов, между коими
поселились Готы.
Если бы Готы-Маги, из своего поселения около Каспийскаго моря (в Аварии Иберии, Гебрии) перешли к
Дону, куда поселила и откуда вывела их прямо на Север, в Скандию, .историческая эрудиция, то Геродот,
подробно знавший все населения на Меотике (Азовском море), знал бы коротко и этот гражданственный народь, размножавшейся прозелитизмомъ; но Геродот знает Гетов, или Готов при р. Дунае, в Мизии. Упоминание же его о Фиссагетaх (Θυσσαγεται), народе звероловном, жившем за Вудинами, т.е. за Волгой, скорее относится к каким-нибудь Истякетам, или Остякетам обширному Отяцкому или Башкирскому племени, нежели к догадкам о существовании какихъ-то Гетов Фиссов, из которых образовали Туссов, Турсов и пр. и пр.
По Геродоту, религия Готов сознавала безсемертие души. Учение свое производили они от Zalmoxis.
Предание, что Залмокс (имя без сомнения искаженное) был современник и ученик Пифагора, что он
распространял учение свое между Фракиянами, и скрывался несколько лет в подземной пещере, — относится как нельзя более к сказаниям, о Зороастре, или Зердусте, почерпнувшем свое учение в Вавилоне у Халдеев, и имевшем также сношение с Пифагором.
Сведения Страбона о Залмоксе (Zalmoxis, Salmoxis, Zamolxis, Zalmolxis) подтверждают тоже. Упоминая о
Гетских обрезанцах нαπνοβάτος (вероятно от слова нάπον), он говоритъ:
Сказывают, что один из Гетов, называемый Zalmoxis, был в услужении у Пифагора, а также был в
Египте, и изучил астрономию. Возвратясь на родину, он пользовался большим уважением народа и царей его, за предсказания по звездам, и наконец успел достигнуть соправительства при царе, как глас воли богов. Он был у Гетов первосвященником, а потом они чтили его как божество.
Гора в которую удалялся Залмокс считается священной и носить название нωγαίωνον.
По сказаниям о Зердусте, эта гора, в стране орошаемой реками Араксом и Киром (Cyrus) называлась
Албордж или горы Балкана (**) (Balkhan). Здесь была и пещера, посвященная Митре.
Влияние учения Зердуста могущественно было на Парсовъ; Гюстаcп был первым его почитателем. Как
Зердуст, водворясь у Парсов, с целью распространять свое учение советует Гюстаспу идти войной на Туран
(название стран горных, в противоположность Ирана — степныхъ); точно также, по Иорнанду, пришедший
законодатель к Готам, Бороиста Диценей, вошел в доверенность у царя их Ситакла, и советует ему идти войною на Германов.
Сближая сказания о Залмоксе и Зердусте, должно заметить, что во всех этих сказаниях скрываются
предания о законодателях Еврейскаго народа: Моиссе и Самуиле. Потом, явны противоречия: например, по
Геродоту и Страбону, у Гетов первым законодателем был Залмокс, а по Иорнанду Zeut, потом Diceneus, а третий уже Zamolxis; а между тем Иорнанд же пишеть, что после Диценея первосвященником был Comosicus:
Decedente vero Diceneo, реnе pari veneratione habuere Comosicum, quia nee impar erat solertia. Hic et enim et rex illis et pontifex ob suam peritiam habebatur, et in sua justitia populos judicabat.
(*) За Араксом была страна Магов — Magog. Provincia Gog et Magog in qua fuerunt Iudei inclusi tempore
Artaxercis regis Persarum. Orb. Terrar, grave et emaille sur metal, au XV sиеcle. Geogr. du Moyen age, par Lelevel. T.
II. p. 97. Gog Magog, по Вост. Пис.: Джюдж Маджюджь, — т. е. Готы (Juti) Маги.
(**) Может статься, что Гэм (Haemus) Фракии, получил название Балканы от переселившихся Готов.
10
Сходство обрядов священства Готскаго с Кутеями (Cutheens) или Самаритянами, можно заключить из
встречи Филиппа Готами и Александра Самаритянами.
По Иорнанду, когда Филипп приблизился к городу Фамнру (Thamiris), sacerdotes Gothorum aliqui, illi qni
pii(*) vocabantur, subito patefactis portis, cum citharis et vestibus candidis obviam sunt agressi, paternis diis, ut sibi
propitii Macedones rapellerent, voce supplici modulantes.
Нe смотря однако же на сближение преданий о Залмоксе и Зердусте, Готов нельзя считать
последователями его; но скорее Магами, противными его учению, о которыхь упоминается вь жизни Зердуста ц в книгах Зендских.(**) Это подтверждает выход их из Гебрии в самое то время, когда распространялось там учениеЗердуста, или Зороастра.
Но какое бы ни было древнее верование Готов, оно также противоположно и Тримуртизму Сайванъ; ибо,
по Геродоту, учение их законодателя Залмокса распространяется во Фракии; а на Севере, Оден поражает умы чарами мaгии, и 12 его Дроттаров, совершавших служение, уподоблялись, говорит Далин, восточным магм.
Распространяя свое учение, всеми ухищрениями, на новоселее между обитателями Скандии — Ситонами, он
вместе с тем возбуж дал вражду и войну против Римлян , прогнавших его из Годагейма или Иотунгейма.
Таким образом Готы являются на сцене Истории гражданским обществом,(***) которое централизуется в
Европе сперва в Малой Cкифии в Мизии, потом в Дации. Сила его развивается приращением подобно силе
Римлян, с тою разницею, что Римляне распространяют свое владычество мечем, а Готы чарами вольнаго
гражданства.
Сведения о Гетах, или Готах, сообщаемый Страбоном, очень важны для Истории.
Древнее разделение сего народа, говорит он, на Дациян и Гетов, существует по cие время. Гетами
называют живущих со стороны Востока и Понта Эвксинскаго. Дациянами же соседящих с Германами. Должно
полагать, что Дациян называли прежде Δάους откуда и собственныя имена Гет и Даyс, которыя Афиняне давали своим невольникам, по обычаю давать пленным, поступающим в рабство, прозвания по месту их
происхождения.
Чрез земли Гетов протекает река Μάρισος (Марошъ),(****) впадающая в Дунай.
Язык Дациян и Гетов один и тот же. Последние были известны Грекам, по причине частых их
переселений по берегам Истра, и по причине смешения их сь Фракианами (Θαξί) и Мизиянами (Μυσοίς).
Геты и Дацияне усилились некогда до тoгo, что могли выставлять 200,000 войска, теперь же не могут
выставлять 20,000, и если по cие время они не покорены Римлянами, то единственно потому, что их охраняеть поддержка Германских племен, врагов Рима.
Из описаний Страбона ясно, как нельзя более, что Геты и Дацияне составляют народ совершенно чуждый
Германам, или Сайванским племснам. Описав Германию, и изчислив главныя известныя ему племена,
населявшия оную, Страбон приступает к описанию Дации и Мизии, где Готы являются ему особенно
замечательными гражданственным народом. О Готах на Севере Европы нигде нет слова, до невольнаго их
выселения туда, совершившагося определительно при Траяне, который повсюду преследовал Иудеев, ожидавших Мессию, смешивая с верованием их Христианство, котораго торжество Рим уже предчувствовал.
Преждевременное помещение Готов на Севере Германии, и составляет ложный взгляд на Тацита о
Германахъ; ибо, важнейшая ошибка, на которую не обращалось внимания и которая рушила весь смысл преданий о нaceлeнии Германии во время Юлия Цесаря, Страбона, Тацита и Плиния, состоят именно в том, что Готы, до переселения на Север под предводительством первосвященника своего прозваннаго Оденом, помещены при р. Доне вместо Дуная. Название реки Tanagwisl, принятое за Танаис, т. е. Дон, вместо Дуная, послужило определением места мнимаго их жительства; тогда, как соседство с Ванами и Квадами было ясным указанием, что Tanag-wisl, т.е. река Танах, значит Дунай. Сверх того, путь побед Траяна касался только Каппадокии, южной части Армении, Месопотамии и Пapфии; следовательно Готам не только с Танаиса, от Азова, который ученые принимают за Азгард, но и из первобытнаго поселения их в Иверии, не для чего было бежать на Север. Гроза Траяна, шедшая по Азии в направлении к Парфам далека была от них.

(*) Страбон называеть их aβιοι (авва) ? (вопрос автора)
(**) Les Magicиеns dont il est sou vent parle dans la Vие de Zoroastre et dans les Livres Zends, etoиеnt ceux
qui honoroиеnt les mauvais Genиеs, les regardant comme les Maitres de l`Univers, et qui se servoиеnt de leurs secours pour operer des effets ou naturels, ou superиеurs aux. forces de la Nature. C`est ce que l`on appelle la Magие Goetique.
Vие de Zoroastre. Zend-avesta. par M. Anquetil duPerron. T1. Sec. partие. p10.
(***) Иерократическим.
(****) Нет coмнения, что р. Марош разделяла Дациан от Гетов собственно так называемых. Zarmiza Getusa
близ Porta Ferrea (железных вратъ), которых название вероятно и перенеслось вместе с Готами из Дербента (Demir capi— железныя врата) на Каспийском море, где было первоначальное население народа называемаго Jadjoudge-Madjudje — Яхудовъ-Магов, или Магов - Иудеев. В Аварскомъ-Торском языке должно кажется искать и истока Магярскаго языка.
11
Сверх того, что Готы Северо-Германии не Готы Дона, а Готы Дуная, всего яснее подтверждают слова
Иорнанда (гл. XVI): этот народ (т.е. Готы), говорит он, прославил себя в стране, которую он занимал прежде, то есть в Скифии (малой), на берегу Понта -Евксинскаго... Сколько раз подпадали под его власть Вандалы (Ваны, Венды,(*) не наложили ли они подать на Маркоманов подчинили ли себе князей Квадских (Quadorum principes).
В дополнение: 1) Древнее свое населeние Готы навывали Godaheim, т.е. отчизна Готов. Поход же Готов в
Godaheim под предводительством Годарика т.е. Готскаго властителя Балдурзона, лежал чрез Силезию и Польшу
(Ист. IIIв. Далина); следовательно, по направлению к Дунаю, а не Танаису, куда бы им и не пройдти чрез
пустьнныя земли так называемых Сарматов. 2) По Инглинга-Сага, Оден от пределов Азии на Север перешел с своей семьей, с своими Дроттарами (жрецами) и Азами; но по Иорнанду (гл. ХIII) это название (asar),
означающее господь , Геты или Готы Дации, дали своим военачалышкам после поражения Фуска, посланнаго Императором Домицианом для покорения Гетов за Дунай, в Дацию.
Таким образом сведения Снорро Стурлезона, писанныя в тринадцатом веке, истолкованы вопреки всем
сведениям Истории, без всякаго уважения даже к историку своему Иорнанду. Но что страннее всего в отношении самого Иорнанда: в предисловии своем он обещает описать Иcтopию Готов последовательно, переходя от поколения к поколению, от царя к царю; а между тем в нем нет ни слова о времени Траяна, о победах его в Дации, и обращении оной в Римскую провинцию,(**) о необходимости Готов оставить свой Годгейм, а главное —великий Одень, как будто для него не существует.
К вышеизложенным сведениям Иорнанда, о первобытном населении Готов в Дации, можно присоединить
следующия:
По смерти Комозика (Comosicas), — котораго Иорнанд называет rex et pontifex, — принял правление
Корилл (Corillus) и в продолжении 40 леть управлял своим народом в Дации. Я говорю о древней Дации, той,
которую занимают теперь Гепиды.(***) Сию Готику, которую многие называли Дацией, и которую теперь, как я сказал, называють Гепидией, тогда ограничивали с востока Роксоланы (т.е. Roxani, Rutheni, Русины), с запада Тамазиты (? – вопрос автора),(****) (Tamazites), на север Сарматы, а на юг Дунай. (Гл. XII).
Историк Аблавий упоминает, что тогда как Готы жили, как уже мы сказали, в Скифии, и на берегу Понта Евксинскаго, (т.е. в Мизии) те из них, которые были к востоку, и которыми владел Острогот, назывались Ostrogothae; неизвестно однако же от его ли имени, или по населению своему к стороне востока, носили они это название. Tе же, которые жили со стороны запада, назывались Vesegothae.
Следовательно, соображая с упомянутыми сведениями Страбона, Визиготы — суть Дациане; а Остроготы собственно Готы.
По переселении на Север, Готы расположились в том же порядке и в Скандии: Остроготы к востоку, а
Визиготы к западу, где и была первоначально новая Dacia, а в последствии Дания.(*****)
После этого события, совершившагося в 98 году по Р.X., становятся понятны слова Иорнанда, которыми он начал свою Историю Готовъ: В этом безграничном море, около созвездия Медведицы, то есть на Севере, есть остров Scanzia, о котором нам, с помощию Господа, следует говорить; ибо из недр этого острова, народ, коего вы знать хотите происхождение, как рой пчел высыпал на Европейскую землю. Как и для чего? — заключает Иоpнанд вопросом, и отвечаетъ: это объяснится в последствии
Отсюда становится уже ясным, что Готы перешли из Готии Дацианской в Скандию, за области Сайванов (Suiuonas, в других списках Тац. сокр. Suionas), на земли Финнов, (******) из коих соседственным народом должно считать Ситонов (Sithones), которые, по Тациту, говорили на Британском наречии, и были так женоподобны, что ими владели жены. Этих жителей, соседящих с Северным океаном, Готы называли Форнjотер, т.е. древние Готы.(*******)
(*) Местность Вандал соседящих с Дацией, определяет Иорнанд (гл. XXII) Вандалы в это время граничили с Готами со стороны востока – с Маркоманами со стороны Запада; на север оть них жили Hermunduri (Хорваты, как объяснится в Таците о Германахъ); а к югу ограничивал их Дунай.
(**) Земли Дации были розданы во владение ветеранам V и XIII легионовъ; а название Zarmize Getusa
обращено в Ulpia Trajana.
(***) Следовательно новая Дация, образовавшаяся на Балтийскомь море, по переходе Готов на Север, была известна Иорнанду.
(****) Вероятно Talaminzi, Dolmensi, Далматы, жившие над Mopaвией.
(*****) Первоначальное название — Dauciones, Deutshen, сохранилось в Русском языке: Королевство Дацкое,
но не Данское.
(******) Оден пришел сначала в Kwenlandia — землю жен. Ситоны, собственно Suitoni, Suiti, или, отбросив
букву s по обычаю Финнов (Далип. II cт. III в. Т. I. Глава IV. § 14.) Виты. Откуда и назвавние Скандии Vitala.
(*******) Hет сомнения, что собственно Финны принадлежат к первоначальным скитальческим жителям
набережной Иверии и Галлии; оттесняемые оттуда, они постепенно двигались к Востоку. Их древняя религия по названию главных божеств Юмала, Тор, принадлежит к Оденической.
12
Остается вопросъ: в какое же время, по словам Иорнанда, Готы высыпали с острова Скандии, как пчелы
на Европейскую твердую землю, населенную Сайванскими племенами ? — Ответ в главе XXIII-й.
Эрманарик, наследовав Геберику, покорил множество воинственных народов Севера и подчинил своим
законам. Не даром мнoгие из предков наших (т.е. Готовъ), сравнивают его с Александром Великимъ; ибо под властью его были: Gothos, Scytas, Thuidos, in Aunxis (? – вопрос автора), Vasina broncas, Merens, Mordensimnis, Caris, Rocas, Tadzans, Athual, Navego, Bubegentes, Coldas, и в заключение, он покорил также Erulos и Venetes. Кажется ясно, что его победы от Ютландии распространялись к югу до Venedici montes (в вершинах Лабы или Эльбы); а к востоку по прибрежью Балтийскаго моря; но их распростерли до р. Волги, узнав в Merens —Мерю, т.е. Черемисъ; а в Mordeosimnis — Мордву. Простой смысл однако же требует избавить всех Скифов, а в том числе Мерю и Мордву от побед Эрманарика. В его власти были Gothos — Готы, Scytos — Scotti — Чудь, Финны, Thuidos—Switi; и могли быть покорены Сайванския племена: Vasina — Varini, Варны; Brоnсаs —Брежане; Meres — Моризане; Саris — Корсь; Rocas — Русь (по р. Росе); Thadzans —Дешане; Navego (? – вопрос автора); Athual — Летуве, Летголы; Bubegentes (? – вопрос автора); Coldas—Goltae, Голяды; Heruli — Горалы,(*) и наконец Venedi — по Гельмольду Wuinithi Wuinuli, Венды.
Верны или неверны догадки по искаженным названиям, но победы Эрманарика не могли выходить из
пределов населения упомянутых Сайванских, преимущественно Литовских, племен, в странах прибалтийских.
Допуская даже покорение Мери и Мордвы, мы однакоже удовлетворены ответом Истории, что название
Германии, по крайней мере до побед Германарика, нельзя заменять словом Deutschland.
(*) По реке Хавеле — Хаволяне. ...
13

Комментариев нет:

Отправить комментарий