пятница, 17 апреля 2020 г.

Северная и Восточная Тартария. Николаас Витсен (1641–1717). Вятка.







Северная и Восточная Тартария, включающая области, расположенные в северной и восточной частях Европы и Азии, 1692 год
Н. Витсен Николаас Витсен (1641–1717), ученый и бургомистр Амстердама, автор первого подробного исследования Сибири, Монголии и Центральной Азии - выпустил "Северную и Восточную Тартарию" в 1692 году. 



Вятка
Область Вятка, теперь присоединенная к Светлейшей императорской короне Их Царских Величеств, раньше, говорит Магинус, была присоединена к тартарам. Это болотистая, неплодородная земля, убежище многих беглых рабов. Там много меда и рыбы и немного дичи, и очень красивый лес. Она расположена недалеко от Казани, вблизи Волги. Употребление хлеба было жителям неизвестно, но теперь русские их познакомили с ним. Мценск расположен несколько севернее засеки, в этом краю, на рукаве реки Ока. Это болотистое место, где раньше стоял большой замок. Но теперь он окружен лишь лачугами. Жители при необходимости скрываются в болотах. Черемисы устраивали в землях Вятки частые грабежи. Это довольно пустынная область. Там есть река того же названия. Между Галичем и Косторомой городом, принадлежащим [области] Вятка, много болот. В области Вятка многие живут в больших деревнях. Некоторые из них христиане, остальные – язычники. В городах почти нет никого, кроме военных людей, а в пригородах, около городов или вблизи крепостей живут горожане. Ибо, говорят, что уроженцам-язычникам здесь не разрешено жить в городах с русскими, почему они и живут вокруг них. Вятские язычники-уроженцы [этих мест] поклоняются солнцу и луне, как это делают и другие тартары, [живущие] недалеко от Астракани. На территории этой области имеется 5 городов. Из них Глинов – самый первый и большой, затем идет Котельнич, Орлов и еще два других. Глинов (вероятно Хлынов) размером приблизительно с Гаарлем. Эти местности очень густо населены. Там такие же дома, как и в России. Кроме солнца и луны, эти люди еще поклоняются деревьям в лесу. Для этого они выбирают самые большие и здоровые. Жертвуют им скот, кур, птиц и молоко. Я говорил с одним человеком, и он мне рассказал, что он в этом краю, в глубине страны, видел, что у его хозяина был веник из дубовых веток, как идол. Он стоял в углу дома, напоказ, обвешанный разными безделушками, как веточки различных красивых деревьев, куклы и т.д. Это был его главный идол. Он рассказал, что у него было много богов, и что он был богат скотом и женами. Но он пожертвовал весь свой скот, но ему не внимали. Он все же продолжал молиться этому венику, в надежде на земное благо, ибо о вечном они ничего не знают. Он знал, что в небе есть большой Бог, и называл его Гамел Тума. У этого народа нет письменности, но они говорят, что прежде имели и письменность, и науку. Но случилось, что Бог с неба уронил книгу и корова ее съела. С тех пор они, в наказание, потеряли всякую письменность. Они кротки и добры по натуре, справедливы и набожны. Беддас – это народ на Цейлоне. Они живут в глубине лесов. Об их религии мне пишут следующее: «Об их религии мало что можно сказать, потому что они поклоняются высоким деревьям, именуемым Богас, а нидерландцы называют их деревья Пагоод. Вокруг них ставят каменное подножие, а перед ним зажигают лампы. Насколько я знаю, не наблюдали никаких изображений или cлужб. Но если кто-нибудь подвергался существенной несправедливости, о чем стоит донести главе, то обвинитель берет зеленую ветку и с ней становится под деревом, лицом к дому главы, который всегда живет вблизи этих деревьев. Там он продолжает стоять, иногда в течение 1–2–3–х, а иногда и 6–7 дней. И нельзя было спросить причину его жалобы. Этот обвинитель продолжает стоять до тех пор, пока все листья на его ветке высохнут и начнут опадать. Если и тогда ему не вняли и не спросили о причине его жалобы, ему разрешается проклясть главу, поставить свою ветку как свидетельство в землю и быть самому судьей. Но обычно жалобщиков выслушивают, пока ветка еще зеленая и не высохла, и сразу же производят суд». Здесь заканчивается сообщение из Цейлона. Из этого можно видеть, что существуют и другие народы, которые поклоняются деревьям. Читайте [пророка] Иосифа, глав. 1, песня 29, следующие слова: «Ибо вы будете стыдиться из-за дуба, которого вы желали, вы покраснеете из-за сада, который вы избрали». Деутерономиум, глава 7, песня 5: «Но так вы с ними поступайте, их алтари опрокиньте и созданные ими идолы разбейте, и их леса срубите». Здесь, очевидно, имеется в виду идолопоклонство древних язычников, которые в чаще густого леса поклонялись идолам и приносили жертвы под деревьями, оттуда, может быть, и происходило поклонение самим деревьям. У древних евреев, по преданию, запрещалось сажать какое-нибудь дерево около алтаря*. Смотрите об этом: Эскодус, глава 34, песня 13 и во многих других местах Священного Писания. Тула – городок в Рязанской земле. Это последний город у пустынных вятских мест. Около устья рек Тула и Упа, там, где они впадают в Оку одним устьем, на 20 миль выше Воратынскa, находился раньше, как пишет Йовиус, замок Одоев. Так говорится об области Вятка и некоторых соседних местах. Река Ока течет мимо городов Кaлуга, Серпухов, Кашира, Колoмна, Рязань, Касимов город, Муром и т. д. С обеих сторон этой реки находятся рощи, где имеется изобилие меда и мехов. Она [Ока] иногда выходит из своего русла. Земля здесь вокруг очень плодородная, и недалеко от городка Калуга, говорит Йовиус, издавна держали сильную стражу против вторжения тартар. Около Серпухова имеется железо, а в Калуге делают очень славные сосуды для питья. Этот город имел раньше собственного господина, но царь Иван Васильевич разрушил его [город] вместе со всей Рязанью. Там есть каменный дворец, построенный этим же царем. Болгария, или Булгария, – это область, расположенная около Волги на 56°, в подчинении у Их Царских Величеств, там земля теперь совсем пустынная. Там видны остатки каменных домов, валов и много развалин древних зданий. Некоторые из башкирских тартар, живущих на границах Сибири в верхнем течении, по правому берегу реки Камы, если ехать с запада, магометане по вере и приходят ежегодно в страну Болгарию на паломничество, где, как они говорят, похоронены некоторые их святые. Там видны еще высокие башни, остатки, по их мнению, их церкви или мечети. Теперь все пусто, и вероятно, здесь раньше жили болгары, которые теперь живут на Дунае, под властью турка, и говорят на славянском языке. См. Морери. В венгерском словаре Молнара рассказывается, что Атила, король, или герцог Венгрии, родился в Скифии, в IV столетии (многие считают, что он родился в Болгарии, хотя другие устанавливают его месторождение севернее). Со своими людьми, которые выбрали его вождем, венгры отправились из Скифии, многолюдной страны, и поселились в Паннонии, это современная Венгрия. Он умер после 58 лет правления, в 459 г., в возрасте 124 лет. После смерти Атилы эти венгры покинули Паннонию и вернулись в Скифию, а только скекхели остались в Трансильвании? или Семигории. Венгры ушли впоследствии со своим властителем Алмусом вторично из Скифии, заняли снова Паннонию и распределили, после смерти Алмуса, государство между собой. В Нижнем, или Нижнем Новгороде, на реке Волге, как говорит Петрус Петреус, имеются соляные ямы, из которых варят хорошую соль. Женщины там, говорят, так же ловко обращаются с луком, как и мужчины. Он говорит об одном замке, расположенном в 30 милях от Пустозера, у реки Сосьвы, или Сибут, именуемом Ляпин. Река Обь, он считает, местами так широка, что на лодке ее за один летний день можно лишь с трудом пересечь*. Теперь она не так широка, если не считать той части, где она впадает в море. На берегу моря, в устье Оби, говорят, был построен дом под названием Обеа, которого в настоящее время нет. Область Лукоморье, он говорит, граничит с землями Грусенир и Серпоновичи. В 2–х милях от Астракани, рассказывает он, есть соленая гора Бусин, где имеется чистая соль, в таком большом количестве, что могла бы снабдить все христианство; она, якобы, непрерывно растет и лежит [основание] глубоко под землей. Может быть, они имеет подземную связь с Каспийским морем. Одна тартарская орда, которая живет между реками Волга и Яик, оно говорит, имеет главу по имени Шидах, который, будто бы, владеет городом под названием Сарайчик. Другого князя, который имеет свою орду в Сибири, он называет Шах Мамай, и князь Касун на реке Кама – глава его собственной орды. Тартары, считает он, происходят от моабитов, потому что это собранный народ, или же, что Гидеон назначил им первого начальника. Они коренасты, среднего роста, широколицы. У начальников висит прядь волос около ушей, они смазывают ее черной мазью. Они употребляют мало соли, ибо, по их мнению, это надолго сохраняет зрение. Они едят мясо нечистых животных, и любят молочную пищу. Озеро Белозеро, он говорит, длиной в 16 миль, и в него, якобы, впадает 36 рек, но выходит из него лишь одна река, под названием Сосна, впадающая в Мологу, которая, в свою очередь, около Холопиева городка впадает в Волгу. Он считает окружность Каспийского моря в 2000 миль, в чем он ошибается, как и в некоторых других положениях. Здесь кончается сообщение Петреуса. Казань, когда она еще была самостоятельным тартарским государством, могла созвать много тысяч людей, главным образом, пеших, и эти люди были самыми нравственными из всех тартарских народов. Они обрабатывали землю, жили в домах, занимались торговлей и были приверженцами магометанской веры и язычества, как можно видеть подробно у Сигизмундуса, барона фон Герберштейна, а также и в «Атласе». Севернее Казани раньше встречались народы скиабани, богатые скотом и людьми. Клязьма, около Нижнего Новгорода, это хорошая и удобная река. В ней много раков. Здесь много деревень, населенных польскими крестьянами. Это были раньше пленные, которые в прошлые времена здесь поселились. Несколькими милями ниже Казани есть место, именуемое Бахаар, где, говорят, встречаются остатки – скелеты или кости великанов. В Казани много церквей. В этой области довольно холодно, там, однако, хорошее питание, там растут фрукты и кислые яблоки. Мужчины в Казани белые и жирные, а женщины довольно красивые. Местные Тартары довольно вежливы. Они обрабатывают землю, торгуют и имеют дома. Здесь очень злые собаки, которых ночью спускают, чтобы охраняли от преступников. Многие здешние Тартары еще магометане, сколько бы христианского рвения русские не применяли для их обращения. В этой области издавна часто менялись господа: то она находилась под перекопскими тартарами, то под собственными христианскими господами и т. п., пока, наконец, не попали под русское государство. Отец царя Ивана Васильевича Грозного недалеко от Казани в 1553 г., на месте слияния Волги и Суры построил крепкий замок, и назвал его Василгород, по своему имени. Город Казань прежде был сожжен им, и он разбил [там] много тысяч этих тартар. Он вел войну с ними не менее 7 лет, прежде чем покорил и усмирил их. Он совершил не менее шести больших походов против них. Чтобы завладеть казанским государством, он заключил мир со всеми окружающими князьями. Черемисы были там исконными жителями уже до того времени, когда магометанские тартары, которых теперь называют перекопскими, там поселились. Около Казани, на реке Каме теперь встречается очень красивая медная руда. Мне оттуда прислали несколько образцов. Эти рудники разрабатываются по приказу и в пользу князя Бориса Алексеевича Голицына. На земле Казани, к югу, примерно в 14 милях от города, говорят, рядом с болотистым краем, есть река Немда, куда черемисы отправляются на паломничество и жертвоприношения. Они верят, что тот, кто приходит туда и не приносит жертвы, похудеет. И они не смеют приблизиться к другой речке, которая течет между гор и называется Шокшма, из боязни, что, приблизившись к ней, немедленно умрут. Они жертвуют Богу и лошадей, или скот, натягивают кожу на палку, перед ней зажигают огонь и выливают в огонь миску меда со следующими словами: «Идите и принесите мое желание Богу», – а эти желания только мирские. У них нет ни письменности, ни священников, ни церквей. У них свой особый, отдельный тартарский язык. Около города Казани есть река Казанка. Он [город] окружен деревянными башнями и стенами, но замок построен из камня, хорошо снабжен солдатами и пушками. Город населен русскими и тартарами, но в замке живут только русские. Прошлые цари Казани могли собрать 60000 человек, как говорят, хотя, как Петрей говорит, – не больше 20000, и они много лет назад вели большую войну. Этот народ отдался под власть русских еще до времени царя Ивана Васильевича. Но вследствие внутренних раздоров они восстали и призвали на помощь Крым, сбросили русскоe иго, грабили и разбойничали кругом, да, захватили большую часть страны, так что был заключен договор. Наконец тартары подошли к Рязани), где в замке находился храбрый герой, который не сдался, и тогда тартары должны были с позором отступить. Затем московиты снова пошли войной на тартар, осадили Казань и штурмом овладели ею, в 1553 г. Город Казань имел своих королей в разные времена, по имени Хелеас, Абрамин САБАКСАР Сабаксар 
Сабаксар
Около I. выходит река Цезак. Этот город весь деревянный. Махмедин, Алега, Абдела, Тиф, Шеал, Менглигери, Махметгери, Сапгери и других, с которыми московиты вели несколько войн. Предки царя Ивана Васильевича построили город недалеко от Казани, в насмешку тартарскому королю, и назвали его Собакцарь, что значит «собака-царь», но теперь его великолепие поблекло. Город Казань стоит на равнинном поле, примерно около 56°. Все дома построены из дерева. Ни одному тартарину не разрешается входить в замок без разрешения. И Олеариус подробно описывает помощь древних царей Казани, и как страна попала под русское царство или империю, поэтому мы здесь об этом не будем говорить. Арзамас – городок в глубине страны, недалеко от Казани, где есть много поташных винокурен. Здесь и скот, и птица крупнее, чем в других местах. Кассимут, или Касинут, Или Казимгродиа, – это городок, стоящий у реки Оки, недавно еще целиком (по сообщению Майерберга в его «Описании путешествия по Московии») принадлежал одному тартарскому князьку по имени царь Ходун. Его сын Рес-Китци несколько лет назад в Москве был крещен, и он продолжает им [городом] владеть, имея почетный титул стольника его Царского Величества. Олеариус об этом говорит, что это тартарский город, который прежде находился в подчинении тартарского княжества Кассимов. В древнем каменном здании, которое раньше было замком, жил в свое время тартарский князь Рес-Китци со своей матерью и дедом, которые перешли в подданство Их Царского Величества, и они жили с доходов с этого городка. Там он нашел магометанскую церковь, но народ теперь, в большинстве, перешел в христианскую веру. Некоторые еще исповедуют магометанскую веру, смешанную с язычеством. В деревянных часовнях там видны могилы прежних князей. Люди живут в длинных деревянных домах. Недалеко от Казани живет мaлочисленный тартарский народ. Они поклоняются рыбе судак, или сандаат, (как мне очевидцы сообщают). Они кладут ее рядом с очагом, и, если их спросят о причине, они ничего не могут ответить, только: «Это давний обычай наших предков». Этот народ называют чуваши. В пустыне, называемой равнинная степь, к западу от Волги (где нет постоянного населения), земля очень плодородная. Хлеб, если его там сеют, растет роскошный. Их Царские Величества велели обрабатывать большое пространство земли позади сайсека или большого вала и лесной стены. От Нижнего Новгорода, вниз по течению, почти до Астракани, равнинная степь. Там мало деревьев, но много трав и вредителей, нечисти. У Страбона* Книга 2 и 7 мы читаем, что на берегу реки Танаис, которая с изгибом доходит почти до Волги, стоит город того же названия. Считают, что это Азов. Он издавна был большим торговым городом, построенным греками, населявшими Боспорус, и раньше разрушенный королем Птолемеусом, в наказание за их непокорность, и сообщается, что эта река имела два больших устья, на значительном расстоянии одно от другого. Теперь это, оказывается, не так. Пустыня между реками Танаис и Бористенес называлась издавна Югул, или Унгул. Относительно реки Танаис, или Дон, Иовиус говорит, что ее вода в истоке белая и он протекает через одно озеро, оттуда снова доходит до одной реки, а затем снова образует озеро. Но то, что древние считали, что эта река берет свое начало из Рифейских гор, это неверно, так как у истока этой реки поля в основном равнинные, болотистые, и лишь слегка холмистые. Кроме того, эти горы находятся далеко оттуда. Относительно канала, который сейчас роют между Волгой и Танаисом, мне мастера, работающие там, сообщают: 1692 Наименьшее расстояние между Волгой и Танаисом, или Доном, примерно 6 миль. Речка Иловля выходит с изгибом из пустыни и впадает в Дон. Канал, над которым сейчас работают, для навигации между Волгой и Доном, проводится из Волги, через Камышинку (длина ее 3 мили). К концу ее идут на протяжении 1–й мили горы, с одной стороны каменистые и довольно высокие, но с другой стороны несколько ниже. Иловля должна быть очищена, ибо она мелкая, грязная, и от поваленных деревьев – почти закрытая. Грунт этой горы, которую приходится прорыть, твердый и сухой, так что рубят его топорами и кирками. Исток Камышинки летом сухой. Городок Камышинка, с глиняными валами, построен с одной стороны на каменной скале, а с другой стороны он стоит на более низкой глиняной почве. Лавела в настоящее время еще не судоходна, только во время половодья. Там, где Иловля, впадает в Дон, находится или находилась крепость Паншин. Между Паншином и Царицей есть проезжая дорога, по которой ездят на телегах. Высоко лежащие окрестные поля, незаселенные и неплодородные, кроме земли между Доном и вышеназванной рекой Иловлей, которые заняты лесом. Чтобы проложить канал, следует, по мнению некоторых мастеров, вырыть каналы с обеих сторон реки Камышинки. Через них, когда вода высокая, отводится вода в Волгу. С обеих сторон Камышинки сейчас имеются несколько речушек, впадающих в нее. Тогда вода падает с большой силой, ибо она течет в огромном количестве с горы. Кроме того, река Волга иногда поднимается на 40–45 футов, в особенности в апреле и мае. Эта работа должна быть произведена [с помощью] шлюзов и шлюзовых камер. И сейчас заняты устройством нескольких шлюзов, и нужно будет проложить каналы и по направлению к Дону, и к Волге, для отвода воды в эти реки, и еще в Камышинку и канал, который будет впадать в Дон, сделать судоходным. На этой работе были уже долгое время заняты свыше 12000 человек. Следует сообщение о некоторых городах, расположенных на Дону, как меня осведомили о них очевидцы «Река Дон получила свое название от озера Доон, отруда она берет свое начало. Считают, что на Дону стоят 120 городов. Из них главные следующие: Азов, или, по произношению некоторых – Озоф и Азаф, Казаф, или Казава – был турецким пограничным городом на западном берегу Дона, но теперь он находится во власти его Царского Величества. Там он [Дон] впадает в болото Меотис. В этом городе продавали туркам людей, похищенных у казаков на Волге и нижнем Дону. Турки не разрешали казакам плавать мимо этого города в Черное море. Для этой цели они протянули железную цепь через реку, а для ее защиты рядом построили больверк. Черкасский, или Чиркасский город – это главный город казаков на Дону, на западном берегу Дона и на 7 верст дальше Азова, на острове. Вблизи него казаки вырыли канал, длиной в 20 верст, до реки Каланча, по которому они выходят в Черное море. Таким образом они обходят эту цепь и крепость, потому что канал лежит так далеко от нее, что в него нельзя попасть выстрелом из пушки. Здесь находится их глава, или полководец, которого ежегодно казаки выбирают и, если он им нравится, утверждают. Около Азова лежат еще города Прибуланский, Дорноип и Рыков. Вверх по Дону лежат на расстоянии одного дня [езды] еще следующие города: Маныч Берсегенеф, Раздоры, Кочeтов, Поповск, Золотой, Есаулов, Кобылкин, Чир Нижний, Чир Верхний, Пять Изб, Голубые, Паншин, Качалин, Иловля, Сирочин и Григорьевск. Сведения о некоторых реках Миус выходит из Донской пустыни с русского берега и впадает в Азовское море, это Палус Меотис. Сиверска выходит из Чиркасской земли, из Белой горы, и впадает под городом Раздор в Дон. Сухой Донец выходит из Дона и впадает в море. Аксай течет между горами и Доном, и впадает в него напротив Черкасска, где казаки держат охрану. На этой реке стоит город Рыков. Недалеко от берегов реки Танаис, в дикой степи видны каменные могильники древних язычников, которые теперь заросли зеленью и сильно разрушены. На них можно было видеть изображения людей, лошадей и других животных. В этих краях встречаются еще составленные из камней изображения людей и животных, которые, видимо, служат для того, чтобы можно было опознавать дороги. Их Царское Величество теперь направили реку Оку в Танаис, с помощью канала, вырытого в прямом направлении, подобно тому, как у нас строят каналы, с обеих сторон обсажены аккуратными рядами деревьев, и это недалеко от того места, где река Танаис, или Дон, берет начало из маленького озера. Теперь Их Царские Величества вывели воды из этого маленького озера по каменным ступенькам, интересно сделанным, как мне сообщают очевидцы. Н. Витсен «Северная и Восточная Тартария, включающая области, расположенные в северной и восточной частях Европы и Азии», 1692 год
Хлынов - Переписная (ландратская) Книга 1717 года Хлынов - Переписная Книга 1710 года, 2 часть Хлынов - Переписная Книга 1710 года, 1 часть Хлынов - Переписная Книга 1678 года Хлынов - Переписная Книга 1646 года Хлынов - Писцовая Книга 1628 года Хлынов - Дозорная Книга 1615 года
http://zz-project.ru/perepisi-vyatki/489-khlynov-perepisnaya-kniga-1710-goda-2-chast

Источник: http://zz-project.ru/n-vitsen-severnaya-i-vostochnaya-tartariya/924-vyatka
zz-project.ru – Исторические документы Перми Великой


Комментариев нет:

Отправить комментарий