вторник, 21 апреля 2020 г.

Восточная Тартария. Николаас Витсен (1641–1717). Тюмень и др.







Северная и Восточная Тартария, включающая области, расположенные в северной и восточной частях Европы и Азии, 1692 год

Н. Витсен Николаас Витсен (1641–1717), ученый и бургомистр Амстердама, автор первого подробного исследования Сибири, Монголии и Центральной Азии - выпустил "Северную и Восточную Тартарию" в 1692 году.

Тюмень Город
Тюмень Город Тураили Тамень, или Тюмерн расположен в центре Сибири, южнее Тобола, на реке Туре, которая впадает в Тобол. Город Тюмень. Город Пелым Город Тюмень.  
Раньше он был очень известен своей торговлей соболями и другими сибирскими товарами, так как туда приходили купцы из всех мест восточной Сибири и других земель. Они там встречались и ждали друг друга. За последние 45 с лишком лет это изменилось. Этот город Тюмень был раньше главным городом княжества, или маленького государства, где господствовал тартарский князь, которого русские называют царь Тюменский. Он имел под своей властью много сибирских, самоедских и других тартарских народов. Он иногда воевал с русскими и причинял им ущерб. Около 100 лет назад его покорили. Войско этого маленького государства Тюмени раньше составляло 10000 человек. Этот город, защищенный деревянной крепостью, можно обойти в течение получаса. В крепости стоит большой гарнизон, примерно 700–800 человек. недалеко оттуда живут башкиры, которые, правда, неверные, но умнее, чем другие язычники. Они употребляют иногда огнестрельное оружие, это хорошие солдаты. У этих людей здесь постоянные жилища и дома, встречаются деревни, но нет городов. Пушек у них нет. У калмыков изредка бывают пушки, которые привозят им китайцы. Город Тюмень заселен только русскими, а тартары обязаны жить в домиках на той стороне реки. Как говорит барон Майерберг, между Тюменью и Верхотурьем на высоких горах очень много кедровых деревьев. Почти все туземцы там идолопоклонники. Они не знают хлеба и теперь лишь познакомились с ним через русских. Они живут охотой и рыбной ловлей. Земля там довольно плодородная и годна для посева. Русские ее часто обрабатывают, в особенности вблизи Тюмени. На этом кончается выдержка из сообщения Майерберга. Река Тура, или Тюмень, которая берет свое начало недалеко от города Верхотурья в Башкирской степи, летом несудоходна из-за мелководья, но весной она разливается от таяния снега, тогда она судоходна, и орошает землю. Эта река очень извилиста, и суда часто волочат сушей, чтобы сократить путь. Между рекой и поселком Ишимском, стоящим на 62° на реке Иртыш, земля пустынна и там не встречается людей. Устье реки Салды, притока Туры, разделяется на два рукава. Один из них называют Калу. Недалеко от Тобола, в глубь страны примерно на 4 мили, видны остатки древнего города Сибирь. Один путешественник сообщает мне, что в Сибири от Тюмени до Тобольска идет дорога; сушей там расстояние 45 миль. Но водным путем, из-за извилин реки и тяжелого плавания, едут не меньше 7 дней. Некоторые считают, что расстояние от Тюмени до Исетской, расположенной на реке Исеть, которая впадает в Тобол, 15 миль, хотя другие, к которым присоединяюсь и я, считают, что это расстояние больше. Между ними много деревень. Там встречается лес размером в 5 миль. Родится хороший хлеб. Сама Тюмень стоит на горе. На вершине находится крепость, образующая четырехугольник, окруженный частоколом, с четырьмя воротами. Там есть монастырь. Город довольно густо населен. Город Тюмень для этого края хорошо укреплен и заселен, но предполагают, что четвертая часть жителей – тартары (хотя они живут вне крепости, но считаются горожанами), которые исповедуют магометанскую веру. Они ведут большую торговлю как в Калмакии, так в Бухарии и других местах. Некоторые, живущие внутри страны, занимаются земледелием и рыболовством. Там много пушнины, кроме рыжих лисиц, волков, медведей. В нескольких милях оттуда находится лес под названием Илетский Волок, где добывают самых лучших белок, у которых цвет зимой и летом одинаков и шкурки в два раза больше, чем у других белок. Эти животные с таким характером, что, когда к ним приходят белки другой породы из соседних лесов, они их кусают насмерть и съедают.

 Летающая белка

 Город Тюмень построен из дерева. Он разделен на три части, как бы три отдельных города. В городе имеются часы и колокольня, что в этих краях необычно. В Сибири есть река под названием Ница, которая впадает в Туру. Ее иначе называют Нельва, а некоторые называют ее Тура, потому что это ее верховье. Есть еще река Ирбит около местечка Ирбица, или Ирбитская, иначе называемого Боровское. У истока реки Тобол стоит монастырь под названием Миасс, около которого находится местечко под названием Шадринское. Миас – это тоже река и озеро в Сибири, расположенное у начала этой реки или у верховьев реки Тобол. Около реки и поселка Терсюк, расположенного между реками Тобол и Исеть, в Сибири, есть другая река, под названием Кизилбас. Тавда – это приток реки Тобол, впадающий в него несколько выше города Тобольска. Там есть деревня под названием Тавдинская, или Архимплая. У устья реки Тагил находится деревня под названием Тагильская, а у истока реки Реж стоит монастырь под названием Таско. Мангазея – это город, к востоку от Оби, недалеко от моря, на 67,5°. Некоторые наносят его на берегу Оби, а другие, к которым и я присоединился, – несколько в глубь страны. Там живут немного русских и поляков, которые были высланы, попав в большую немилость, в гарнизон. Там есть только огороженная частоколом крепость, с одним деревянным больверком и несколькими круглыми башнями. Там зимой ужасно холодно. Ничего [жители не выращивают, кроме капусты, репы и моркови; питание им привозят ежегодно из Тобола. Если следовать от Мангазеи прямо на север, до моря, то можно с гор при тихой погоде видеть либо Новую Землю, либо, [по крайней мере] некоторые из ее передних островов (как мне рассказали очевидцы) 1680. Этот город, или крепость, существует около 45 лет, когда она была построена русскими. На Новой Земле русские, говорят, намеревались построить крепость, но пока это еще не сделано. Летом жители с материка ездят на Новую Землю ловить рыбу. На высоте Мангазеи, в Оби ловят много рыбы, которая приходит с моря. Рассказывают, что около Мангазеи в реках встречается жемчуг. Озеро Вах на некоторых картах, которые мне присылали из Сибири, нанесено несколько южнее берега моря. Один русский моряк, который обычно плавал к Новой Земле и в Ледовитое море ходил на моржовый промысел, меня хотел уверить, будто это озеро лежит на несколько миль в глубь страны. Другие уверяют меня, что имеется река под названием Вах на 66° ниже реки Тобол, около городка Сургут. Эта река, говорят, особенно широка, и когда идет много дождей, разливается на несколько немецких миль. Около устья Оби она образует, по их словам, как бы целое озеро, хотя это, собственно, только река, по которой русские на больших кораблях с многими парусами, один или два раза в год проходят, к удивлению окрестных жителей, в большинстве простоватых остяцких язычников. Это озеро изобилует разными видами хороших рыб. Ее привозят на продажу вверх по всей Оби. Там часты сильные бури. Один путешественник сообщил мне, что видел там три парусных корабля, величина которых его удивила. Река Вах простирается, как некоторые считают, почти до реки Енисей, так что можно было бы легко их соединить. Многие наносят эту реку Вах выше города Саргут, или Сергут, как и я это сделал на своей карте, согласно большинству свидетелей, так как у меня нашелся лишь один свидетель, который был другого мнения. Однако я не твердо уверен в своей точке зрения: другие наносят ее ниже. Люди, которые живут там, очень смирны, кротки, боятся чужих. Встречая чужих людей, они падают на колени, предлагая им все, что от них требуют и что у них есть, только бы их не трогали и не разрушали их идолов. Перед городом Енисейском река Енисей имеет ширину в одну треть мили. Вода ее очень прозрачна, но не богата рыбой. Жители города Труган, или Тругания, расположенного в низовьях Енисея, ходят ежегодно на моржовый промысел в Ледовое море, используя время, когда лед отходит от берега и дрейфует в море. Горожане Енисейска несколько лет назад построили большой корабль, чтобы на нем выйти в Ледяное море, промышлять моржей. Этот корабль, правда, вышел в море, но не вернулся обратно. По всей вероятности, он был поглощен льдами и волнами. Между Новой Землей и материком выходят на рыбный промысел. Даже из сибирских городов Тобольска и Енисейска корабли спускаются к морю. Остров Рыбный, лежащий в середине реки Тунгуски, около Енисея, заселен в основном русскими, хотя другие уверяют, что жилища стоят [не на острове, а] больше на твердом береге или на берегу реки. Остров получил свое название от слова «рыба», ибо «рыбный» значит рыба на русском языке. Другой остров на той же реке носит название Рыбной. Там есть много осетров, стерляди и форели необычайной величины.
 Шаман или жрец Дьявола в стране Тунгусов Шаман или жрец Дьявола в стране Тунгусов 

Около этого поселка или городка Рыбной живут некие обособленные тунгусы. Они высокие, крепкого телосложения, носят одежду из оленьих шкур, спереди и сзади выкроенную, как одежда у нас. У большинства из них длинные, черные волосы, заплетенные тремя прядями, одна сзади и по одной с каждой стороны. Они питаются дичью. У них есть ужасный обычай: когда кто-нибудь из их родных, даже отец или мать, состарились и стали бессильны, а также когда они очень больны, так, что не могут собирать необходимое пропитание, то они говорят: «он почти мертв», и уносят его в лес, для чего делают четырехугольный ящик, и кладут его туда. Этот гроб ставят на четыре небольших столба, на высоте 3–4 локтя от земли. Затем в него кладут старика и безжалостно оставляют его одного. После 3–4 дней они возвращаются, чтобы посмотреть, действительно ли он умер, и если да, то они под этим гробом разжигают костер и сжигают труп. В этом состоит их погребение. Но не все совершают эту жестокость. Недалеко от моря, к востоку от реки Енисей, находится народ под названием турганский, он так назван по реке Турганской. Там встречается много белых лисиц, на которых в Сине большой спрос. Один человек рассказал мне, что раз он завез за Синскую стену больше 100 тысяч штук белых лисьих шкур. [Земли] реки Тунгуская довольно густо населены, так же и реки Элимпи, недалеко оттуда. Одна из них впадает в другую, и обе они – приток Енисея. Недалеко оттуда к югу находится густой лес и река Ангара, с быстрым течением, тоже довольно хорошо населенная. На реках много порогов. В последней реке [Ангаре] есть пороги под названием Балагански, Каменка и т. д., о чем уже выше упоминалось. Близко оттуда живут братские, или браты, – это род мугалов, которые перешли в подданство Их Царских Величеств. Усть Илима – это значит, как бы устье Илима. Я его на моей карте нанес как городок, но я сомневаюсь, есть ли там больше, чем несколько домов. Поселки Сургут и Нарым я нанес на небольшом расстоянии друг от друга, как я понял со слов очевидцев, которых я считаю наиболее достойными доверия. Я, однако, должен отметить, что другие свидетели мне сообщают, будто расстояние [между ними] больше, так что следует ждать точных сведений. Некоторые говорят, что Сургут стоит на острове реки Обь. Может быть, их ввело в заблуждение то, что один рукав Оби течет мимо города. Этот город стоит в области, которую жители называют Улускате. Город Сургут окружен частоколами, и для защиты имеет несколько деревянных башен. Он стоит полукругом к реке, имея три башни с воротами и 6 подобных же башен без ворот. Около Сургута есть соболя, но там нет хлеба. Если ехать от Нарыма, сушей, к реке Енисею, то по пути встретятся много людей, которые занимаются охотой на соболей. Верхоленской, говорят, городок в Сибири, иначе называемый Кирхолинской. Рафалов – это поселок, или городок, в Сибири, на месте соединения Тобола и Исети, иначе назван Рафалoва. Здесь очень пустынно. В Калбазине, в Сибири, расположенном несколько ниже 60°, на озере, которое впадает в реку Итик (которая, в свою очередь, впадает в Иртыш) находится достопримечательный древний, теперь разрушенный, каменный дом, большого размера и прочности. Не знают, кем он был сделан, потому что теперь там таких домов не строят. В двух днях пути оттуда находится поселок под названием Ланкарага, и оттуда еще на один день дальше – речка Енкуля, которая течет с каменных скал и впадает в Иртыш. На реках, впадающих в море с обеих сторон Ледяного мыса, промышляют моржовые клыки, которые море выбрасывает на берег. Земля по обоим берегам реки Лены и других рек, которые впадают в северное море, богата соболями и другой пушниной. Страна там очень лесиста, непроходима из-за множества каменных скал, густого леса, быстрых потоков и диких болот с глубокими мхами, которые образуют пустынные озера. Река Обь, прежде, чем впадает в Ледовитое море, идет, как многие считают, через озера и заливы с пресной водой. Но Енисей впадает одним устьем в море. Остров, который лежит в море перед рекой Енисей, называют Ганской. Он пустынен, как и острова, которые лежат перед Обью в море, согласно устного сообщения, мне сделанного бывшим сибирским главным воеводой, господином Головиным. Нарымская крепость, расположенная выше Сургута, на реке Обь, построена в 1600 г. Теперь, однако, она разрушена и запущена. В Демьянской , на берегу Тобола, запрягают иногда по 200 лошадей для того, чтобы тянуть корабли. Около Самарова земля часто затопляется водой. От Тобола езды на судах до Оби 4 дня. Река Обь на месте впадения Иртыша так широко разливается осенью, что cтановится необозримой
 Город Березов. Город Нарым Город Березов. Город Нарым

Весной в Оби особенно много воды, но в течение месяца она спускается, иногда в один день спадая на 3-4 сажени. Когда отправляются от Тобола на Обь, то сперва спускаются по реке, а затем проходят в Обь (которая весной так разливается, что в некоторых местах не видны берега), потом тянут лодки вверх на веревках, привязывая их к веткам деревьев или с завозными якорями. В Сургуте или в окрестностях впервые ставят мачты, а затем поднимают паруса. Там есть два города под названием Березов, – один на Оби, а другой на Ангаре, которая впадает в Байкал. Около последнего теперь усиленно строят и туда поселяются люди, так как местность хорошая. Нарым – это городок, расположенный полукругом на восточном рукаве и берегу Оби, примерно на 65°, недалеко от реки Кеть, которая впадает в Обь. В нем живут около 200 человек и в гарнизоне было недавно около 100 русских казаков (так называют себя русские солдаты в Сибири). Он имеет 5 деревянных башен, на которых стоят огнестрельные орудия, и окружен частоколом. Гарнизон держит в покорности окружающих язычников и принуждает их вносить дань. Здесь растет плохой хлеб, но имеются хорошие соболя. У русских есть обычай: туземцев, когда они приходят платить ежегодную дань, состоящую из пушнины, угощают во славу царя в течение 3–х дней. Дают им вино и на 4–й день, когда они веселятся в честь русского воеводы. Им дают водку и муку. Из уважения, они обычно дарят воеводе или русскому главе несколько шкур. Нарым, как предполагают, лежит на расстоянии 60 миль от Томска, а от Томска до Кузнецка, или Кузнецкого, предполагают 40 или 50 миль. От Томска до области калмакского князя по имени Коок, будет, предположительно, около 100 миль. Доехать до Нарыма с запада можно на лошадях, но если ехать дальше к северу или востоку, то нельзя брать лошадей, потому что летом нет дорог и места непроходимые, а зимой там слишком много снега. Город Нарым называют еще Пегая Орда (или «многоцветное место»). Большая из двух рек Кеть (ибо их две с одним названием), узкая и очень быстрая. Там много глухарей. Они привыкли искать свою пищу в лесах и приходят в определенные часы дня к берегу реки, к тому месту, где есть белые песчаные мели или широкий берег без растительности. Здесь они едят песок, что им нужно для переваривания пищи в зобе. Кто собирается стрелять этих птиц, тот должен прийти к тому времени, когда они едят песок. Когда у этих птиц настает время спаривания и высиживания птенцов, они почти полностью теряют зрение и тогда их легко стрелять, как мне рассказывали очевидцы. На берегах обеих рек Кеть растут красные, вкусные ягоды. Там встречается много ядовитых змей, но они не очень большие. Выше города Кетской, на берегу Оби и на реке Кеть стоит монастырь, посвященный Святому Георгию. Несколько восточнее на этой же реке – деревня Воросейкина. По реке Кеть, расположенной примерно на 62° или 63°, очень трудно плыть из-за извилин и островов. Там почти не встречается людей. Изредка увидят одинокого остяка, который при виде людей немедленно прячется. Остяки, там живущие, говорят на другом языке, чем те, которые живут на Оби, но их идолопоклонство одинаково. Дороги, как и реку, в зимнее время здесь невозможно использовать: там не найти питания, кроме того, что сами привезут. Земля вдоль обоих берегов этих рек – это равнина, заросшая мелкими деревьями и лесами. Река настолько извилиста, что можно плыть весь день, и вечером оказывается, что по сравнению с проселочной дорогой почти не продвинулись. Там летают фазаны, рябчики и т.п. На лугах растет земляника, черная и красная смородина, а также ежевика. Эта река не богата рыбой. Между Кетским, который очень мало населен, и Маковским нет населенных мест, а только болотистые леса. На реках Кеть, которые впадают в Обь, очень трудно ездить еще и потому, что они очень маленькие и неглубокие, текут извилисто, особенно большой проток. Поперек реки, в воде, лежат много сваленных деревьев, которые мешают путешественнику. В Новом Кетском поселке, который виден из старого Кетска, совсем разрушенного, держат гарнизон из 25 солдат. Там стоят 10-12 домов. Если плыть до конца Кети и дойти до поселения Маковской, состоящего из 10 домов, окруженных частоколом для защиты, то там начинается переправа, где приходится разгружать корабли, и мелкие суда перетаскивают сушей до реки, которая впадает в Енисей. Прежде чем дойдут до Маковской, в течение двух дней ничего не видно, кроме леса. Это место зимовки русских, которые летом, чтобы держать народ в повиновении, ездят в глубь страны и собирают дань. От Маковской можно в 2–3 дня доехать до другого укрепления, под названием Енисейской и города Енисейск. По пути встречается красивая пахотная земля и деревни. Река Кемь, находящаяся неподалеку, очень мелкая, там мало судов и повозок, паромов и мостов, а также не хватает шкиперов и возчиков, и поэтому очень трудно передвигаться, в особенности, когда едут с большим количеством людей и имеют много груза. В сентябре, мне рассказали очевидцы, в этих краях уже сильные морозы. В середине августа встречается лед. Около Маковской низкая и болотистая земля. Здесь почти никогда не ездят на повозках, а пешком или на нагруженных лошадях или на санях. К югу от местечка Маковского, в верхнем течении реки Кеть, находится земля, которую называют Казакская степь, там есть маленький поселок. Некоторые говорят, что он находится на острове, в чем я, однако, сомневаюсь. Одну реку Кеть называют иначе Стара, или Старая Кеть. Эта река меняет свое русло, она полна островов. Самой северной рекой Кетью больше пользуются, ибо она удобнее для судоходства. К востоку эти реки сходятся, выше города Кетской. Товары, которые идут к рекам Енисей, Лена, Амур и к Синскому государству, перевозятся этим путем. Город Кетской имеет, как сообщают путешественники, 8 деревянных круглых башен. Так как река Кеть около Енисейска не впадает в реку Енисей (как я ее изобразил и как со мною большинство было согласно), то товары там перевозят сушей, перегружают на другие суда и потом везут дальше. Эта переправа, некоторые говорят, проходит внутри города Енисейска. Другие же говорят, что она идет снаружи, а именно перед поселком Маковский. Некоторые говорят, что ее длина четверть мили, другие же – что она меньше или больше. Про реку Кеть мне заслуживающий доверия свидетель сообщает следующее: Река Кеть берет свое начало не из реки Енисей, а из гор на этой [западной] стороне Енисея. Она на расстоянии 15 миль от Ямиша судоходна. Оттуда приходится идти сушей до Енисейского через многие неудобные места. Здесь заканчивается письменное сообщение этого свидетеля, чьи собственные слова я захотел повторить, потому что у меня есть сомнение, впадает эта река в Енисей, или нет. Катайской – это город, расположенный к югу от рек Реж и Ирбит, в середине Сибири. Рядом с ними стоит замок, который служит только для усмирения безоружных туземцев. Между этим местом и городом Уфа, или Уфимск, расположенном на реке Белой, которая впадает в Каму, встречается много красивых равнин, приятных полей, красивых рощ, по большей части из березы и других деревьев, растущих редко, но с очень толстыми стволами. Эти луга красивы и плодородны, как нигде в мире. Там не нужно удобрять землю и, говорят, она не терпит большого удобрения. Время от времени здесь поселяется какая-нибудь русская семья, занимаясь земледелием. Колосья растут такие, что стебель с трудом держит их. Земля там совсем черная и легкая, так что там очень пыльно. Есть много озер и рек, чрезвычайно богатых рыбой. Встречаются лоси, олени, лани, козули, барсуки, лисы и волки. Изобилие всякой водяной птицы, много тетеревов, серых куропаток и вальдшнепов. На полях растут разные лечебные травы и множество очень полезных кустарников, под названием зверобой. Его протирают, пьют и принимают те, кого побили, ранили или ударили. Их два сорта: с синими и желтыми цветами, которые при прикосновении дают ощущение жирности. Если его жевать в сыром виде, он имеет вкус бальзама. Зверобой значит «бьющий зверей». Там есть горы, в которых находят русское стекло, а также хрусталь. Между каменными скалами, кроме того, есть еще нечистые, как бы разжеванные, мелкие камешки граната, в реках их находят большое количество. У меня хранятся образцы того и другого. Встречается халцедон, который, если его расколоть, похож на серебро. Но положенный в тигель, он не дает металла. В Сибири есть очень высокие горы, вокруг которых кое-где живут башкиры со своими семьями. Они живут главным образом рыболовством и разведением скота. В Уфе и ее окрестностях роют очень хорошую соль. Там тоже встречается горный хрусталь. Исеть – река в Сибири, у которой есть следующие притоки, ввиду недостатка места, не нанесенные на мою карту: Миас, Камышка, Торсук, Кизилбаш, Ецкин, Мосленка, Поторца, Ольховка, Касивани, Кадоска, Кара Улания, Каменсай, Теча, Синара, Росарха, Кара. Следующие деревни есть на этой реке: Кизилбаш, где проходят многие путешественники, Куринской, Кунинская, Цафринско, Рофайло, Рапузан, Калмыцкое, Молбица и один монастырь под названием Далматов, Дантатория и Миас. Азамил – поселок на реке Исеть, где находят много железной руды и магнитного камня, особенно на расстоянии 8 миль оттуда. Тара – город, расположенный на небольшом рукаве реки Иртыш, на 61°. Он лежит в виде полумесяца, с деревянными башнями, на которых находятся пушки, и окружен частоколом. В 1697 г. в декабре в Тару прибыл караван из 200 верблюдов с различными синскими и бухарскими товарами, которые перевозили оттуда в Тобольск и далее в Москву. Недалеко оттуда, к югу, находится озеро, которое называют Озеро Итик, или Соль Озеро , что значит «Соленое озеро». Другое озеро, неподалеку, названо из-за своего цвета «Белые воды». Оно тоже соленое, отчего появляется его белая окраска, и некоторые говорят, что оно большего размера, чем я его изобразил, хотя я его нанес по данным большинства, наиболее заслуживающих доверия очевидцев. От Тары до Томска предполагают 60 миль пути. Затем идут через Барабу, или Барабинское, – это местность, где земля низкая и пустынная. Там поселилось много калмыков и южных тартар, которые живут под властью собственных мурз или начальников. Они заключают браки с тартарами, живущими под Томском и платят не больше дани, чем русские. Между Тарой и озером Зайсан сухим путем ездят по низменностям, лишенным деревьев. Камни для ручных мельниц в Сибирь привозят из России и там же их обрабатывают, потому что в этих краях, хотя там достаточно камней, нет никого, кто умел бы вырубить и обработать их. В посевное время и летом сибирские войска выходят в поля, чтобы защищать урожай. Главный город Тобольск посылает около 6000 войска, Томск тоже значительное количество. Они служат еще и для того, чтобы смотреть за туземцами и держать их в повиновении. Они передвигаются тогда взад и вперед. Из Тобольска во многие города, как Тара, Мангазея и другие, направляются ратники. Войско в западной и южной Сибири – это главным образом всадники, но есть и пехота, которую называют пешие казаки. В самых северных и восточных сибирских гарнизонах большинство войска – пехотинцы. Предполагают, что все сибирское войско составляет больше 50 тысяч человек. Многие из них туда высланы из немилости к ним, либо к их родителям, иногда целыми отрядами, из-за того, что их начальники совершили преступления, а иногда начальники целых отрядов без солдат. Другие же находятся в немилости, добровольно едут туда, как отдельные лица, так и целые военные отряды. Московиты и народности, иногда и свободные немцы, которые находятся в немилости. Некоторые получают жалование, другие ничего, кроме питания. Кроме того, есть большое количество там рожденных ратников, известных под названием сибирских казаков, чьи предки уже больше 100 лет назад добровольно переселились туда. Соболей в Сибири последние годы так много выбивали, что их количество уменьшилось. В 1698 и 1699 годах многие тысячи людей, главным образом земледельцев, со своими семьями выехали из России в Сибирь, ибо там земля очень плодородная, и, хотя климат во многих местах гораздо холоднее, чем в Московии, так что там не растут яблоки, груши, вишни и дыни, все же земля дает очень много хлеба. К этому перечислению дали повод дороговизна и недостаток хлеба вследствие неурожая. Между Рыбной, расположенной недалеко от озера Байкал, и Илимским лесом нет хорошей дороги или удобного прохода летом, из-за больших лесных болот осенью или ранней зимой – из-за большого снегопада. После небольшого мороза там прокладывают санные дороги, но мало кто ездит по ним. Требуется 5 недель, чтобы доехать от одного города до другого. Следует отметить, что те, которых высылают в Сибирь, редко возвращаются оттуда. Туда едут не ради удовольствия. Письма туда трудно попадают без проверки. Все проходы тщательно охраняются. Сибиряков, или туземцев, никогда не записывают в русские войска против их воли. Но случается, что некоторые из них добровольно служат у русских солдатами. Некоторые из тех русских, которые сами, или их родители, были сосланы в Сибирь по немилости и приобрели там имущество, выкупают себя, так что их освобождают от военной службы, ибо многие из высланных туда по немилости обязаны служить. Некоторые немцы, которые под Ригой вели себя не слишком хорошо и были сосланы туда, были перекрещены в Сибири, и они и их дети живут спокойно. Недалеко от Енисейского протекает река Тунгуска, или Усть-Тунгуска. Впереди нее находится порог под названием Стрельной порог, через который перебираются с трудом. А несколько ниже, около Рыбенской , под водой много скрытых камней, которых приходится остерегаться. В особенности ниже [по течению] есть опасные подводные камни, как и около Усть-Илима. Если приходится проходить эти пороги, то необходимо иметь с собой маленькие лодки, чтобы в них переложить груз с кораблей. Поэтому существует обычай давать на три судна одну лодку, для выгрузки. Река Тунгуска и все воды в окрестности обычно замерзают в конце осеннего месяца [сентября] или в начале винного месяца [октября]. Земли в этих краях довольно пустынны, так что около вышеупомянутого порога, в течение трех дней пути не встречают людей или населенных мест. В Рыбной находится около 50 семейств. Дорога от Рыбинска в Нерчинской очень тяжелая из-за пустынности и потому, что встречается много болот. На притоке Енисея, у речки под названием Тунгуса, в области Таргутской к югу от него, есть камень, который, как считали, содержит золото, судя по окраске, блеску, весу и виду. Но когда оттуда привезли несколько камней и их расплавили в тигле, то все улетучилось, так что он оказался селитренный или из какой-то другой, легко воспламеняющейся каменистой земли. От надежды найти в ней золото почти отказались, хотя некоторые представляют дело не таким безнадежным и считают, что если бы можно было препятствовать испарению в тигле и собрать расплавленный минерал из руды и камня, то можно было бы получить из него хорошее золото. Находят, что область южнее реки Енисей очень красива, что есть долины с различными растениями и плодами, и это мне дает еще меньше надежды найти там ценный металл, так как опыт мой и других показал, что те края, где в земле скрыты металлы, очень неплодородны и лишены растительности. Там говорят, якобы, еще находятся старые серебряные рудники, которые были разработаны, в чем я сомневаюсь. Воеводы, которые в Сибири представляют волю русского царя, отправляют солдат на соболиную охоту, а добычу распределяют. На реке Енисей, Илиме и других соседних реках, так же, как и на Волге, используют суда длиной в 80 саженей. Их делают такими длинными и мелкими, чтобы легче было перебираться через пороги. Енисейской стоит довольно далеко от моря, как можно видеть на карте. Но Мангазея, стоящая ниже [по течению] – это довольно крупный город. Он населен русскими. В первом городе [Енисейском] строят и снаряжают корабли, которые плавают на Енисее и по берегам моря. Город Енисейской довольно большой и хорошо заселенный. Там есть неплохая крепость. Вокруг нее несколько деревень и монастырей. Окрестные поля пригодны для земледелия. Там хорошая охота на птицу и дичь, но там нет фруктов или каких-либо плодов, имеются только смородина, черника и земляника. Многие тунгусы, которые живут около Енисейского, платят дань пушниной местному воеводе. Дань берется от каждого лука, как с мужчин, так и с женщин. Вокруг Енисейского высокий частокол. Много народа живет как внутри, так и вне города. Но теперь многие уезжают в Иркутской, потому что там лучше пахотная земля, а около Енисейского почва болотистая. Там стоят около 200 домов. Есть приказ, или дом суда, церковь и дом воеводы. У города очень большие слободы или пригороды. Вокруг Иркутского очень много диких свиней, у которых сало твердое и мясо вкусное. Дикие овцы тощие, но мясо у них хорошее. Там растут кедровые орехи и всякие ягоды: земляника, малина, но нет яблок или орехов. Все, что там строят, делается из кедрового дерева. Когда его моют или мочат, оно сильно пахнет. Местные язычники не носят рубах, а носят мех на голом теле. Люди лежат ночью голыми в войлочных юртах* палатки или хижины вокруг огня, женщины и мужчины вместе, как животные. Когда огонь гаснет, они пpикрывают его сверху. Когда браты или Мугалы, находящиеся под русской властью, берут в плен врага или сделают что-нибудь другое хорошее, московский воевода дарит им чарку водки и кусочек олова, из которого они делают серьги для женщин. В Енисейском зимой довольно холодно, даже холоднее, чем можно было ожидать от места, расположенного на этой широте. В этой стране очень холодно. (Kaк и в окружающих местах). Около Eнисейского есть промышленные солеварни. Здесь и в Сургуте вырабатывают лучшие юхты и делают очень хорошую кожу на подошвы сапог. Она тонкая, но очень прочная в носке, а когда сухая, то очень твердая. Там находят железо, и из него умеют делать очень хорошую сталь. Делают и хорошее мыло, белое и серое. Несколько лет назад, в Иркутском, главным начальником, был Иван Петрович Гагарин. На реке Ангара ловят много рыбы удочками, которые, в большом количестве, привязывают к бревну и пускают [его] по течению. Пойманную рыбу нанизывают на ветки или прутья и держат ее живой в воде, продавая путешественникам. Между Рыбинской, Иркутском, Усть-Илимском, расположенным недалеко от озера Байкал, редко бывает хорошая зимняя дорога из-за большого количества снега, который там обычно выпадает. В этих пустынных местах не достать другой еды, кроме того, что везут с собой. Внутри Иркутского обычно находятся 500 человек ратников гарнизона, но они редко бывают все налицо, потому что их по частям посылают в окрестности. Под Иркутском много марьина стекла. Овцы в окрестностях дают очень хорошую шерсть, блестящую, черную с мелкими кудряшками, похожую скорее на волосы, чем на шерсть. Я видел сделанные из такой шерсти красивые меховые кафтаны. Народ в Иркутском пьет много чая, с молоком и маслом, вместо пива. В Иркутском, где выращивают пшеницу и рожь, примерно 4 года назад, один пуд ржи стоил стюйвер, овца – 8 стюйвров, вол или корова – половину рубля. Один безмен, (это два с половиной фунта) говядины стоил там 3 полушки, это равно четырем стюйверам или копейкам. 1700. Афанасий Байтон, прусский дворянин, который около 50 лет провел в сибирской ссылке, теперь стал воеводой в Иркутском. Раньше был в Удинском, а еще раньше в Албазине. Он так похвально защищал этот последний город от Синцев, что сохранил его, несмотря на то, что у него осталось лишь 12 здоровых людей. Достойно удивления, что с этим количеством людей он сумел продолжать стрельбу из пушек и с таким незначительным количеством людей сумел создать впечатление, будто у него много воинов. Поэтому ему позволили писать слово «вич» после своего имени, что является признаком почета среди московитов. Кроме того, ему, в его настоящем воеводстве дали право по собственному усмотрению вешать солдат и бить их кнутом* это значит, бить плетьми. Его люди в Албазине умерли или были больны цингой, потому что они должны были находиться как бы под землей и в сырости. Синцы не штурмовали и их пушки были бессильны против крепости, потому что один солдат, который служил раньше в Шегрине, научился делать валы из переплетенных корней деревьев, обмазанных глиной, которые твердели, как камень, и их нельзя было пробить. Это происходило последний раз, когда Албазин был окружен синцами, как раз перед тем, как был заключен договор. После договора он ушел и это место было разрушено. Удинской стоит на реке Удин, в которой водятся разные рыбы – щука, окунь, ерш, омуль, раки, пескари и проч. Там едят много риса, который привозят из Сины, а также сарану, корни которой толкут, сушат и превращают в муку. Она сладка, как сахар. Один ссыльный, который должен был несколько лет жить в Удинском, мне рассказывал, что в июне и в июле ночь длится один час, и даже тогда почти всегда видно красное солнце. Удинской небольшой, четырехугольный городок, расположенный на высоком месте, построенный из дерева, с четырьмя башнями. У него большие ворота и над ними башни, все из дерева, с двойными стенами, между которыми насыпана земля. Имеются еще небольшие ворота, для вылазки, чтобы ходить к реке за водой. Они вырублены в каменной скале. Солдаты несут караул в замке, но все живут в слободе, или в пригороде, обычно в количестве 300 человек. В слободе 400 или 500 домов. Среди них только 4 или 5 для свободных горожан, их занимают купцы, другие рабочие, простонародье. Там одна бочка ржи стоит 8 стюйверов. Много неприятностей терпят от Мугал, которые летом крадут скот, зимой из-за [глубокого] снега они не могут делать набеги. В Даурии, около городов Удинского и Селенгинского, – яблоки мелкие на низкорослых деревьях. Они не больше детских шариков или большого ореха, с одной стороны красные, а с другой желто-белого цвета, очень сладкие на вкус. Чеснок и лук растет там в диком состоянии. Встречаются различные стручковые и корнеплоды, так что если бы там работали настоящие земледельцы и садоводы, то от этой земли можно было бы всего добиться. Город Удинской построил и укрепил деревянной крепостью Федор Алексеевич Головин. В Енисейском, на реке Енисей, еще недавно не было добровольно приехавших горожан или купцов, кроме нескольких крупных купцов, которые там жили, а может быть, и сейчас находятся. Туда посылают правительственных представителей. Далее до Якутска, города на Лене, как мне сообщают, совсем не пускают русских купцов. Кому что-нибудь нужно оттуда или туда везти, тот должен заказать это через русских солдат. Город Енисейской расположен на реке того же названия, величиной примерно, как город Алкмаар. У него плохая деревянная крепость, по виду похожая на старую крепость в Тоболе. Братской расположен на Тунгуске, это маленькое поселение. Иркутской, несколько южнее, размером с Енисейской, но построен лучше и красивее. Там более развитая торговля и соболя лучшего качества. Вокруг этого города течет река. По соседству с ней стоит Балаганской, этот поселок тоже принадлежит Иркутской области. Там правит чиновник. Недалеко оттуда в реке есть порог под названием Pogmely, что значит –, а другой называют Пьяный, а третий – Падун; еще один порог под названием Долгий Порог, потому что он длинный, в 4 версты. Урачо – деревня, расположенная на берегу озера Байкал. Болскосаинска, или Линской – городок, расположенный к югу от Байкала, около устья реки Селенги, лишь недавно построенный и укрепленный по приказу Их Царских Величеств. Уда, или Удинской, на реке того же названия, вблизи реки Селенги. Эта красивая крепость построена так, что вода течет вокруг крепости и орошает землю. Этот город был построен великим послом Их Царских Величеств Головиным, который заключил мир с китайцами и добился больших побед над Мугалами в 1686 г. Он засеелен казаками и царскими ратниками. В устье реки Хатанги, которая недалеко от Енисея впадает в Ледовое море, живет род самоедов, которые платят дань Их Царским Величествам. Говорят, что моржи, в определенное время г., лежат и спят в большом количестве по берегам моря, около реки Енисей. Тогда их много ловят и убивают. Река Енисей на той широте, где стоит город Мангазея по ширине не уступает Оби. В устье есть много островов. Суша занята лесами. Пришлые жители, почти только ссыльные, состоят в большинстве из ратников, которые живут охотой и рыбным промыслом, как на реке, так и на берегах моря и в самом море. Около реки Енисей море часто выбрасывает на морской берег моржей и китов, которых съедают медведи. Один очевидец рассказал в Архангеле, как он видел, что 4 или 5 таких животных [медведей] выпрыгнули из живота кита. Медведи часто уплывают далеко в море на льдинах. В глубине страны, между реками Обь и Енисей, водится много белых лисиц, белок и белых зайцев. В 1678 г. в город Томской приехал посол одного князя желтых мугал, чтобы заключить мир и Их Царскими Величествами. Он рассказал, что у них идет война между братьями. После смерти князя-отца осталось два сына. Старший хотел один управлять страной и пытался отстранить от власти младшего брата. Младший брат владел землями отцовского наследства, расположенными вблизи Томска. Он боялся, что в то время, как они ссорились, войско русского царя вторгнется в его страну, и пытался воспрепятствовать этому путем заключения мира. Этого молодого князя звали Абела Кунтейша, а старшего его брата – Амесек Кунтейша. Упомянутое посольство привезло ценные дары: лошадей, серебро, золото, верблюдов, золотую парчу, бархат, ценные луки, синский фарфор, Синские ножи, чаши и миски, украшенные камнями, а также сосуды, выложенные жемчугом. Требуемый мир был заключен. Позже узнали, что эти два брата сражались друг с другом и старший был взят в плен, после того, как потерял много людей, и его долго держали в плену, пока младший, наконец, не освободил старшего (разделив землю между ними, младший добровольно оставил старшему некоторое владение) и проводил его с добрым количеством войска к его владению и народу. Но некоторое время спустя, когда младший брат захотел дружески навестить старшего и без подозрений отправился к нему в сопровождении немногих людей, старший использовал случай, напал на него и убил. Так он получил во владение всю страну. После этой победы Мугальский князь тоже отправил посла в Томск и заключил мир с Их Царскими Величествами. В городе Томском и в его окрестностях встречаются крысы, шкуры которых посылают в Москву, сушей и морем. Они благовонны, как мускус. Запах исходит главным образом от хвоста. Этот зверек там, как и в наших домах, вреден. Зимой он совсем черный, но летом он красновато-рыжий. Мне сообщили, что у кротов там такой же запах, но менее сильный. Курицы привезены туда русскими. Рожь в этом городе дешевая. Ее хранят там не как у нас, в амбарах, а под землей. Там ничего не знают о том, что происходит в Европе или других странах, живут спокойно и тихо. Хотя большинство русских в Сибири сосланные, попавшие в немилость, они все же верны своему государю. Язычники, туземные народы, которые живут в окрестностях этого города, не употребляют денег. Их одежда делается из шкур животных, шерстью обычно наружу. Они не знают рубах, кроме тех людей, которые общаются с русскими и путем обмена получают от них холст. Русские в Томском ходят одетыми почти как калмаки. В этих краях людей необычайно мучают комары. Против них остяки и другие народы делают ткань из кишок, сквозь которую насекомые не могут проникнуть своим жалом. Ночью их разгоняют дымом гнилого дерева, а также горящим хворостом. Большинство сибирских язычников в этих краях не умеют ни читать, ни писать. Поэтому, когда они платят дань в виде пушнины, то в знак платежа они получают марки с печатью и приложенный перстень, который они носят на пальце. Кузнецкой имеет, говорят, 5 круглых деревянных башен. Он расположен в устье реки Томь. Как мне сообщают очевидцы, там хорошие соболя и железные руды. Между городом Кузнецкoм (который имеет укрепления из частокола) и Томском находится большая сланцевая гора. Туземцы, якобы, видели на ней вырезанные буквы. И, хотя отрубают большие куски от этой горы, все же им кажется, что они видят буквы на камнях. Между этими двумя городами есть несколько деревень, где живут русские поселенцы. Около города Кузнецкого земля еще плодороднее, чем под Томском. Там пашут в весеннем месяце, а в Томском – в цветущем месяце [мае]. Зима длится 4 месяца. Там есть много мрамора, но его не добывают. Там варят хорошее пиво и перегоняют водку. Пища там в большом изобилии. Водятся зайцы, серые куропатки, тетерева, которых продают по стюйверу за штуку. Кроликов и уток там изобилие. Дома похожи на дома в Московии, они построены из дерева, как и бани. Дороги там вокруг, правда, пустынные, но все же проложены. Зимой ездят по этим дорогам, когда они покрыты снегом, на саночках, запряженных собаками. Запрягают по две-три и четыре собаки, которых кормят сушеной рыбой. Летом ездят по этим дорогам на лошадях. В поселке, или городе, Кузнецком много кузнецов, так как по берегам рек встречаются камни, из которых окрестные жители, разбивая их, выплавляют железо. Из него делают всякого рода изделия, как пики, наконечники для стрел, кинжалы, шашки и такие листы, которые они употребляют вместо лат. Много таких тонких пластинок пришивают к лосиной коже, защищаясь от стрел. Это железо, говорят, превосходит шведское. Когда оно горячее, оно мягкое, как олово. Город Томской стоит на высокой горе, на притоке Оби. Он довольно густо заселен и укреплен деревянной стеной. Под городом течет быстрая река, впадающая в Томь, а эта, в свою очередь, впадает в Обь. Здесь много хлеба и других видов питания, как рыба, скот и птица, так что там хорошо жить. Кроме того, там ведется оживленная торговля. Между этим городом и Кузнецкoм, главным образом, с левой стороны [Оби ], очень высокие каменные горы, на которых растут большие леса разных деревьев. Там растет дерево, которое производит ангарикум . Это дерево очень твердое, вроде старого дуба. Когда оно три г. пролежит в Томи, или какой-либо из окрестных рек, то превращается в камень. Жители затем вынимают его из воды и делают из него плиты, точильные камни и другие вещи. Оно имеет красивый муаровый рисунок. В этих лесах много дичи. Между Томском и Кузнецком, говорят, в горах встречается ртуть. Но так как я это слышал только от одного очевидца, то не особенно в этом уверен. Встречаются и драгоценные серые камни, а также олово и железо. Из железа калмыки умеют делать разное оружие. Город Томской уже так заселен русскими, что там встречаются различные ремесленники – плотники, кузнецы для грубых и тонких работ, а также золотых и серебряных дел мастера. Туземцы здесь грубы, не умеют читать и писать. Они знают, что существует Бог, но поклоняются дьяволу, у которого они, через своих попов, спрашивают совета. Стоит отметить, что жрецы этих бедных людей, которые похожи на остяков и киргизов, почти все слепы, так же как жрецы остяков. Они говорят, что это потому, что они должны говорить с дьяволом, который является их идолом. Они недостойны видеть его, и потому лишаются зрения, что с ними случается, они говорят, без боли, в одну ночь. Но по всей вероятности, это делается применяемыми средствами или от постоянного сильного дыма. Эти попы, как и сам народ, поют песни в честь дьявола, приносят ему в жертву соболя, непрестанно с ним беседуют и через него делают предсказания, могут даже знать смертный час людей. Это бедный и простодушный народ. Они платят дань русским. Ребенок (как мне сообщают) с 10 лет дает ежегодно двух соболей, до 15-летнего возраста, а с этого возраста – 3 соболя и так далее, до 20 лет, когда они должны давать ежегодно по 10 соболей до 60-летнего возраста, после чего они свободны от уплаты дани. Когда кто-то из этих язычников умирает, его друзья устраивают обед, режут лошадь и веселятся. Кожу и голову вешают, поклоняются ей, стреляют в нее из лука в честь умершего, жгут перед этой растянутой кожей и головой огонь и [готовят] пищу. Они ничего не знают о блаженстве, собираются умереть, как собаки, и все их служение и моление происходит ради их мирского благосостояния. Они живут до довольно пожилого возраста. В город Томском приходит много торговых людей из Сины и Бухарской земли, которые привозят туда различные индийские и персидские товары. Некоторое время назад туда прибыли сразу 1500 нагруженных верблюдов и дромадеров, которых привели туда калмыцкие и бухарские купцы. Эти товары перевозятся по всей Сибири и даже в Россию. Русские в этот город привезли пушки, которых до их прихода в этих краях не знали. Стоит отметить, что в город Томск приходят какие-то торговые люди, которых там называют Ганге-люди, это значит, народ с Ганга. Очевидно, путешествие отсюда к истоку Ганга не очень тяжелое и далекое. В этой местности и повсюду в Сибири приготовляется напиток, который Тартары или сибиряки называют брагой. Его делают из ячменя, он довольно вкусный и опьяняющий. В городе Томске много всякого рода ценной рыбы – осетров, стерляди, белорыбицы, тайменя, белой lasvisch; есть сорт пестрой рыбы – муксун и белая рыба, длиной в локоть. Есть еще рыба, которую называют сирка. Все эти рыбы доставляются из озера Вах. Река Томск, или Томь, имеет очень чистое, каменистое дно. Его можно видеть на глубине 5 саженей. На берегу этой реки находится деревня, где поселились московиты. Через город Томск течет речка под названием Ушайка. В 1668 г. туда пришло посольство из Бухары, которое имело с собой 100 верблюдов, тяжело нагруженных всякими синскими товарами, как шелк, золотая парча, серебро кусочками, длиной в палец, и два пальца шириной, треугольной формы, и еще хлопковая ткань. Недалеко от Томска живут бухарские Тартары, которые издавна переселились сюда. Они в большой дружбе с русскими, населяющими этот город, и пользуются такими же правами, как и русские. Они, как и сами русские, платят дань только в одну десятую от охоты и урожая. Подлежат суду своих мурз или глав. Но если попадаются дела большой сложности и трудно разрешимые, тогда они подлежат суду в Томске, в русской тайной канцелярии, где их так же справедливо судят, как и русских. Они в большинстве своем магометанской веры. Они сеют пшеницу и ячмень. Мурза этих тартар имел в 1664 г. 5 или 6 сыновей. Это народ, алчный по характеру. Они живут в домах. Употребляют огнестрельное оружие и знают деньги. Другие окрестные народы около Томска, как было сказано, не знают денег. Некоторые из них [бухарцев] живут даже у пригородов этого города. Они верны русским и являются разведчиками у калмыков. Они ведут значительную торговлю в Калмыкии. Русский воевода или начальник этого города обычно в праздники приглашает в гости попов и самых богатых из тартар[В1] [В2]  и веселит их. Они на другой день приносят ему дары. Жена воеводы приглашает тартарок, даже мурзу, и угощает их. Для того, чтобы быть в почете у воеводы, каждый старается принести лучше и больше продуктов пищи, пушнины и других вещей. Это принято делать по всей Сибири, как и делается в те дни, когда собирают дань, как было сказано выше. Тартары, которые живут в окрестностях Томска, до города Кузмич, или Кузнецкий, хорошие всадники и служат Их Царским Величествам в конном войске вместе с русскими. Среди них встречаются зажиточные и богатые люди, имеющие по 3–4 жены. Область между Томском и страной Алтын, находящейся в южной части реки Обь, почти вся состоит из степи. Эта равнина, пустынная земля, где растет высокая трава, нет больших деревьев и только кое-где встречаются невысокие деревца. Такого же вида земля между Томском и Тарой, близко от реки Иртыш. Все сибиряки, как и упомянутые бухарцы, подлежат в серьезных делах русскому суду, хотя у них есть свои судьи или миротворцы, которые решают мелкие споры своих народов. Но когда они не могут прийти к соглашению, или дело не может быть разрешено мирным путем, то его передают русскому судье. Сперва русский приказный, или чиновник, выслушивает спор, и если не может разрешить его, тогда дело предстанет на суд воеводы или начальника, у которого имеется писец, помогающий ему при судопроизводстве. Туземцев судят справедливо при разбирательстве с русскими. Суд не защищает русских больше, чем туземцев, ибо его Величество желает их удержать справедливостью и доброжелательностью. Это поистине похвально. Итак, город Томск находится к востоку от реки Оби, на 3–4 мили вверх по реке Томь. В этих странах невозможно ехать прямо из-за отсутствия проложенных дорог и необитаемых пространств. От Устюга в Тобол тоже невозможно проехать прямо из-за плохой дороги, непроходимой ни зимой, ни летом. Там нет и подвод, ямщины (это грузовые сани или повозки) или почты. На севере используют больше оленей, а летом можно передвигаться на небольших судах по рекам. Чтобы ехать прямо из Сибири в Москву, было бы удобнее всего взять курс на реку Уфу. Но из-за башкир, которые занимаются грабежом, избегают этого пути и ездят от Верхотурья в Соликамск и так далее. Берега Оби в этих местах, от верхнего до нижнего течения, очень редко или почти совсем не заселены, так же, как и устье реки Томской или Томь, которая впадает в Обь. Там на 25 миль встречается лишь один человек. Люди живут у рек, которые идут вглубь страны, где им легче ловить рыбу, так как их сети не настолько большие, чтобы охватить Обь, хотя там очень много рыбы. Следует еще знать, что берега самой Оби мало заселены, потому что они не защищены дамбами, река часто разливается и затопляет соседние земли. В городе Томском зимой очень холодно, а летом очень жарко, земля там очень жирная и плодородная, так что урожай хлеба бывает сам сорок. Земля черная, как смола. Там в диком состоянии растут черные тюльпаны, чеснок, конопля, смородина, черника, а также angelica, calmus и много лечебных трав. Нет яблок или груш, но есть салат, турецкие бобы и разные овощи. Там много кедровых деревьев и сосен, но нет дубов. Внутри города и в пригородах живут около 6 тысяч человек, как русские переселенцы, так и перекрещенные поляки, а также другие свободные туземцы, тартары или калмаки. Город четырехугольной формы, укреплен деревянными стенами. На каждом углу – тяжелая башня, а еще по две [башни] – между углами. В одной из этих башен висят колокола, в другой находится военное снаряжение. Река Томь течет мимо города с одной его стороны. Он стоит на высоте, поэтому, естественно, укреплен и не нуждается во рвах. Вне этой четырехугольной крепости, которая, собственно, и есть город, есть еще дома, защищенные частоколом и несколькими деревянными башнями, однако не так прочно, как вал и башни внутреннего города или замка, где по валу можно ходить. Самая нижняя часть города, которую можно было бы назвать пригородом, внизу у реки не укреплена и остается открытой. Русские не разрешают, и с полным основанием, чтобы те, которые еще являются язычниками, жили внутри укрепленного города или замка. Они должны жить внизу, в пригороде. Недалеко от этого города встречаются калмыцкие орды, которые не все одной веры. Некоторые впитали магометанское суеверие, другие же – язычники, и поклоняются лошадиным шкурам. Народ Томского и войско Их Царских Величеств вокруг Томского всегда наготове против нападения калмаков. Туземные народы там – врожденные враги калмаков и воюют с ними, всегда в непрерывных раздорах и волнениях, как казаки и крымские тартары. Сто фунтов присланной мне из Томского руды, вырубленной из поверхности горы, содержат полтора лота серебра, стоимостью в 2 гульдена и 7 стюйверов, хотя, судя по внешнему виду, она кажется очень богатой. Этот точный опыт был проделан известным мастером-испытателем по моему приказу. Вероятно, в глубине [горы] скрыты более богатые залежи. Город Томской построен по приказу Бориса Годунова, а название Том, или Томской, на местном языке означает что-то веселое, так как вокруг города красивые поля. Раньше эта местность принадлежала царю Алтыну. В древности выдумали, будто около Томска жили люди с узким ртом, которые питались запахом вареного мяса. Недалеко от устья реки Обь находился раньше, говорят, большой замок. Напротив него древние наносили [на карты] мыс, под названием Кельтский мыс. Горные цепи: Аланус, Воросcус, Имаус, Сихиус, Белгиан, Рифеус, Алхас и др., известные в древности, – теперь трудно определимые из-за частого изменения названий, которое здесь происходит. То же и с названиями рек, например: Тахмин, Ухардес, Маргус, Коскар, Коссин, Сосса, и многие другие, которые были известны в древности, теперь можно узнать только предположительно. Было заблуждение, когда древние считали, что Каспийское море через Обь соединяется с Ледяным морем. Многих городов, о которых говорили древние, найти там невозможно. Или они разрушены, или произошла перемена названия. Например, Арбам, Сема, Айбаир, Сианфур, Наиман, Канткоракур и т. п. Да, целые области и народы, известные из древнейших описаний земли, теперь не обнаруживаются под их старыми названиями. Унг или Гог, Сиорза, Кавона, Байда, Баргу и бесчисленное множество других, можно видеть на старых картах и в описаниях. Я не указываю на них, так как я пытался показывать современное, а не прошлое. Около Ланкараги находится поселение, расположенное на западном притоке Иртыша, где стоят семь домов. Его называют семь елей, потому что столько же деревьев стоят перед этими домами, хотя некоторые считают, что это поселение и есть Ланкарага. В верхнем течении реки живет один калмакский лама, или жрец, у которого есть два больших каменных здания, снаружи обмазанных известью. У него на службе находятся бухарцы. Он занимается земледелием. Там растет пшеница, ячмень, горох и другие злаки. Бухарцы, которые находятся у него в подчинении, это выходцы из своей страны, переселившиеся туда. Аблай – это небольшое тартарское княжество, у реки Иртыш, иначе называемое Энду. Там тоже поселились некоторые бухарцы для занятия земледелием. Люди там живут в маленьких домиках из глины и в палатках. Горы там заросли лесами, а на равнине растет трава. Воды там мало. Выращивают пшеницу, ячмень и другие хлеба. Там изобилие скота. Зимой этот князь, очевидно, выбирает себе постоянное место жительства, но летом он не сидит на месте, а ищет наиболее богатые травой луга, хотя он не перемещается далеко. Там очень вкусные козы. В этой области есть речка Каракоба , которая течет с Каменных гор. И еще одна река под названием Беска, которая тоже вытекает из Каменных гор. Там князь Аблай построил два каменных здания, вроде крепостей, между Каменных гор, для чего ему из Сины посылали мастеров. Там можно ездить безопасно. Этого князя называют Шаблай или Тайша Шаблай, а также и Аблай Тайша. Некоторые говорят, что он или его отец калмакского, а другие говорят – бухарского происхождения, убежал, спасаясь от бунта, из Бухары или Калмакии. Он богат лошадьми, верблюдами, скотом и хлебом. Прежде чем доехать сюда с северо–запада или от «белых вод», можно встретить много березовых лесов, высокие горы и кое-где бухарские хлебные поля. В 1663 г. этот князь доставил московитскому послу, который проезжал через его страну в Сину, 4–х верблюдов и 50 лошадей, чтобы продолжать путь. Говорят, что подобных мелких принцев, или корольков, у мугалов свыше 300. Бисилбас, Есан, или Ясан, иначе Солинег – это небольшое озеро, через которое протекает река Иртыш, недалеко от ее истока. Вода этого озера зеленая и очень богата рыбой. Говорят, что недалеко оттуда встречается камень яспис, чего я, однако, достоверно не знаю. Берега озера Ясан заселены неким родом, или семьей, по имени Аблаевых, которая приехала туда из России и размножилась. Южнее озера Ясан, а также южнее родов Контайши и к северу от мугальских родов Булигал кочует еще другой мугальский род, племя, tribus или орда, под названием Урунги. Около истока реки Иртыш обитает некий мугальский князь по имени Суруктокон или, иначе, Суратекан. Одну орду около Ирдекулу называют еще иначе Ярдакула. Относительно реки Иртыш господин Тевенот говорит, что это одна из самых больших рек в мире, но она так мало известна, что на большинстве карт ее называют и не указывают, а если ее и наносят, то называют неправильно. Согласно большинству сообщений, полученных мною, она впадает ниже города Тобольского в реку Тобол, но, как говорят другие путешественники, выше этого города. Так как этот спор остается неразрешенным до получения более верных сведений, то я придерживаюсь мнения большинства, как я его показал и на карте. Эта река Иртыш берет свое начало из области, которую тоже называют Иртыш и реки под названием Посрвосера. В устье реки Иртыш раньше был город под названием Обской, который по приказу Сибирского главного воеводы был снесен. Может быть, потому, что он много раз страдал от половодья. На его месте построили город Зерголт, расположенный выше, и город Березов, который, говорят, теперь не обнаруживается. Может быть, его тоже снесли. У реки Иртыш есть рукав, протекающий около Кулембы, под названием Ишим, который другие называют Вишен. На этой реке, говорят, есть остров, где встречаются дикие пестрые лошади. На реке Иртыш стоит деревня, известная под названием Ишимской, а также Вагайской, и деревня недалеко оттуда – Долгий Яр. Бараба, Ямиш – это озеро, расположенное между реками Иртыш и Обь, недалеко от маленького алтынского государства. Здесь, говорят, встречается светящийся камень, о котором выше говорилось. Отсюда до Алтынского государства едут по каменистым и скалистым дорогам. Одну из четырех рек, которые впадают в это озеро, называют Кеть, как можно видеть на карте. Но другие сообщают, что она проходит ближе к реке Иртыш, о чем я не могу умолчать. От Ямиша, говорят, на малых судах можно меньше, чем за 20 дней, доехать до озера Ясан. В озере Ямиш много соли, за которой казаки приходят на плоских судах. Отсюда недалеко живут калмыки, которые иногда ставят засаду против тех, кто приходит за солью, и вступают в борьбу с ними. Считая себя собственниками этого озера, они требуют пошлину. Интересно, что соль лежит на дне, в виде квадратных игральных костей, и прозрачна, как хрусталь, но эта, нижняя, соль горькая, а та, которая лежит в середине и выше, белая и вкусная. Ее лопатами перебрасывают на суда. Верхняя соль черная и горькая. Каурдак – это крепость, лежащая в другом месте на Иртыше, иначе называется Кородуч. Уй – это восточный рукав Иртыша, иначе называется Тыш. Несколько выше, к северу, находится рукав или маленькая река Шиш, или Шиб. Относительно белых вод около реки Иртыш говорят, что они иногда высыхают. В верхнем течении Иртыша есть несколько островов. Н. Витсен «Северная и Восточная Тартария, включающая области, расположенные в северной и восточной частях Европы и Азии», 1692 год.
Источник: http://zz-project.ru/n-vitsen-severnaya-i-vostochnaya-tartariya/933-tyumen
zz-project.ru – Исторические документы Перми Великой




































Комментариев нет:

Отправить комментарий