Оболенский
Новый Летописец
Составленый
В царствование Махаила Федоровича
Издан
ПО СПИСКУ
Князя Оболенскаго
МОСКВА
В Университетской типографии
1853г.
ПЕЧАТАТЬ ПОЗВОЛЯЕТСЯ
с тем, чтобы по отпечатании представлено было в Цензурный Комитет узаконенное число экземпляров. МОСКВА, Ноября 4-го дня, 1853 года.
Цензор В. Флеров.
ПРЕДИСЛОВИЕ
I
Кем составлен Новый Летописец, достоверно неизвестно, но не додлежит никакому сомнению, что печатаемая ныне Летопись по списку находящемуся в моей библиотеке, сочинена в царствование Михаила Федоровича и дошла до нас в означенной рукописи в первобытном составе; ибо хотя как по сочинению, так и по своему содержанию есть таже самая, что и: «Книга, глаголемая Новый Летописец», составляющая 8-ю чаасть Русской Летописи по Никонову списку, и «Летопись о многих мятежах и о разорении Московскаго Государства от внутренних и внешних неприятелей», и проч., но отличается от той и другой, простым и сжатым изложением событий, при чем в сравнении с Новым Летописцем по Никонову списку, в последнем не достает начала и конца; а с Летописью о мятежах тем, что сверх известий, находящихся в нашем списке, в Летописи о мятежах помещены известия позднейшие, вероятно, принадлежашия переписчику, потому что и в других рукописных списках той же летописи о мятежах, находятся приписки еще позднее и иного содержания.
II
На основании этих данных, следует несомненно заключить, что хотя все эти Летописи одинаковы, но отличаются друг от друга редакцией, и именно так, что список мне принадлежащий, составляет первоначальную редакцию, которая была уже в последствии переиначена. Дополнена вставками и изменена в слоге, и в таком виде напечатана в 8-й части Никоновской Летописи, по списку, однако не совсем полному в начале и в конце; третью же редакцию составляет Летопись о мятежах, дополненная против обеих первых в конце.
III
Таким образом издание Новаго Летописца в первоначальном его виде, может оказать некоторую услугу занимающимся Отечественной Историей, коим без сомнения будет не только любопытно, но и поучительно знать, в каком виде вышла эта замечательная Летопись из-под пера перваго ея составителя.
Рукопись, с которой издан ныне Новый Летописец, приобретена мною от К.Я. Тромонина, первоначально была в одном переплете, и состояла из 350 листов; Тромониным разделена на два переплета, в первом (л. 1-154) помещен Новый Летописец, во втором (л. 156-350)Летопись с 1681 по 1684 год, составленная С. Медведевым. Палеографические признаки печатаемаго нами следующие: писан в лист, современною, т.е. IVII века, скорописью, на 154 листах, из коих первые 10 заняты оглавлением, за чем следуют четыре белых листа и уже с 15-го начинается сама Летопись. Списком зтим пользовался К.Я. Тромонин, который напечатал из него некоторыя места, в изданных им «Достопамятностях Москвы».
К.М. Оболенский
НОВЫЙ ЛЕТОПИСЕЦ.
Глава !.
Описание летом.
От Адама до потопа лет 2242; от потопа до разделения язык лет 530; от разделения язык до Авраамля лет 552, а от Адама до перваго лета Авраамля лет 3324. От перваго лета Авраамля до прешествия Чермнаго моря лет 545, а от исхода сынов Израилевых до умертвия Давида Царя лет 630-, а от умертвия Давидова до Рождества Христова лет 1043, а от начала царствия Соломонова до взятия Иерусалимскаго лет 448. От пленения Иеросалмиля до умертвия царя Александра Македонскаго лет 268, от умертвия Александра до Августа Кесаря лет 228, а от начала Августова царства до Христова Рождества лет 45, а от Адама до Христова Рождества лет 5500.
А от Рождества Христова до страстей и вознесения Его лет 33; а от вознесения до перваго лета Царя Костентина лет 279; от перваго лета Царя Костентина до перваго собора ле 12; а от перваго до втораго лет 60, от втораго до третьяго лет 50, от третьяго до четвертаго лет 10, от четвертаго до пятаго лет 100, от пятаго до шестаго лет 130, от шестаго до седьмаго лет 122.
От Рождества Христова до крещения Болгарскаго лет 1296; от крещения до преложения книг лет 30 на язык словенский, от преложения книг до крещения Руского лет 123; от крещения до конца седьмыя тысящи 504.
Глава 2
О наименовании градов.
Времна и лета писания, како избра Бог Русскую землю, в последняя время и грады начали бывать по местом: прежде Новгородская власть, таже Киевская, по имени Кева Князя, якоже древле по имени Рома-Рим наречен, и от Антиоха Антиохия, и от Селевка Селевкия, и от Александра Великаго Александрия назвася, тако и Киов от Кева или от Кия наречеся, его же нарицаху превозника, а иные - ловы деющаго около града своего. И идеже древле людие жряху бесом, тмо ныне сотворися благочестие и многое церковное украшение.
Глава 3
Откуду прежде прозвася Руская земля.
Егда во Греции царствова Михаил, тогда прежде во Греках начася именоватися Руская земля, и от того времени и до днесь тако именуется.
В лето 6362 Михаил Царь изыде с воинством своим землею и морем на Болгары. Болгары же не могоша стати противу его, просиша креститися и покоришася Грекам; Царь же одолев Болгаров и крестив их и сотвори с ними мир в седьмое лето царства своего. Лета 6387 на Чуди, и на Словянех и на Мери и на всех Кривичах по Белеве реке от мужей имаху дань Варяги, а Козари имаху дань на Полянех, и на Северянех и на Вятичех.
В лето 6370 воставше Кривичи и Словяне, Чудь и Мери на Варяг и гнаша их за море и престаша им даяти дани, и сами собою владети начаши, и созидаху грады. Таже начася между ими междоусобие и многая неправда, и всташа град на град, и бысть меду ими междоусобие и брани и воеваша сами себя. Таже реша сами между собою: пойдем искать себе Князя, кто бы владел нами и разсуждал в правду. И тако совещавшеся, послаша к Варягам. Послании же шедше и реш(ч)а Варягом: земля наша добра есть и велика зело и всем изобильна, а Князя и владетеля над нами нет; идите к нам княжити и владети нами. Сие же содеяся в царство Михаила царя Греческаго.
Глава 4
О пришествии из Варяг Князя Рюрика с бртиею.
Тогда от Варяг три братия, Князи благородии, от племени и от колена Августа Кесаря Римскаго, обладающаго вселенною всею, совещавшеся между собою и воставше от мест своих, пояша с собою ближния своя, и приидоше ко звашим их и начаша княжити; Старейшему имя Рюрик, второму Синеус, третиему же Трафур. Рюрик сяде княжити в Новограде, над Новоградскими людми, Синеус на Белеозере, а Трафур во Изборце. И начаша княжение свое распространяти, воюющеся за едино и границы земли своея очистиша, и от тех Варяг Руская Новгородская земля, прозвася от рода Варяжскаго. По двоюж лету Князие Синеус и Трафур умроста безчадны; власть же и княжение обоих прия старейший брат их Рюрик и раздаде грады мужем своим, их же видяше нарочитых, Полотеск, ростов, Белоезеро. Прежде же того живяху по градом людие и прозывахуся своим именем, - первии населенцы в Киеве Варяги, в Новограде Словяне, в Полотске Кривичи, в Ростове Мерине, в Муроме Морава, теми всеми нача владети один Рюрик.
Глава 5.
О Оскольде и Дире
Бяху же у него два мужа, единому имя Оскольд, второму же Дир, - сродницы его и вельможи; сии просишися у него с сродники своимо ко Царьграду. Рюрик же отпустив их с миром; оне же пойдоша Днепром, и видеша на горе град мал, и вопросиша о месте том; живущии же тамо поведаша им, яко сей град нарицается Киев, создан Киев Князем, с ним же два брата быше, единому имя Щок второму же Хорив, и измороша вси, мы же зде живущи дани даем роду их и Козаром. Слышавше же сие, Оскольд и Дир вселишася тамо и начаша жити, совокупишася многия Варяги, и начаша владети, ратующеся сьо Древляны и со Угличи. Рюрику же владеющу в Новограде, родися ему сын и нарече ему имя Игорь; княжил в Новеграде 17 лет. Новоградстии же людие, видеша Рюриково добродие и остроумие, пророчески глаголаху сами между собою, яко по смерти Рюрикове, достоит роду его обладати ими, еже и сбысться изволением Божиим, не точию земныя славы получиша, но и душевнаго сподобишася, и просветишася святым крещением от Великаго Князя Владимира и до ныне от рода Рюрикова обладаху. Оскольд же и Дир воеваша Римския державы и распространишася. Рюрик же умирая, остави сына своего, юна суща, предаде его единому вельможу сроднику Князю Олгу. Той Олег Князь, соблюдая Рускую землю сроднику своему Князю Игорю Рюриковичу, лестию уби Оскольда и Дира Князей Киовских, и тако нача владети во всей Руской земли един Игорь, сущу ему тогда дву лет. Олег же многим странам одолев и на Царьграде взимаше дань. Игорю же юну сущу, бывшу некогда во Псковских пределах и ловы деющу, абие узре желаемый лов на друзей стране реки, восхоте тамо пребыти, но не возможе реки ради; сущии же с ним ловителие не прилучишася ту. Узрев же единаго плывущаго рекою, призвав ко брегу, повеле себя превести чрез реку; плывуще же ему чрез реку ону, возре прилежно на лице превозника, и позна по образу, яко несть муж, но женска полу, - бяше бо дева юна суши и прекрасна зело, - и уязвися видением красоты ея, и плоть его разгореся на ню желанием нечистоты и начат глаголати ей притворныя глаголы. Девица же вели умна сущи и мужественна, позна коварство Князя и непотребная глумления его, пресече ему беседу неподобнаго умышления, старческим смыслом воспрети ему, сице глаголя: что всуе смущаешися, о Княже! срам претворяеши и мысль не подобную совещаеши во уме своем, и сице студная словеса износиши; не прельщайся убо, видев мя зде едину и деву юну сущу, и поругатися мне покушаешися, не можеши сего сотворити; надеюся, яко аз имам одолети тебе, а не ты мне, аз бо таковаго поругания и слышати не хощу; того ради внимай себе и останися таковаго начинания, да всуе не погибнеши, блюди юность свою, да не одолеет ею неразумие. Сия и ина многа изрече ему, удиви Князя и отложив Игорь юношская мудрования, со многим стыдением и молчанием прейде реку; сия же дева бяше Великая Княгиня Ольга, Игорь же прииде в Киев и живше в нем; приспе же время брачества его, начат искати подобныя достоинству своему невесты, многу же взысканию бввшу, не обретеся; тогда Игорь вспомянув оную деву, превезшую его чрез реку, и яко самовидец красоты ея и слышатель разума, посла по нея сродника своего преждереченнаго Князя Ольга; он же шед поят ю и приведе в Киев с честью. Игорь же поят ю себе в жену, и тако живяше.
Глава 6.
О хожении войною на Царьград Князя Олега.
Сродник же Игорев Рюриковича Князь Олег, в лето 6415, мнотим одоле и до самаго Царьграду прииде по морю в дву тысящах кораблев. С ним же воинства: словяне, Чудь, Меря, Поляне, Северяне, Радимичи, Древляне, Вятичи, Хорвати, Дулепы, Тивиричи, - и попленивше землю, пойдоше до самаго Царграда. Греки же препяша море железным ужем и возбраниша шествие кораблем; Олег же Князь, повеле корабли своя извлещи на брег и поставляти на то учиненные колеса, и, подъять ветрила, пойде в кораблях землею ко граду. Царь же Лев Премудрый и брат его Александр и вси Греки, зряще сие, убояшася и сотворили с ними мир, и даша дань; Олег же повеле во вратех града повесити щит свой. По смерти же Ольгове Игорь державствова и поплени Финическую и всю Никомидийскую землю, и дань взимаше выше первыя и пойде паки на Греки. Царь же Роман, тесть Царя Костентина Багрянороднаго, посла честивейших боляр и, умолив Игоря, нача ему дань даяти выше первыя. Посем родися ему сын от блаженныя Ольги, и нарече ему имя Святослав, и тако самодержствуя, мир имея от всех стран.
Глава 7.
О убиении Игореве.
Шедши ему в древляны, и взять тамо в Древлянех сугубую дань и посло в Киов со людьми своими, самже остася с малыми людьми. Древляне же совещавшеся со Князем своим Салом, глаголюще: убием Игоря, а жену его возмем за своего Князя, сынуж его сотворим, еже хощем, самиже свободимся от дани, и его достоянием чами обладати начнем; и тако убиша его вне града Коростеня, тамо же и погребоша. И абие пославше ко блаженной Ольге избранных мужей двадесять от Князей Древлянских; они же седше в ладию, поидоше в Киев. Ольга же слышавше убиение мужа, зело сетоваше, рыдая по мужи своем; уведев же приход Древлянских Князей, отложи женскую немощь и сокры сетование в сердцы своем, и умысли отмстити убийцам смерть мужа свонго, дабы и прочия не навыкли убивати господей своих; посла к ним повеле привести их пред себя. Они же приидоша и реша к ней: вси Древляне прислаша нас к тебе того ради, муж бо твой тяжек есть нам и данию отягчи нас, и того ради убихом его; наши же Князи добри суть и милостивы, ты же, госпоже, посягни за Князя нашего Мануила. Ольга же скрывающаисетование о мужи своем, рече к ним: добре приидосте ко мне и любезна мне суть словеса ваша, уже бо никто может воскресити мертваго; вы же идите ныне в ладию свою; за утра же егда послю по вас, вы же величающеся рцыте присланным: мы пеши не ходим и на кони не всядем, но аще хощете, то понесите ладию нашу и нас на главах своих; егда же вас понесут, тогда вы честь велику от меня приимите пред людьми моими, и тако отпусти их. Заутра же посла по них, да приидут; они же яко Ольгою научени, велиху себя нести и с лодеею и гордяхуся много. Ольга же повеле нести их на гдавах; вземше же их людие на главы своя и принесоша во на двор темничный, иже вне града Киова и вринуша их в уготованную глубокую яму. Ольга же зрящи пагубы их с высоты, повеле всех живых землею засыпати; они же вопияху: о горе нам! яко Игоря убихом, а блага не улучихом. Ольга же вскоре посла к Древлянам глаголющи: хощу сотворити по словеси вашему; вы же вскоре послите нарочитыз своих, аще хощете пояти меня, да иду с ними к вам; аще ли не пришлите, то удержат меня Киевстии людие. Древляне вскоре прислали избраннейших мужей пятдесят содержателей Древлянских и приидоша в Киев. Ольга же посла к ним рекущи: прежде измыйтеся и прах путный очистите, тогда приидите ко мне; и тако поведоша их в баню мытися; введши же запроша и созгоша всех. И паки Ольга посла к Древлянам глаголюще: се уже гряду к вам, вы же уготовайте пития много, и изнесите тамо, иде же убийсте мужа моего; аз же тамо пришедши, сотворю ему поминовение, последи же да поймет меня Князь ваш. Они же все сотвориша вскоре; Ольга же собрався с воинством своим пойде в Древы, и пришедши над гроб мужа своего плакася о нем горько.
Глава 8.
О победе на Древлян.
Та же повеле над мужем своим могилу строити и тризны творити, по обычаю поганскому, древлянам же всем вели возлещи; и начать их учреждати и людем своим заповедав не пити и повеле им служити Древляном в питии и быти готовым с оружием. Древляне же пиющи, вопросиша Ольги: где суть мужие тии, их же посылахом к тебе? Она же отвеща им: поидоша инем, сведомым себе путем, с нимиж аз послах своих вельмож, и грядут по мне. Егда же упишися Древляне, тогда Ольга повеле людем своим посекати их, и падоша в то время Древлян мужей пять тысящ, и возвратися в Киев.
Комментариев нет:
Отправить комментарий