понедельник, 20 апреля 2020 г.

Восточная Тартария. Николаас Витсен (1641–1717). Тобольск и Верхотурье...





Северная и Восточная Тартария, включающая области, расположенные в северной и восточной частях Европы и Азии, 1692 год
Н. Витсен Николаас Витсен (1641–1717), ученый и бургомистр Амстердама, автор первого подробного исследования Сибири, Монголии и Центральной Азии - выпустил "Северную и Восточную Тартарию" в 1692 году.


Главный город Сибири – Тобол
Главный город Сибири – Тобол имеет деревянную крепость, которую теперь переделывают в каменную.

Тобол – столица Сибири

Тобол – столица Сибири Только русские живут внутри крепости и города. Инородцы живут на берегах и в пригороде. Там происходит оживленная меновая торговля со всякими тартарами. Город Тобол стоит на соединении рек Тобол и Иртыш, которые, соединившись, впадают в Обь. Под этим городом недавно поселились 100 русских крестьянских семей*. 1690. Здесь живет главный воевода Сибири. В монастыре, расположенном на реке Иртыш около этого города и около поселения Покровки, живет архиепископ. Благодаря похвальным заботам воеводы Черкасского, теперь в Тоболе построены две школы. В городе Тобол занимаются всякими ремеслами больше, чем в каком-либо другом городе Сибири. С давних пор говорили в Европе и других местах, что жители и народы на реке Обь, около этого города, поклоняются статуе, называемой Злата Баба, что значит «золотая старуха», и считают ее своей богиней. Как бы старательно я ни исследовал это, я все же не мог найти подтверждения правильности этого. Только один знатный русский господин сообщает мне следующее: «У подножия горы, в Обдории, стоит высеченная статуя Золотая Баба в виде женщины. Слова «Злата Баба» означают «золотая старуха». Мне сообщают, что остяки и другие язычники – туземцы около Тобола и на Оби, поклоняются дьяволу, который, они говорят, появляется им в виде женщины с детьми на коленях. У нее на теле звенящие колокольчики. Ее очень боятся и почитают». Рутбекиус говорит, будто под словами «Злата Баба» подразумевается земля, а солнце и луна – это ее двое детей. Гуагнинус говорит об этой богине следующее: «В области Обдория, около устья реки Обь, находится некий древний идол из камня – Золота, или Злата, Баба, что значит «золотая старуха»; у нее при себе двое детей, один на коленях, а другого она держит за руку. Говорят, это ее близкие. Обдорцы, любрисцы, волнинцы и другие окружающие народы поклоняются этой статуе. Ей жертвуют самые ценные меха – соболя и другую пушнину. Для нее режут самых жирных оленей. Мажут руки и ноги богини их кровью; потроха жертв они съедают в сыром виде. Во время жертвоприношения жрец просит у статуи совета, что следует делать или не делать, переезжать им и поселиться ли в другом месте, или нет, и если статуя отвечает «да», то говорят, будто в окружающих рощах и горах слышен звук, как от колоколов или труб, произведенный этой статуей, хотя, по всей вероятности, этот звук происходит от подземных ветров». И здесь заканчивается сообщение упомянутого писателя. В другом месте, в описании морских походов англичан, совершенных ими раньше в Московию, мы находим, что когда переживают тяжелое время, голод, чуму и т. д., то поклоняются этой статуе богини. Они бросаются перед ней на землю, произносят в таком положении молитвы и ставят барабанчик. Окружающие кладут туда искусно сделанную жабу, затем ударяют палочкой по барабанчику. Тот человек, на которого прыгнет жаба или около которого при ударе по барабану она упадет, падает как бы мертвым. Но с помощью этой богини, как они верят, он воскреснет для жизни. Он тогда может указать причину несчастья и средство избавления. Когда богиня удовлетворена, страна и народ освобождаются от несчастья, которое их преследовало. Но теперь так больше не делают. Недалеко от реки Туры, рукава Тобола, есть два притока, впадающих в Туру. Один называют Исеть, другой – Ишим. Почти около всех укрепленных мест здесь находятся монастыри, построенные русскими. Около Тобола довольно холодно. Я говорил с одним человеком, который там в праздник Вознесения [Господня] ездил на санях. Земля там не такая жирная и плодородная, как в Томске, [но] там растут разные хлеба. Вокруг всюду леса. В этих краях больше рыбы, пожалуй, чем где-либо во всем мире, хотя рыба около Томска вкуснее, чем здесь.
Город Тобольск 
Город Тобольск Крепость в Тоболе – это ровный квадрат. Внутри города находится монастырь с тремя воротами и высокими караульными башнями. В крепости четыре таких башни. Вокруг этого места растут тюльпаны, майоран и другие благоухающие растения, в диком состоянии. Рыба осетр, из которой берут икру, здесь лучше, чем в Астракани или в реке Яик и Каспийском море. Там есть рыба, подобная нашей семге, которую ловят в большом количестве, тысячами, даже миллионами [штук]. Примерно 100 лет назад около 500 бухарских семей поселились в Тоболе, переселившись сюда из-за внутреннего раздора в своей стране. Их потомки все крупные купцы. Они живут в больших, хорошо построенных домах, с дымовыми трубами, в нижней части города и вдоль реки, вне крепости. Они довольно чистоплотны. Кроме них, там живут еще много свободных русских и прочих, родители или предки которых попали в немилость. Есть перекрещенные поляки, числом примерно 6 или 7 тысяч человек. Бухарцы – магометане, они имеют свой храм или мечеть. Они самые богатые и именитые люди. Повсюду в Азии, особенно в Тартарии, Сине, Персии, Монголии и Мугалии их считают сметливыми и знатными купцами. Величина города такова, что можно его обойти за один час. В окрестностях много соболей, но довольно плохих. Считают, что в Тоболе, на территории этого города, имеется около 10 тысяч хороших домов. Внутри этого города находится более 30 тысяч боеспособных мужчин. Усадьба, где живет митрополит, окружена каменной стеной. Митрополит считается духовным главой всей Сибирии и Даурии. В Тоболе собирают дань для царя, состоящую из пушнины, которую собирают по всей Сибири и увозят в Москву один раз в год. Ее [дань] называют ясак. Главный или общий воевода отправляет своих посланцев до самых северных и восточных селений края собирать дань. Однако так, чтобы они побывали в каждом покоренном месте в отдельности. Эту дань сопровождают от одного воеводства до другого, вплоть до Тобольска, где она накапливается и откуда отсылается раз в год. В землях вогуличей и черемисов тоже встречаются древние могильники под холмами, в которых иногда находят немного серебра. Выше уже было сказано, что под Тоболом и в других местах находят стрелы, луки, пряжки и другие вещи, зарытые вместе с телами древних язычников. В городе Тоболе, под горой, на реке Иртыш, берег на большом расстоянии заселен магометанскими тартарами и бухарцами. У них для обучения молодежи есть арабская школа и духовное лицо теперь – араб по происхождению. Он пользуется у них большим уважением. Многие из них живут вне Тобольска, в окрестностях. Они ездят торговать в Сину, через страны калмыков, через озеро Ямышево; это самый короткий путь, которым можно было бы пользоваться, но он опасен для чужеземцев. У бухарцев есть соглашение с этими людьми. Когда посол русского царя в Пекине потребовал, чтобы его отпустили домой по этой дороге, китайцы ему разрешили бы, но отсоветовали это русским, говоря, что его зарежут живущие там народы. Из Тобола идет по направлению в Сину дорога через Томск и далее, прямо через пустыни. Область Тобола простирается через Барабу, Верхотурье, до реки Обь, страны самоедов, остяков, до крепости Утка и реки Чусовой. Эта страна густо заселена русскими, которые пашут землю, а также всякими родами тартар и язычников. Хлеб там очень дешев, так же, как и скот, рыба и дичь. Осетры имеются в большом изобилии в реке Иртыш. Одного осетра, весом в 40 или 50 фунтов, можно купить за 5 стюйверов, а стерлядь такую, что 7 человек могут есть весь день, продают за 2 стюйвера. Лоси, олени и козули, зайцы и т. д. там в большом изобилии, как и пернатые: фазаны, лебеди, журавли, гуси, тетерева, большие утки.
В городе [Тобольске] и его окрестностях держат обычно войско в количестве 9 или 10 тысяч солдат; кроме того, еще большое количество конных тартар. Последние часто выходят [сражаться] с грабящими калмыками или народами Тефтихана, главы вражеских бухарских тартар и с казакской ордой, а также с уфимскими и башкирскими тартарами, которые иногда бунтуют и беспокоят. Поля на обоих берегах Тобола очень низкие и сырые. Они весной совсем затопляются и поэтому близко от берегов нет поселков. Подальше от берегов расположены поселки русских христиан и магометанских тартар. Тот, кто собирается ехать из Московии через Тобол, главный город Сибири, к реке Амур или в Сину, отправляется обычно в середине зимы, чтобы успеть добраться до Тобола по снегу и льду, так как из-за частых болот и воды дорога там летом тяжелая. От Тобола трудно добираться до Енисейского, иначе как летом водным путем, по рекам Обь и Кеть. Зимой от Тобола в Енисейской трудно ехать потому, что при ледоходе льдины высоко нагромождаются на этих реках, а на суше крутые и очень высокие горы затрудняют переходы. Это, разумеется, тяжело тогда, когда едут много людей с товаром или тяжелым грузом. А отдельные лица там обычно идут пешком по берегам рек. Они кладут немного пищи и все необходимое на узкие, легкие санки, сделанные из очень легких и тонких щепок, и запрягают собак. Две собаки могут без труда протащить груз в 200 фунтов. Эти путешественники, будь это отправленные гонцы или другие лица, обычно несут топор, чтобы срубить по пути ветки или другие препятствия. Собаки бегут вперед, или вправо или влево, останавливаются по одному слову или обращению путешественника, чему они хорошо обучены. В городе Сургут мало русских жителей. И это, главным образом, ратники, а остальные жители остякского происхождения. Река там течет с большой извилиной, у нее много мелей и островов, так что без лоцмана по ней трудно плыть. Здесь в окрестностях встречаются еще белые соболя, но их мало. У меня хранится пара таких, они несколько желтоваты. Поселок Нарым, расположенный на Оби, очень маленький. Рыбный – это небольшая крепость или острог, теперь в основном разрушенная. Зимой можно ездить между Тоболом и Самаровым на лошадях, а из Тобола в Сургут и Нарым ездят на собаках и на лыжах. Езда на лошадях происходит главным образом осенью, когда выпало еще мало снега. Когда снег глубокий, ездят только на собаках и лыжах. Между городами Сургут и Нарым на Оби, по обоим берегам, почти нет жителей. Местечко, или городок, Сургут расположен высоко над рекой Обью, он невелик и мало населен. Это деревянная крепость, где живет гарнизон, обычно человек семь-десять, чтобы держать в повиновении окрестных остяков и взимать дань. Горожан там очень мало. Нарым, расположенный неподалеку от берега, тоже маленькое, мало населенное и довольно разрушенное укрепление. С обеих сторон реки находится неплодородная и незаселенная земля. Там нельзя нигде достать съестные припасы, кроме монастыря, где можно запастись продуктами. На обоих берегах реки Кеть растет очень много кедров и березы, земля там болотистая. Соболя около Тобола очень похожи на куниц, отличаются лишь по цвету. Хотя земля вокруг Тобольска очень жирная и плодородная, все же там почти не растят овощей, кроме огурцов. Что касается дороги из Сибири в Нерчинской, мне сообщают следующее: «Чтобы проехать из Тобольска в Нерчинский, сперва плывут по реке Иртыш, затем по Оби, и вверх по реке Кеть, до близлежащего местечка на реке Енисей, где оставляют суда в реке Кеть и идут сушей, через леса, до самой реки Енисей и едут водою до города того же названия. Оттуда едут до озера Байкал, по нему до устья реки Селенга. Плывут вверх по Селенге несколько дней, до казацкого гарнизона, на службе Его Царского Величества. Там, у этого места, выходят на берег реки Селенги и едут на верблюдах и повозках до реки Ингода и до других рек, которые образуют начало реки Амур. Около реки Шилка стоит крепость московитов под названием Нерчинской, на реке Нерчи. Здесь русские последний раз заключили мир с китайцами. здесь кончается это сообщение. Вблизи Тобола находится местечко Красная Слобода, или Красный город. Господин Салтыков, который был правителем от имени царя в Тоболе, приказал составить карту области Сибири, копия которой попала мне в руки. На ней видно, что он нанес устье реки Обь против Новой Земли, даже очень близко от нее, изобразив, как будто, после очень небольшого течения, она выходит из большого озера. Действительно ли она так расположена, в этом у меня остается сомнение, ибо многие другие очевидцы и карты, видимо, утверждают противоположное, поэтому я этот вопрос оставляю неразрешенным, пока не получу более определенных сообщений, считая, согласно почти бесчисленным сообщениям, что моя карта более соответствует действительности. На карте, присланной мне в 1694 г., писанной рукой одного верхненемецкого человека в Сибири, в Тоболе, я нахожу сходство с той, которую я нанес на бумагу, поскольку это касается общего вида, с той разницей, что в устье реки Амур показана большая морская бухта, на севере образующая полукруг, в которую впадает много небольших рек. Кроме того, еще остров в устье этой реки, и островок, к югу и к северу от Ледяного мыса. Несколько морских заливов, которые в других сообщениях не встречаются, а также приток Лены, который к северу от Ледяного мыса впадает в море под названием Болтаской. Река, недалеко от Амура, известна под названием Брянта, что меня заставляет предположить, что это название, может быть, служило поводом к тому, что в древности считали, будто в Тартарии есть город и река под названием Брема. Напротив Новой Земли, к югу, между реками Обь и Енисей, на ней [карте] изображено большое внутреннее озеро с узким устьем, как река в море. Тураганской там изображен как остров. Серни показан как приток реки Енисей. Между реками Леной и Амуром я нахожу на этом рисунке, что реки Моласка, Яна, Алазея и Колыма впадают в море. Последний южный приток, который впадает в Амур около его устья там называется Сотинат, и два другие притока, которые в него впадают – Корга и Наок. Один восточный приток Енисея там назван Низотна. Омни там нанесен как приток, недалеко от озера Байкал, к югу от него. Скио и Ангара – это два озера, которые к концу речных рукавов впадают в Селенгу. Джида – это тоже река, впадающая в Селенгу. Вишимнали – это ручей, который впадает в реку Тобол, и Ламе, два озерца, расположенные недалеко от озера Ясан. Эти подробности я на свою карту не нанес, потому что мне, кроме как по упомянутой карте, о них ничего не известно. Однако я должен здесь отметить, что может быть, кое-что из них на моей карте нанесено, но под другими названиями. В Тоболе очень много калмакских рабов, которых использует население. Кроме того, там живут и несколько потомков, прежде захваченных в плен калмакских принцев. В сибирских городах обычно держат запасы хлеба. Для распределения на питание и посевы, в случае нужды в неурожайные годы. В Сибири в нескольких местах встречаются горы до небес. В некоторых из них есть хороший мрамор. Отмечают как особенность, что русские крестьяне в Сибири более культурны, чем крестьяне в самой России; они учат своих детей читать и писать, говорят на более высоком и лучшем славянском языке, чем тот, на котором обычно говорят московицкие крестьяне. Причины, очевидно, в том, что большинство из них происходят от ссыльных из русских городов, а это люди более культурные, чем обычные крестьяне в Московии. Они обычно хорошо снабжены ружьями, так, что когда языческие разбойники пытаются напасть на них, они закрывают свои дома, стреляют из окон и легко прогоняют их. Кто собирается ехать из Тобола в Енисейск, должен взять с собой съестные припасы, ибо в дороге почти ничего нельзя достать. В Тоболе уже занимаются художественными ремеслами. Мне прислали оттуда эмалированную чашу, или миску. Фон ее белый, слегка посеребрен и украшен цветами. На ней изображены времена г. в виде человеческих фигур, сделанных в соответствующем цвете и с надписями. Фон совсем белый, на обратной стороне искусно изображены небесные знаки и 5 чувств человека. Фон ее тоже серебряный, так что, судя по таким работам, люди в этих краях умные и умелые мастера. Иногда из Москвы посылают в Сибирь уполномоченных для проверки всех городов и дел: войск, судов, воеводств, торговли и других. Этому уполномоченному, если он в каждом месте задерживается лишь ненадолго, потребуется [на осмотр] 3–4 года, и даже больше, но это очень полезное поручение. Когда едут по Сибири, то иногда в течение 8 дней не встречается русских людей, а когда поселяется русский, то часто многие присоединяются к нему. Землю там раздают даром, и каждый может получить столько, сколько может обработать. Получивший право собственности на землю, записывает ее в казенном учреждении, которое находится неподалеку, и остается хозяином и собственником навсегда, если он платит надлежащую дань. В сибирских лесах встречается земляника, смородина, красная и черная. Из кедровых орехов в Сибири выжимают масло. Сибирские ссыльные. когда прибывают в назначенное место, свободны, при условии, что они там остаются. Каждого используют по способностям. Кого принимают в казаки или в войско, тот получает в год 5 рублей жалования, 5 тонн ржи, 5 тонн овса и 5 пудов соли. Кроме того, еще право свободной торговли без пошлины, до стоимости товара в 50 рублей. Однако за то, что они наторгуют сверх этой суммы, они платят 10%, наравне с другими купцами. Казаки в этих местах великодушны и храбры, с ними считаются и уважают их. Рядовые казаки приехали туда добровольно из России. Они бреют бороду, но, чтобы казаться более внушительными, отращивают длинные, большие усы. В Сибири делают вкусное пиво. В областях, лежащих ближе к Синской границе, употребляют много чая. Его смешивают с конским, коровьим, ослиным или верблюжьим молоком и маслом, пьют за несколько часов до еды, потому что это очень питательно и мешает принимать другую пищу. Теперь в Сибири находят много серы и селитры, чего раньше там не знали. В Сибири, недалеко от Тобола, добывают камень, очень легкий и годный для обработки, который употребляют вместо дерева для выделки многих вещей. Остяки там в окрестностях живут в домах, подобных лачугам, которые, поставленные вместе, образуют поселок. Перед поселком поставлен идол, изображение дьявола, грубо вырезанное из дерева. Некоторые из остяков живут в домах, таких же, как у русских; киргизы живут в глиняных или деревянных домах. У этого народа очень мало домашней утвари, почти ничего нет, кроме стрел, лука и сетей. Мужчина покупает себе жену от ее родителей или родственников. Если же мужчина молод, а женщина стара и ее выгодно отдать, тогда ее отдают даром ее мужу. Вокруг города Панчин есть четыре протока реки, очень богатых рыбой*. Когда в этом труде встречается название «город», то не следует воображать, что это всегда такой город, как мы привыкли видеть в Европе; это часто маленькие местечки, как деревни, которые либо открыты, либо окружены деревянной стеной и несколько укреплены. Между ними находится 8 очень хорошо и плотно заселенных деревень, которые вместе окружены деревянным частоколом. Внутри живут 4 или 5 тысяч человек, чтобы обороняться от башкир и защищать деревни, город и окрестности. Город стоит на реке Тобол. Им управляет воевода, там живут более 600 московитов. В глубине страны живет больше русских. Она разбросаны и в деревнях, а туземных язычников держат, как говорят, здесь, как и около Верхотурья, несколько поодаль, чтобы они не заключили союза с восточными тартарами и не бунтовали. В поселке Демьянский, на реке Тобол, живут рабочие, которые летом по реке, а зимой санным путем, перевозят людей и товар. Для защиты поселок имеет несколько круглых башен. Самария, Саммарок – это маленькое, незначительное поселение, на реке Тобол, недалеко от Оби, близко от берега, но на равнине. Там живут люди, у которых для защиты поставлен [всего лишь] частокол без башен. Жители этого поселка должны перетягивать суда до первого города на Оби. Вокруг города Пелым, у истока реки Сосьвы, которая впадает в реку Тобол, на 64°, растят хлеб и есть леса, но пушнина там плохая. В Ленской области, на реке Лена, где главный город – Якут, или Якутской, находятся 4 города. В этой области хорошие соболя, бобры, черные, белые, рыжие лисы и горностаи. Зимой в Сибири употребляют сани и носилки, для провоза товаров и груза по снегу. Сибирские парусные сани
Перевод подписи к гравюре: А. Сибирские парусные сани с поднятым парусом В. Эти же сани – вид сбоку. С. Эти же сани – со свернутым парусом. D. Сани – вид снизу вверх. Е. Сани – вид сзади. F. Коньки [т.е. лыжи], которые надевает на ноги человек, управляющий санями, и которые покрыты с низу тончайшей оленьей кожей. G. Палка, прикрепляемая к запястью и используемая для движения и управления [лыжами]. 
Между Усольем и Кайгородом настолько пустынно, что, как мне рассказали посетившие этот край, в течение 7 или 8 дней езды не встречается людей. В Соликамске много лошадей, которых считают самыми лучшими во всей Сибири, даже лучше, чем в России. Около Иркута люди почти не встречаются. Якутской – это главный город своего края. В летнее время отсюда до рек Собачьей, Онодиской и Камчатки ходят суда вдоль берега и мысов, для сбора моржовых клыков и ворвани. Там употребляют лодчонки, сделанные из кожи. Эти города снабжаются хлебом из Верхоленска и Киренги, где почва очень плодородная. Так как море покрыто льдами, а там холодно и пустынно, то берега Лены не посещают дальше, чем до реки Тарсиды, ни водным, ни сухим путем. Люди, живущие между Тарсидой и Енисеем, это в большинстве самоеды, хотя встречаются и тунгусы, тоже дикие по натуре. Они большого роста, воинственны и часто воюют с соседями. У этого народа есть обычай, когда они находятся на охоте и не добудут дичи, для защиты от голода стягивать поясом себе живот каждый день на ширину одного или двух пальцев. Они возят с собой на охоту жену и детей, и когда поймают какое-нибудь животное, строят палатку и остаются на месте, пока не съедят мясо. 
  Н. Витсен «Северная и Восточная Тартария, включающая области, расположенные в северной и восточной частях Европы и Азии», 1692 год.
Источник: http://zz-project.ru/n-vitsen-severnaya-i-vostochnaya-tartariya/931-glavnyj-gorod-sibiri-tobol
zz-project.ru – Исторические документы Перми Великой

Верхотурье
Около Верхотурья производят много хлеба и его посылают другим северо–сибирским селениям, так как там его мало сеют, и совсем не сеют у самоедов. Этот тот город, который московиты первым построили в Сибири. Путешественники, отправляющиеся дальше к востоку, должны там переждать до весны или стараться прибыть туда к весне, потому что только тогда река Тура годна для плавания.
. Город Вергатурье. Город Якутской
 
Город Вергатурье. Город Якутской Верхотурье – не очень большое поселение, застроенное низкими домами. Это стоянка или переход в Сибирь и из Сибири. Все, кто приезжает из Сибири, там обыскиваются, для оплаты пошлины. Поэтому те, кто боятся показать свои вещи или товары, или кто пытается вывозить запрещенные товары, перевозят их через Каму, или дальше, к северу. Первый город, который встречают в Сибири, когда едут с запада, – это Верхотурье. Он защищен деревянной крепостью с четырехугольными башнями. Кругом живут языческие народы под названием вогулы, которые платят русскому царю дань соболями. Город стоит на высокой каменной скале. Река Тура и еще другой приток, протекают внизу мимо города, беря свое начало из скалистых гор. Вокруг города хорошо заселенные деревни с русскими и туземными жителями. Когда производят смертную казнь, виновного подвешивают за левую ногу и убивают стрелами. Верхотурье – это красивый, великолепный город. Здесь живет много русских купцов, предки которых были отправлены [сюда] в изгнание. Они торгуют сукном, шелком и всякими европейскими и индийскими товарами, от Архангела к западу и к востоку, вплоть до реки Лены. Большинство местных жителей приняли русский образ жизни, в одежде, языке и жилище, но не в отношении религии, ибо многие из них еще язычники. В этом городе и в окрестностях Их Царские Величества содержат большое войско. Недалеко отсюда находится верфь, где строят суда, распространенные по всей Сибири, до Ледовитого моря и Новой Земли. Здесь строят большие корабли, напоминающие голландские, ломаное название которых – бюйс– сохранилось в русском языке, так как они научились строить эти корабли в Нидерландах. Недалеко от города Верхотурье находится большой русский монастырь. От Верхотурья до Соликамского, города, расположенного на реке Каме, говорят, 60 миль. Город [Соликамск] в основном построен московитами в конце прошлого века. Он стоит на высокой каменной скале в полумиле от берега Камы. С правой стороны, если идти с севера, расположен большой лес. Реки около Соликамска содержат очень вкусную, пресную воду, а соленые источники, которых там много, находятся глубоко под землей. Чтобы добраться до них, бурят каменные породы, и тогда начинает бить очень соленый источник. Если от Верхотурья ехать к государству Алтын, или к тому месту, где оно раньше было, путь идет по пустынной равнине, где растет мало деревьев, а только трава, вереск или кустарниковая поросль. Большинство городов Сибири открыты и похожи на деревни. В них живут переселенные русские, либо происходящие от родителей, высланных туда в наказание, либо пришедшие добровольно. А также живут крещенные туземцы, которых приходится охранять от нападения киргизов и других. Из последних полученных мною сообщений, выяснилось, что некоторые из железных руд Верхотурья, настолько богаты и железо такое хорошее и плавкое, что можно лить из него хорошие пушки и мортиры, по качеству похожие на металлические, ибо оно выдержало испытание по сравнению с ним, к удивлению оказалось, что оно легкое, а не тяжелее металла, и поддается обработке напильником. А разница в цене на его обработку так велика, что металлическая пушка весом в 400 фунтов в Москве стоит 500 гульденов за работу, а железная, такого же веса, там обходится не дороже 18 гульденов. Из этого можно делать вывод, насколько эти руды богаты. Говорят, что, когда железо расплавлено, его можно ковать без огня. Но этого я не могу принять за правду. Кроме магнитной руды, около Верхотурья имеется еще несколько обычных железных руд, где железо залегает в земле не глубже, чем по колено, и простирается на расстояние не менее 300–400 саженей. Оно уже апробировано и одобрено. При испытании 60 и 70 фунтов получили прекрасное железо, не хуже шведского. Хлеб, мясо и рыба там очень дешевы. Во многих местах Сибири за стюйвер можно купить столько хлеба и рыбы, что одному мужчине не съесть за день. Имеется возможность перевозить водным путем железо по всей России и Сибири. Можно доставлять его и в Архангел, ибо от Верхотурья до Сольвычегодской расстояние примерно 500 или 600 верст. Туда можно доставить его на санях, а дальше, с небольшими расходами, водным путем доставить в Архангел. При испытании магнитного камня или железной руды, присланной мне из Верхотурья, добываемого в 12 милях от города, я получил из 100 фунтов – 45 фунтов железа, и из тех же 100 фунтов еще 2 лота серебра стоимостью 3 гульдена, как я выяснил двумя испытаниями. Леса и воды там хватает в изобилии. В горах находится жила этой магнитной руды, шириной больше 9 локтей и в 3 локтя высоты или толщины. В 1700 г. опять открыли недалеко от города Верхотурье новую железную руду, которая обещает давать очень хорошее железо. В Сибири, недалеко от Верхотурья, нашли на каменной скале несколько нарисованных изображений, которые там принимают за неизвестные слоги и буквы. По сведениям самых старых людей, живущих там, эти рисунки находились на том же месте до занятия страны московитами, то есть, более 100 лет назад. Так что совершенно неизвестно, когда и кем эти изображения были сделаны. Они коричнево-желтого цвета, высота рисунка 7, а глубина – 6 пядей. Он находится на гладкой горе, в полутора саженях над водой, недалеко от того места, где раньше вогулы и другие язычники совершали жертвоприношения. Скала, суживаясь кверху, имеет в ширину 7, а в глубину 18 саженей. Река рядом называется Ирбит и близлежащая деревня – Писанец. Так же называют и эту каменную скалу. Секретарь по имени Коим срисовал это изображение на месте, в естественную величину, веточкой, так как другого приспособления у него не оказалось. Рисунок хранится у меня. Для него использована какая-то коричнево-желтая краска, которая там встречается в земле.
Сибирская гора Калвари, также называемая утес Писанец, расположенная недалеко от города Вергатурья

[1. - деревня Писанец; утес шириной 7 саженей и высотой 15 саженей, поверхность его плоская и выглядит начищенной; 1,5 сажени над водой].
Когда я внимательно рассматриваю эту до сих пор непонятную картину, я в ней вижу только изображение горы Голгофы, где Спаситель был распят на кресте, как можно видеть по букве «N», а два креста, к которым были привязаны убийцы, изображены под буквой «К». Крестик с одной стороны, правда, косой, но так как это место на скале слишком узкое или крутое, то художник, очевидно, так мог изобразить. Около буквы «О» видно почти около ломаного «М» имя Мария. Может быть, полоса около «В» изображает ратников, а здание около «Р», может быть, изображает пещеру, и около «S» – отваленный камень. То, что кресты нарисованы не совсем так, как их у нас изображают, это не должно вызывать удивления у того, кто знает, что в восточных странах кресты рисуют не так, как у нас. Большая черта около «Т», может быть, должна изобразить затмение неба. У одного из крестов около буквы «К» изображено копье. Около «R» виден сломанный старый крест, как могло быть видно и на Голгофе, и еще выброшенный кусок дерева. Изображение около «W», может быть, означает дом. Он изображен косым, может быть, по причине того, что у художника не было достаточно места, чтобы его поставить прямо, почему он и показан вкось. И все это, по моему предположению, здесь с тех пор, как первые христиане пришли туда много лет назад и поселились здесь. Они презирали языческое идолопоклонство, которое происходило обычно на этой скале, или около этой гладкой и ровной скалы, и изобразили признаки греческих христиан, при обряде, хотя и начертив неискусно. Может быть, христианская вера сюда проникла уже много веков назад, а теперь забыта. В таком случае, этот рисунок очень древний. Соединенные и изогнутые линии вокруг изображают неровную складку, а мужчина, изображенный вдали, в стороне, это может быть Иосиф из Аримафеи* Евангелие от Марка: 15-42, который пришел, когда настал вечер, и т. д. Или же нарисовано в память того, кто сделал это изображение. Недалеко от главного города Тобола, говорят, находится рудник Марьин, иначе называемый Русское Стекло, где находят куски этого стекла длиной и шириной в 1 локоть. Мне из Верхотурья прислали образец хрусталя, довольно хорошего качества, который там встречается в горах, а также немного Марьиного стекла, или его корень, как его там находят, еще два образца этого камня, из которого в других местах, в особенности около Сины, ткут холст, из которого делают несгораемое полотно, называемое асбест. Такие куски ткани тоже хранятся у меня. Эти камни в окрестностях упомянутого места вырыты из земли и растут там. Река Чусовая, недалеко от Соликамского, быстрая, весной часто выходит из берегов, так что по окрестным берегам можно плавать на лодках. Маленький городок под названием Нижний стоит у этой реки. Там есть много алебастровых гор, а также горы из мела и гипса. Некоторые называют реку Лену еще и Даирлаке, она отделяет Сибирь от страны Даурии. Н. Витсен «Северная и Восточная Тартария, включающая области, расположенные в северной и восточной частях Европы и Азии», 1692 год.



Комментариев нет:

Отправить комментарий