Северная и Восточная Тартария, включающая области, расположенные в северной
и восточной частях Европы и Азии, 1692 год
Н. Витсен Николаас Витсен (1641–1717), ученый и
бургомистр Амстердама, автор первого подробного исследования Сибири, Монголии и
Центральной Азии - выпустил "Северную и Восточную Тартарию" в 1692
году.
Не загружаются картинки, попробую загрузить в следующем посте.
О Сибирских древностях Относительно завоевания Сибири,
происходившего больше 100 лет назад, мне оттуда пишут еще следующее короткое
сообщение:
«Ермак Тимофеевич, который занял Тобол, убежал
с Волги, где он разбойничал, вверх по Каме, и пришел к реке Чусовой. Там был
известный богатыми землями Строганов. Еще и в настоящее время эта семья владеет
большим количеством земли (70 немецких миль). К деду этого Строганова пришел
Ермак просить помощи, чтобы добиться прощения у его Царского Величества. Тот
[Строганов] протянул ему руку помощи, дал корабли, оружие, рабочих людей и
прочее. Так он пошел по реке Серебрянке, которая впадает в Чусовую. Там он
переволок свои суда сушей до реки Тагил. Спускаясь по ней, он пришел в Туру и
занял город Тюмень. Здесь он перебил всех людей и подошел к Тоболу. Он захватил
его. Там правил один тартарских князь по имени Алтанай Кучумович, иначе Кучум,
сын сына которого и сейчас еще жив и в Москве известен под именем Сибирского
Царевича. Его очень щедро содержат, он пользуется благодеяниями и почетом.
Также говорят, что теперь еще есть кое-где мелкие сибирские князья, которых
Ермак захватил в плен и послал ко двору. Он этим подвигом достиг своей цели:
добился милости и прощения за свои разбои. Однако он не долго пережил свои
победы, ибо во время вылазки из Тобола его преследовали тартары так, что он не
успел подойти к судам, упал в воду и утонул. Здесь кончается присланное мне
короткое сообщение. В Сибири по берегам больших рек, где разлив размывает землю
там, где горы раскололись вследствие ливней и сильных дождей и по другим
причинам, находят иногда клыки слоновой кости или, по крайней мере, такие,
которые по виду, употреблению, весу, форме и окраске и по всем свойствам похожи
на слоновую кость. Они бывают крупные и мелкие. Жители называют их мамутовой
костью, или кость животного мамута.
Нижняя челюсть
зверя Мамонта. Вид спереди - Нижняя челюсть Мамонта. Вид сзади
Некоторые из этих зубов
несколько крупнее и желтее, чем слоновые клыки, привезенные сюда [в Голландию]
из Индии. Каким образом эти слоновые клыки оказались так глубоко закопаны в
землю, это трудно сказать, тем более, что в этих краях не встречается слонов.
Некоторые из московитов считают, что в давние времена земной шар или мир
перевернулся и что там, где теперь холодно, раньше было жарко, так что слоны
жили раньше в тех, теперь холодных, краях. Там же говорят еще вздор, будто эти
зубы – рога животного бегемота, которого русские называют мамут, иначе маммона,
про которого можно читать у Иова Глава 40, песня 10: «Вот бегемот, которого Я
создал, как и тебя; он ест траву, как вол; вот, его сила в чреслах его и
крепость его в мускулах чрева его; поворачивает хвостом своим, как кедром и т.
п. Они говорят, что он живет под землей и что иногда ломает там свои рога.
Череп неизвестного животного, найденный под землей в Сибири не далеко от
Вергатурья в 1703 году.
Считают, что эти рога и есть [находимые]
клыки. Воды, когда он через них проходит, расступаются; говорят, он издает
ужасную вонь. Видят его редко, и если видят, то это к большому несчастью. Он
темно-коричневого цвета, хвост, как у лошади, ноги короткие*. Словом, «бегемот»
обозначают всяких крупных ужасных животных, равно как словом «левиафан»
обозначаются всякие ужасные рыбы. Они верят подобным глупостям про него. Клыки
больше всего встречаются около Оби и у морских берегов. Они весят до 100 фунтов
и больше. Самоеды делают из них наконечники стрел, очень остро отточенные с
одной стороны в виде ножа, острием вперед. Такой наконечник у меня имеется.
Московиты делают из клыков всякого рода вещи, которые в других местах обычно
делают из слоновой кости, например, шахматы (такие шахматы хранятся у меня),
гребни, рукоятки ножей и т. п. Говорят, что выкапывают и ребра и другие кости
этих животных. Подобный клык, весом в 14½ фунтов тоже хранится у меня, а также
мелкий клык, длиной в 9 дюймов. И еще 3 коренных зуба: один верхний коренной
зуб и два нижних, весом в 6¼ фунтов. Эти зубы недавно были найдены и выкопаны
глубоко из-под земли у Киева . У рукава реки Обь зубы найдены тоже под землей.
В Москве я видел еще два подобных коренных зуба, которые были найдены под
землей у берега одной реки, недалеко от Москвы; самый крупный из них сверху
шириной в 7½ дюймов, снизу шириной в 4 дюйма, глубиной в 7 дюймов. Он весит 7
фунтов. Самый маленький имеет сверху ширину 6½ дюймов, глубина 5 дюймов, снизу
ширина 4 дюйма. Зарисовки их хранятся у меня. На Цейлоне встречается некий вид
слонов, которых нидерландцы называют алиас, как самку, так и самца. Это особый
вид, у них никогда не бывает клыков. На них не такой спрос, как на других
слонов, потому что они менее красивы. Примечательно, что и другие слоны на этом
острове часто без клыков, почему вся слоновая кость, которая встречается в
Европе, приходит из Африки – из Гвинеи и других мест. Из этого можно заключить,
что клыки, которые находят под землей в Сибири, вероятно, попали не с Цейлона,
если они попали откуда-нибудь, то либо с материка Индии, либо из Африки, если
это действительно слоновые клыки. Я и эти клыки, и коренные зубы показал
знатокам слонов, их клыков и зубов. Они считали, что они [находки] похожи на
зубы или клыки слонов, живущих на материке, а не на берегу Цейлона, так как они
заметно отличаются от тех. Следует отметить и приходится удивляться, как
молодые клыки или коренные зубы (ибо один из коренных зубов, должно быть, очень
молодого животного, равно как и один клык, как было сказано, по-видимому, от
слоненка) попали в северные края под землю? Несомненно, эти коренные зубы и
столь молодые клыки не привозились как товар для обмена, ибо они не годны для употребления.
В Амстердаме рыли колодец глубиной в 232 фута, и на глубине больше чем 100
футов обнаружили много тысяч морских рогаток и ракушек, а также волосы и
конский навоз. Чем глубже копали, тем мельче попадались рогатки, свидетелем
чего был мой дед, который мне оставил значительное количество их. Любопытно,
что по цвету и виду это такие рогатки, каких теперь здесь на берегу моря не
встречают. Они очень похожи на некоторые из тех, которые привозят с Молуккских
островов, и которые по форме и цвету похожи на те, которые мне прислали из
Батавии, но большего размера. Основная окраска у большинства из них белая, а
вокруг идет цилиндрический каштановый или темно-пурпуровый тройной круг. Их
называют финики, или финиковые косточки, из-за сходства с настоящими косточками.
Те, которые находили здесь так же глубоко под землей, совсем белые и другой
формы: более округлые, а другие остро-продолговатые с извилистыми или
скрученными кругами светло-серого цвета, как можно видеть по некоторым,
хранящимся у меня. Их называют перышки. Эти перышки встречаются на французском
берегу и в других местах в Ост- и Вест-Индии, но не здесь или на берегах наших
морей. Встречаются там и маленькие ракушки, несколько похожие на ракушки Св.
Якова, но более кривые и с выпуклым ребристым горбом, беловатого цвета. Все они
теперь здесь не встречаются, но обычны для Ост- и Вест-Индии. О том, как эта
морская живность и слоны попали так глубоко под землю, во время Всемирного
потопа или при другом наводнении, перевороте земли или нарастании ее слоев,
можно лишь гадать. Следует отметить, что если эти животные утонули, то они,
вероятно, пошли бы ко дну и тогда не приплыли бы так далеко. Когда я в 1703 г.
от имени Их Высокомогуществ Господ Генеральных Штатов Объединенных Нидерландов
был послан как уполномоченный в армию, и мы расположились вокруг города
Тонгерен, мне вспомнилось, что Тонгерен издавна был приморским городом, если
верить писателям древности. Поэтому я исследовал расположение местности и нашел
для этого много доказательств: мне показали старые морские дамбы, по всему
видно, сделанные людьми. Мне показали место, где было море, и сказали, что
иногда, когда роют, обнаруживаются раковины и морские рогатки. Я тогда приказал
копать на том месте, что и было сделано, и мне выкопали и принесли много раковин,
в том числе большое количество устричных раковин, которые содержали живых
устриц, когда попали на морское дно, а также старые устричные раковины,
опустевшие прежде, чем были покрыты землей. Это видно по тому, что старые
умершие устричные раковины делаются снаружи гладкими и теряют ребристость.
Второй вид рогаток, которые там нашли, это перышки, по форме, как
вышеупомянутые, найденные глубоко под землей в Амстердаме. Третий вид, который
я вырыл в Тонгерене, это раковина, которая встречается и в Вест-Индии, снаружи
и внутри гладкая, белая, как мел, с тонкими зарубками внутри и снаружи. Эти
раковины имеют в ширину два с лишком дюйма, с большим поперечником и довольно
округлы. Хотя их находили отдельными и разъединенными, все же, когда я их
примерил, я заметил, что они парные, ибо когда кладут их одну на другую, они
закрываются, что верный признак того, что эти раковины не росли под землей, как
некоторые ученые люди склонны считать, а что это настоящие морские раковины,
рожденные и выросшие в соленом море. Следует отметить, что в Тонгерене ежегодно
еще устраивают праздник среди молодых горожан, который так давно был учрежден,
что никто не помнит его происхождения. Говорят, что один корабль прибыл туда
из-за моря с отрядом или поселенцами. В честь этих моряков, которые там
поселились, группа молодежи, одетые в лучшие платья, с мехами, щитами и разным
оружием, выходит из города под пение и танцы, с игрой на трубах, барабанах и
других инструментах. Так они совершают поход через горы и хлебные поля до того
места, где, говорят, находился морской берег, и где пристал корабль. Пробыв там
некоторое время, распевая старинные песни, посвященные этому празднику,
молодежь весело возвращается в город. Достойно удивления, что один господин,
заслуживающий доверия, бывший главнокомандующий от Нидерландской Вест-Индской
компании в Гвинее, рассказал мне, что недалеко от Делима есть довольно высокая
гора, состоящая почти исключительно из морских раковин, лишь покрытых тонким
слоем земли, как бы колпаком. И что необычно: внутри нее находят железные и
медные орудия, истлевшие и разрушенные, так же обломки горшков и покрытые
глазурью глиняные сосуды, какие теперь в этих краях не встречаются. Жители
говорят, что эта гора такая с незапамятных времен, уже много веков, и что они
себе не представляют, как это морские раковины образовали в глубине страны
такую гору и как в ней могли оказаться закопанные глиняные черепки, железо и
медное оружие. Мне еще достоверно сообщили, что в Мунстерланде под землей
иногда находят окаменелых рыб. В Маастрихте и в Тонгерене есть здания, где
можно увидеть камни, похожие на морские раковины, очевидно, эти камни из земли,
смешанной с раковинами, занесены морем, ибо это натуральные камни, а не
кирпичи. Это особенно хорошо видно у самых старинных зданий, построенных
несколько сотен лет назад. В области Берна, в 1542 г., в руде, на глубине 100
саженей, нашли судно с железным якорем, с парусом из холста, совсем в иле; в
нем было еще 40 человеческих скелетов. В 1550 г. в реке де Руйпель около
Виллебрука, в Брабанте, нашли скелеты морских животных. У весьма ученого
господина Сметиуса, известного пастора в Нимвегене, я видел несколько рогаток и
морских раковин, вырытых из-под земли на горе Питерса, за городом Маастрихтом и
за городом Акеном. Много мамутовой кости встречается и к северо–востоку от реки
Кеть, в особенности на реках Енисей, Турухан, Мангазея и Лене, и около
Якутского вплоть до Ледяного моря. Больше всего их находят в конце зимы, когда
лед вскрывается и захватывает с берегов целые куски земли, в которых обнаруживают
эту кость, или эти клыки. Мне рассказали об одном очевидце, который сам
занимался поисками мамутовой кости. Недалеко от Турухана он нашел целого
мамута. Сначала обнаружил на берегу одной реки в обрушившейся глыбе замерзшей
земли голову. Когда они отрыли ее, то обнаружили клыки, торчащие из пасти, как
у слона. Их с большим трудом выломали, так же как часть головы. Когда стали
копать глубже, наткнулись на переднюю ногу, которую он тоже отрубил и привез в
город Турухан. Она была такой же толщины, как талия взрослого человека. В шее
на кости было видно что-то красное, как кровь. В другой раз этот человек
вырубил еще из одной найденной головы два клыка общим весом 12 пудов*. 1 пуд
это 40 русских фунтов или 331/3 голландских фунтов. Когда эти клыки вынимают из
земли, то они не повреждены и хороши, как слоновая кость, но, когда они долго
лежат на берегу, на воздухе, они чернеют и истлевают. Их возили по всей России
и употребляли как слоновую кость. Многие христиане там думают, что эти
животные, которых они принимают за слонов, там жили до потопа, когда климат там
был мягче. Во время Великого потопа эти животные затонули и были унесены под
землю, а после потопа этот край стал холоднее. Другие же считают, что в древние
времена в этих краях жили животные особого вида, но не слоны, и это их скелеты
и клыки или рога. Затем они вымерли от какой-либо случайности: из-за потопа или
были истреблены, или как иначе исчезли, так что от них не осталось потомства*.
В Англии раньше было много волков, но теперь они все истреблены. Третьи
считают, что во времена Александра эти слоны были привезены сюда через Танаис.
Эта река не очень далеко расположена от тех мест, где так же встречаются эти
клыки. У этой реки он [Александр] сражался на слонах. В 1611 г. Джонас Логан
совершил морской рейс из Англии в страну самоедов; как сообщают, оттуда
привезли в Лондон один слоновый клык, который самоеды привезли продавать. Это,
несомненно, была мамутовая кость. Около Оби, недалеко от берегов моря и в
глубине страны, находят много этих старых клыков, известных под названием
«мамунтекоос». Оттуда их меньше ввозят в Россию, потому что расходы на провоз
довольно высоки из-за трудных дорог. Но водным путем, вдоль берега, их можно
было бы дешевле привезти в Архангел. В этом краю можно в течение всего года
бить тюленей, которых там много. Говорят, что там на островах и берегах моря
находят множество моржовых клыков, выброшенных на берег. Если на этих берегах
перезимовал бы хорошо вооруженный и снабженный питанием человек, то можно было
бы с помощью самоедов или их соседей добыть большое количество этих животных и
вывезти их летом, когда плавает мало льдин, в Архангел. Самоеды выходят зимой,
когда им нечего есть, в море, минуя льдины, бьют одного или двух тюленей,
вытаскивают их на сушу и питаются, пока все не съедят. Иногда нужда заставляет
опять убивать несколько тюленей для пищи и доставлять их на берег. Там большое
изобилие перьев и пуха водяных птиц, ибо там водится бесконечно много птиц,
которые высиживают птенцов и линяют на островах, в устье Оби и окрестностях.
Около реки Печоры можно летом создать промыслы белорыбицы, добывать много
ворвани, а весной бить тюленей. Рейс туда должен происходить на мелких судах.
На этих берегах много стекла и хрусталя. Говорят еще, что там есть медные руды,
вверх по Оби. Ввиду того, что там много необработанной земли, то можно было бы
в верховьях Оби выращивать столько хлеба, что его можно было бы вывозить в
большом количестве вниз по течению, до моря, и отправлять дальше. Говорят, там
есть сосна для постройки больших кораблей. Высокие берега Оби очень жирны и
плодородны, так что со временем можно было бы вести крупную торговлю. Соль
можно вывозить вниз по Оби, такую же чистую, как испанская или французская
соль, что добывается в Ямишевом озере. Около Самаланского и Кемланского берега,
говорят, попадается множество сельди, как и у Шотландского и Хитского берега и
в окрестном море. Это такого же вида сельдь, как норвежская, хорошая и жирная.
Но так как соль из России не так хороша, как сибирская и бусун, то есть испанская,
то сельдь вкуснее, если ее солить первой, то есть, сибирской солью. Когда в
настоящее время уходят на промысел сельди, то отправляются на маленькой лодке в
море, а после ловли привозят рыбу к берегу. Из Мангазеи и окрестностей
отправляются на лов китов. Один московский воевода сказал мне, что 30 милями
ниже Олонца на Танаисе видел, как около берегов этой реки, которая там
протекает между высокими горами, в подмытом слое обнаружили кости людей и
животных. Тогда начали, по приказу его Царского Величества, там рыть и на
расстоянии двух миль в ширину и в длину нашли под землей, на глубине 8 или 10
футов, тысячи костей, человеческих и слоновых, человеческие головы, бедренные
кости, руки, ноги, позвонки и т. д. Местами скелеты слонов были кое-где как бы
упавшие и скорченные. В мире нет кладбища такого размера, содержавшего столько
костей умерших. Они лежали, как бы сложенные в кучу, очень тесно. Это,
несомненно, как считает этот господин, остатки сражения Александра со скифами,
о котором сообщается в преданиях, а не мамутовые кости, или же слоновая кость,
которую нашли, как было сказано: два слона лежали, упавшими на бок, скелеты
были целы. Рядом с этими животными нашли около головы две серебряные чаши.
Подобных костей нашли много на дне реки Танаис. Из них некоторые от времени и
от воды становились такими хрупкими, что рассыпались, когда до них
дотрагивались, и приобретали вкус соли из рога. Вышеупомянутый господин
рассказал мне еще, что он видел перед воротами казацкого городка Чиркаский, в
нижнем течении реки Танаис, выставленную большую кость, как человеческое бедро.
Считали, что это была кость великана. Говорят, что в древние времена в этих
краях жили великаны или очень крупные люди. Эту кость он тоже привез оттуда.
Другой клык нашли около берега Танаиса в присутствии его Царского Величества
Петра Алексеевича. Этот [клык] был как бы превращен в соль и селитру.
Понимающие люди в России считают, что мамутовая кость уже со времени потопа
приплыла туда из других мест, а не выросла в земле. Хотя есть достаточно ученых
людей, которые считают, что слоновая кость растет под землей. Среди них
Теофрастес, а также Каролус Клусиус и Императус. К этому [мнению]
присоединяется и Олаус Вормиус. Интересно, что людям не известно, меняют ли
слоны свои зубы. Говорят, что находят клыки, очень белые, гнилые, все в
трещинах и без блеска. Поэтому считают, что это клыки от умерших слонов. Те же,
которые выпадают при смене или от убитых слонов, имеют больше живого вещества,
они гладкие и блестящие, и поэтому их находят так много. Против этого говорит
то обстоятельство, что в Сиаме и других местах встречаются слоны, клыки которых
отмечены вырезанными гербами нескольких королей, которые следовали один за
другим. Из этого видно, что они не менялись. Или же приходится считать, что
может быть на Гвинее и в других местах слоны теряют свои клыки, как олени
теряют свои рога и меняют их, но у тех, которые находятся на Цейлоне и в других
местах, этого не происходит. Слоны на Гвинее имеют высоту около 10, 12 или 13
футов, что значительно меньше, чем в Ост-Индии. Самые крупные клыки, которые
там находят, весят около 220 фунтов пара. Измерение скелета гвинейского слона
показало, что верхние части ног имели длину три, а нижние части ног – четыре с
лишком фута, а длина головы была 4 фута. Стоит отметить, что в 1695 г. в
Дюрингерланде, около деревни Тонне, глубоко в земле был найден скелет слона,
который лежал сильно скорченный. Видны были бедра, голова, клыки, позвонки –
все в сохранности. Много спорили об этом случае, о том, в какое время и каким
образом это животное попало под землю, и не были ли это кости, выросшие под
землей. Однако в заключение этого спора мнение большинства было, что это
действительно скелет слона, который, Бог знает, когда, либо потопом, либо по
другим причинам, много веков назад был зарыт в землю. Ученые склонились к
этому, потому что никогда не видели и считают невозможным, чтобы все части и
кости скелета выросли вместе. Таким же образом, как мамута, в некоторых краях
находят и единорога под землей, подобно тем рыбам, которых встречают в
Гренландии. Можно судить по их тленности и степени испорченности, что они
лежали много веков под землей. Такого же единорога нашли около Акена, в одной
горе, и говорят, что даже в Риме нашли единорога под землей, так же и в
Калабрии. Один известный торговец, родом из Вологды, от голландских родителей,
который много торговал мамонтовой костью, рассказал мне, что он видел бедренные
кости такого животного, которые, как он считает, принадлежали слону. Далее он
говорит, что эти клыки, когда долго лежат на воздухе и на солнце, начинают
лупиться, гнить и делаются малоценными. Он считает, что они туда приплыли во
время потопа. Большая часть их встречается по берегам Оби, во время половодья
вымывается водой. Он мне рассказал, что говорит с надежными людьми, которые
находили целые скелеты. Он однажды купил в Вологде у человека, приехавшего из
Тобола, 80 пудов этих клыков. Господин Салтыков, который был главным воеводой в
Тоболе, рассказал мне, что он сам нашел и велел выкопать много мамутовой кости
в реке Иртыш, а в Оби нашел даже куски головы, бедренные кости, ноги и ребра*.
Он считает, что они там лежали со времени всемирного потопа. В 1665 г. в Москве
мне подарили зарисовку мамута с такими же рогами, как на присланной мне теперь
голове, и с клыками, как у слона. Но я не ручаюсь за достоверность рисунка и не
привожу его здесь. Оба последних животных слишком малы, чтобы присланная мне
голова могла им принадлежать. Скорее, она похожа на голову древнего вола.
Наконец, мне из Сибири прислали* 1703 голову с рогами и череп неизвестного
животного, которое рыбаки извлекли из земли или со дна глубокой реки. Он
заметно больше, чем череп вола, и казался бы мне черепом крупного буйвола, если
бы рога были закручены несколько иначе; хотя, насколько люди помнят, буйволы на
этой земле никогда не водились. Бохартус говорит подробно о бегемоте или мамуте
и доказывает, довольно ясно, что в Святом писании речь шла именно об этом
животном, когда писали о гиппопотаме что на нашем языке означает «морской бык»
или «морская корова». Все свойства этого животного он сравнивает с описанием
бегемота. Детеныша этого животного мне прислали с мыса Доброй Надежды; он
сохраняется у нас в еще неповрежденном виде. В хронике города Куворден,
составленной господином Пикардом, мы встречаем следующее: «В 1650 г., в июле,
мне в Кувордене показали слоновый клык длиной в 12 пядей, найденный в земле и в
песке между Куворденом и Харденбергом. Внутри он еще неповрежденный и плотный,
но черноватый. Это может служить доказательством того, что он пролежал много
сотен лет в земле, сотни лет до того, как здесь узнали о существовании слоновых
зубов или прежде, чем их привезли из далеких стран. Я так же знаю, что около
1615 или 1616 г., недалеко от Бургстейнфорта, в глубоком мергеле, то есть,
известковой глине, нашли настоящего единорога. Большая часть его попала в
Мюнстер, но остальная, распиленная на кусочки, была роздана разным людям.
Отсюда можно было бы сделать вывод, что в очень древние времена, прежде чем эти
страны были заселены, в этих пустынных, бесконечно густых и темных лесах
водились такие животные. Это было до Всемирного потопа Ноя. Как я знаю, во
многих местах, очень глубоко из земли и глины, были вырыты большие и маленькие
оленьи рога. Это доказывает, что бурные волны засыпали землей и песком этих животных
и засыпали их, как и другие создания, которые легко могли истлеть. Это
относится к животным, которые живут на суше. Но что касается некоторых останков
морских чудовищ, выброшенных во время потопа на сушу, то их осталось повсюду
достаточно. Я видел и здесь, в Кувордене, зарытые в глубоких рвах, настоящие
зубы морских чудовищ». Здесь кончается выдержка из книги Пикарда. Как ошибочно
и фантастично иезуит Авриль говорит об этих подземных слоновых клыках, в его
описании Тартарии, можно видеть из следующего: «Обнаружили некий вид слоновой
кости, которая гораздо белее и глаже, чем та, которую нам привозят из Индии. Но
кость эту доставляют не слоны, так как в этом северном крае слишком холодно
(это говорится о Сибири – для такого животного, которое любит тепло), а другие
животные, а именно те, которые живут и в воде, и на земле, под названием
бегемоты. Их обычно встречают в реке Лене или на берегах Тартарского моря. Мне
в Москве показывали несколько зубов этого чудовищного животного, длиной в 10
дюймов и толщиной в 2 дюйма в корне. Клыки слона с ними несравнимы ни по
белизне, ни по красоте; они имеют свойство останавливать кровотечение, если
иметь их при себе. Персияне и турки, которым их продают, так высоко ценят их,
что предпочитают иметь саблю или кинжал с рукоятью из этой кости, чем из золота
или литого серебра. Несомненно, те, кто ввели эту кость в употребление, знали
ей цену, потому что они очень рискуют собой, когда нападают и ловят его
[бегемота], так как он опаснее, чем крокодил. Открытием этого животного мы
обязаны жителям одного острова, откуда происходило первое население Америки.
Это нам рассказал некий воевода, который был хорошо знаком с краями,
расположенными на восточном берегу Оби. Идя дальше по Оби к востоку, есть
большая река под названием Кавойна, в которую впадает другая река под названием
Лена. В устье первой реки, которая впадает в море, есть большой и густо
населенный остров, замечательный тем, что там ловят бегемота, животное, которое
живет и в воде, и на суше. Зубы его высоко ценятся. Жители часто ходят вдоль
берега Ледяного моря охотиться на это чудовище. И так как им приходится
преследовать его очень долго и с большим трудом и старанием, то они берут с
собой всю семью, и случается часто, если их застанет оттепель и они находятся
на льдине, то они отплывают [на ней] очень далеко, неизвестно куда. Считают,
что эти охотники, плавая таким образом, и приплыли на льдинах к северной части
Америки, которая находится не очень далеко от части Азии, граничащей с
Тартарским морем. Это мнение еще больше подтверждается тем, что северные
американцы, которые заселяют эти области, по внешнему виду очень похожи на
жителей этих островов, которые, в погоне за добычей, отплывали так далеко на
льдинах, до чужой страны». Можно к тому прибавить, что в Северной Америке
встречается много животных, имеющихся в России, как бобры, которые, может быть,
таким же путем перешли в Америку.
Золотые тартарские
головные украшения, найденные в сибирских погребальных курганах
В 1688 г. его
высокоблагородие боярин Федор Алексеевич Головин, наместник в Сибири и главный
военный комиссар его Царского Величества Петра Алексеевича, совершил
путешествие через Сибирь к востоку и прошел вниз по реке Иртыш, туда, где она
впадает в большую реку Обь, к месту, названному Самароской, или Самаровский Ям.
Несколько выше этого места, в реке очень сильное течение и, как это в
каменистых реках часто случается, большие куски земли отламываются и падают,
размытые силой течения, изменяя русло. Случилось, что подобный большой обломок
каменистой земли упал с горы на низкий берег реки. Тогда обнаружили, что вместе
с землей упал в деревянном гробу скелет давно умершего человека. Там еще были
серебряные изделия, браслеты, серебряное ожерелье, какие носили древние
язычники, и серебряная чаша, которую мне оставил на память его
Высокоблагородие, вышеназванный господин, когда он в 1698 г. был здесь [в
Голландии] Великим послом Московии. Очевидно, согласно свидетельству, многих
писателей* В. Кромерус и Ботерус и др., древние язычники думали, что домашняя
утварь, которую они кладут в гробы около умерших, послужит им на том свете.
Золотые украшения,
вырытые из древних Тартарских могил в Сибири
В этой серебряной чаше,
на дне в центре, изображен большой нагой мужчина, со щитом в левой руке; за ним
еще другое изображение, только наполовину видного голого человека, кажется, со
стрелой или кнутом в руке. Вокруг видны горы и кое-где вдали мелкие
человеческие фигуры, одетые в грубые меховые кафтаны, и еще какое-то животное,
вроде оленя. Но все это так стерто и потемнело от наложенной позолоты, что без
увеличительного стекла нельзя разобрать. Чаша круглая, в виде полушара, весом
около 25 гульденов серебра, в поперечнике полпяди. Этот человек [боярин
Головин] дал ее позолотить, ввиду редкостной работы и места ее находки. На ней
имеется колечко, очень искусно сделанное и прикрепленное к чаше. Нагая фигура,
очень вероятно, изображает умершего человека, в гробу которого ее нашли.
Напрашивается вопрос, где и кем мог быть сделан этот серебряный сосуд. Такие и
им подобные встречаются в этих местах лишь в могильниках, ибо теперь в этих
краях среди населения искусство обработки серебра неизвестно. Этот гроб был
обнаружен, когда упал в реку из глубины не менее 8 саженей под землей.
Тартарские Золотые
Идолы или Языческие Чудовища, недавно взятые из древних погребений в Сибири
вместе с несколькими украшениями из того же материала
В Сибири, недалеко от
Верхотурья, недавно в деревянном срубе под большим холмом, где, очевидно, были
похоронены несколько трупов, останки которых еще видны в истлевшем виде, нашли
золотую статуэтку. Статуэтка изображает птицу, вроде курицы или индейского
петуха, с раскрытыми крыльями и человеческой мужской головой с распущенными
волоcами и острым носом. Как она туда попала и кем была привезена, это
неизвестно. Очевидно, она имеет сходство с изображениями, какие встречаются в
древних египетских могильниках около мумий и которые изображают идолов и
символы этих народов. Почти такие же изображения видны на исинской таблице, но
со сложенными крыльями. Пигнориус считает, что это ястреб. Почти такое же
изображение и изделие мы находим у Кирхеруса, снятые с древнеегипетских
обелисков, которые выставлены в Риме и в других местах. Древние египтяне и те,
кто придерживались с ними одной религии и духовной культуры, помещают подобных
идолов около тел умерших. Мертвых оставляют в подземных пещерах и сводчатые
срубы на покой, такие же, как и в этом могильнике, который раскрыли.
Древние монеты и
предметы
В древности изображали
через лицо человека силу знания, а через распростертые крылья – быстроту и
движение, которое придает божественная сила всем созданиям, укрепляя их
значительным влиянием, как можно подробно прочитать у древних писателей. Но как
подобное египетское идолопоклонство оказалось в Сибири – это загадка. Или оно
перешло через Персию, или же египтяне ездили туда, умерли там и были похоронены
своими товарищами, оставляя, как признак своей ложной веры, в могильнике на
память эту золотую статуэтку около тела и тел, ибо находили останки более чем
одного умершего человека. Однако эта религия там не распространилась, ибо в
настоящее время не делают подобных идолов и статуэток. Теперь не делают таких
могильников, и никто ничего не может сказать про египтян. Эвсебиус говорит, что
раньше персы, как и народы Египта, употребляли подобных чудовищных животных при
своем богослужении. Кто знает, не пришли ли египтяне в Сибирь во времена
Сесостриса, ибо, согласно Диодору, египтяне поселились в Колхиде и около
Меотийского озера, откуда они легко могли проникнуть в Сибирь. Далее о том, как
религия египтян могла дойти до скифов, в среду которых включают и сибиряков, об
этом можно подробно прочитать у Олуса Рудбекиуса: «Древние язычники поклонялись
чудовищам-животным, как это делают и сейчас еще сиамцы. Некоторых изображали с
телом человека и птичьей головой, у других – лицо человеческое, а тело птицы
или животного. Многих из них я видел, но следует знать, что под видом этих
чудовищ они пытались изобразить истинные божественные свойства». Другого идола,
размером в два пальца, из листового золота, мне прислали из Сибири. Он был тоже
взят из древнего могильника. Около него нашли человеческие кости в кургане, или
большом холме. Он представляет собой тело четвероногого животного, вроде тигра
или льва, с головой человека и двумя опущенными крыльями. Внутри он пуст, стоит
прямо, ступни его снизу просверлены. У Кирхеруса мы видим изображение подобного
чудовища на картинке в Исинской таблице, как отражение религии египтян. Только
у него фигура изображена на коленях. Это означает, как он говорит, свойство
солнца как укрепляющей силы. Солнце получило эту силу от высшего существа, как
можно видеть здесь на рисунке обоих этих идолов. Может быть, золотые,
серебряные, стальные и другие остатки привезены в эти могильники китайцами или
их единоверцами в то время, когда Чингис Хан в конце ХI века занял всю Тартарию
и большую часть Сибири и переселил много народа. Или же это происходило уже до
него, когда древние китайские короли имели большие владения в Тартарии и
несомненно там оставили гарнизоны людей со своей верой. Я несколько склонен
поверить этому, потому что золотая статуэтка, присланная мне оттуда, сделана из
листового, а не из литого золота, как синцы часто делают.
Изображение
обратной стороны древнего Стального Зеркала, найденного в некой могиле около
Верхатурья в Сибири
И потому, что рядом
нашли еще зеркало, которое мне прислали. Оно сделано из стали, диаметр его
больше пяди. На рисунке показана его оборотная сторона, лицевая сторона гладко
полирована, как синские и японские зеркала, которые еще и теперь делаются из
какой-то смешанной стали.
Объяснение текста
на китайском языке c изображенного выше металлического зеркала, который был
переведен, насколько это возможно, в Батавии 22 декабря 1704 и имеет возраст
(по оценке китайцев) более чем 1800 лет
Перевод текста на
гравюре: На внутреннем круге, рядом с А видны выгравированные на зеркале буквы,
которые использовались китайцами много веков назад. На внешнем круге видны
современные китайские иероглифы, соответствующие древнему тексту и объясняющие
его. Инструкция, как китайцы читают и произносят текст в круге.
Tien-boe-kie-keat, Tsjeeng-pik-tien, Soe-kuen-soe-tien, Soey-tsi-ambian, Koean-Sik-tsie-onanghean,
Kiong-phiën-tsian, Tiën-d’sid-tsi-oey, Goya tseeng-tsi-Siong-tiën.
Tien-boe-kie-keat - означает: Бог абсолютно чист, светел и безупречен.
Tsjeeng-pik-tien – Бог прекрасен как чистая и светлая вода. Soe-kuen-soe-tien –
Тот, кто любим Королем или Принцем и занят многими делами, должен считать
своего господина своим Богом и воздерживаться от нанесения оскорблений другим
людям, если он не хочет, чтобы с ним поступили также. Soey-tsi-ambian – как
вода, бегущая вверх и вниз. Koean-Sik-tsie-onanghean – Но когда Король
возвышает кого-нибудь и видит, что он ведет себя праведно, он [король]
принимает его с радостью в сердце, великой, как целое море. Kiong-phiën-tsian –
Поступая неправильно, боятся своего Господина, но когда поступают правильно и добродетельно,
сердце всегда радуется. Tiën-d’sid-tsi-oey – И также прекрасно, как восход
солнца. Goya tseeng-tsi-Siong-tiën – И когда кого-то люди считают Богом на
земле, потому что никто не равен Богу. На нем видны древние синские буквы, их
письменность. Синцы, как и японцы, употребляют и сегодня подобных чудовищ в
качестве богов. У них есть обычай класть в могилу своих умерших друзей всякую
домашнюю утварь и изображения некоторых идолов. Они, как и другие древние
язычники, думают, что вся подобная дрянь послужит умершим на том свете. К тому
же в Мугалии и на дороге между истоком реки Амур и Синской стеной находятся
разрушенные города (как видно на некоторых моих рисунках), где встречаются
обломки идолов. Таких же, как еще сегодня встречаются в Сине. Этот край теперь
не имеет городов, крепостей или каменных зданий. Там ничего нет, кроме пустых
земель, из чего видно, как все в мире меняется. Недалеко от Тобола встречаются
у подножия горы еще особого типа очень древние могильники, в которых находят,
кроме скелетов, немного домашней утвари из металла – серебра, меди и железа.
Вышеупомянутый господин Caлтыков сделал себе из такого, в могильнике найденного
серебра, рукоятку сабли, в память об этой редкости. гравюра Перевод подписей
под гравюрой: вверху:
А. Морской бобр, они выходят из
моря в земле Камчадалов и называются Коланы.
В. Изображение соболя. С.
Кедровая шишка. D. Сибирские стрелы. Е. Медный горшок, найденный под землей в
Сибири. F. Золотой единорог. G. Золотое кольцо. H. Золотая серьга. I. Золотое
шейное или наручное украшение с головой дракона.
Все четыре ювелирных
изделия были сделаны из золота высокого качества и также были найдены под
землей в Сибири. внизу:
А. Сибирский дощаник, которым по
реке перевозятся различные тяжелые вещи, такие, как пшеница, соль, вино и
другие продукты. Их длина - около 10-12 саженей. Их ширина – 2-3 сажени.
В. Судно, используемое [для
плавания] вдоль морского побережья Сибири и по рекам. Они называются Колчи, по
размеру они немного меньше Лодий
С. Сибирский Каюк, используемый для
плавания по рекам.
Говорят, что в Сибири в
ряде мест видны развалины древних стен и груды обломков, где, очевидно, в
древности стояли города. В них иногда, говорят, встречаются памятники, из чего
можно было бы заключить, что раньше в этих странах жили народы с лучшими
обычаями, чем теперь, но сейчас там не видно таких зданий. Передают, будто
современные сибиряки говорят, что народы, которые раньше строили такие города и
здания, совсем ушли отсюда на юго–восток. В Голландии, особенно в Амстердаме,
глубоко под землей лежит много тяжелых деревьев, даже в таких местах, где почва
настолько мягка, что теперь там не могли бы деревья расти. Из Рурмонта мне
сообщили, что в Пееле болота и пустоши, и там, в окрестностях, когда копали,
под землей нашли много сваленных деревьев. Некоторые думают, что эти деревья
были срублены в то время, когда Св. Виллибрут (согласно хроникам Велдинаара)
находился в Риме, примерно в 695 г., ибо тогда (выражаясь его же словами) шла
такая сильная буря с северо–востока, что в Голландии почти все большие деревья,
которые росли в этом диком лесу, в одну ночь были беcпощадно вырваны. Другие
говорят, что падение деревьев в этих странах происходило в 860 г., за три г. до
преобразования страны в графство, когда была ужасная буря и река Рейн около
Катвейка остановилась. Другие же устанавливают, что это было в 1170 г., когда
все дамбы прорвались и вода стояла у ворот Утрехта. Считают, что ветер дул с
северо–запада, потому что все деревья лежат на юго–восток на глубине нескольких
футов. Они стали твердыми, почти как железо. Как особенность, следует отметить,
что около городов Веесп и Муйден под землей, на глубине около 50 футов, лежит
большое количество разбросанных кирпичей, так плотно, что когда забивают сваи
бабою, то мачты с трудом пробиваются. Как и когда эти кирпичи попали так
глубоко под землю в торфяную и болотистую почву, где не растут камни, [лишь]
Всемогущему Богу известно. Недалеко от Хардервейка, в море, обнаружили булыжную
дорогу и много сваленных деревьев, которые лежат на юго–восток. На мели в
Зюдерзее ощущается на дне лес и деревья, а недалеко оттуда – очень крупные
камни. На берегах реки Заан, а также в ее русле, встречаются различные морские
раковины и улитки, из чего можно заключить, что издавна там было море или там
было общее наводнение, или это море вошло в реки около Петтена и Вероны, в то
время, когда река Заан была еще рукавом Рейна, и она около этих мест впадала в
море. Устье ее было примерно в XIII в. закрыто и перегорожено. Один видный и
заслуживающий доверия господин рассказал мне, что он был очевидцем, когда
недалеко от ден Боша, на Маасе, большая верхняя вода и льдины прорвали дамбу и
смыли ее, так что образовался водоворот глубиной в 62 фута. Из этой глубины
вынули правую бедренную кость слона, рога и копыто лося, лежавшие вместе, из
которых первые хранятся в Лейдене в анатомическом театре. Этим вещам, вероятно,
уже много тысяч лет. В Мейери, около Боша, во многих местах находят на глубине
30 футов под землей бесчисленные сосновые деревья, поваленные в одну сторону,
теперь крестьяне их вырывают ради смолы, имеющейся в них, используют их для
ламп или свечей. В Англии, в некоторых местах, особенно в Линкольншире, находят
в земле осушенных болот бесчисленное количество поваленных деревьев разных
пород. Большие деревья лежат чаще всего сваленными на северо–восток, а те, что
меньше лежат поперек них, некоторые над, а другие под ними. Есть дубы длиной от
20 до 35, а то и 40 локтей, которые продают за большие деньги, дерево стало
черным, как эбеновое дерево. Оно годится для килей кораблей, для чего и
употребляется. Многие из этих сосновых деревьев теперь почти не встречаются на
этом острове. Они лежат, поваленные от корня, по-видимому, срубленные. Многие
из этих подземных деревьев сгорели, другие нарублены коротко, четырехугольной формы,
некоторые расколоты клиньями, с камнями внутри. Там обнаруживают и ореховые
деревья, и еловые шишки. Еще недавно там нашли болты, как армейские молотки, и
вокруг них несколько римских монет, вычеканенных во время Веспасиана. В Англии
глубоко под землей нашли лодки, которые древние британцы обычно употребляли, и
человеческие кости, янтарь, бусы, медный котел и т. д. И около Модены в Италии,
во Франции и других странах, во многих местах находили под землей деревья и
разные другие вещи, которые использовались человеком. Что касается первого
упомянутого болота, то считают, что на этом месте в древности, когда Римская
империя господствовала в Англии, были леса и что они по их [римлян] приказам
были срублены, повалены, чтобы не могли служить убежищем; и что пока эти
деревья там оставались лежать и запирали входы, вода поднялась и окружающие
высокие земли нанесли туда столько песку и земли, что деревья оказались под
землей, а вода, оттого, что проходы были заложены, осталась стоять. Когда позже
воду отвели с помощью каналов, земля стала опять пригодная. Около деревни
Хиллегом, в Голландии, в глубокой песчаной яме нашли ребро и позвонок кита,
которые я сам видел, и в память этого редкого случая их повесили напоказ перед
фасадом одного важного дома. Опыт мне показал, что во Фрисландии, в некоторых
местах, особенно в северном Волдене, на глубине 5–6 футов под торфом обнаружили
целые леса, в том числе такой, в котором нашли целые участки, где деревья
сгорели до половины человеческого роста, что ясно видно по древесному углю и
окружающей золе. В этих краях видно и много подземных ореховых и других
деревьев, над которыми много футов торфяной земли. Но по какой случайности это
много веков назад произошло, неизвестно. Об этом мы можем лишь догадываться.
Мне вспоминается, что в Суринаме и других местах Америки встречаются такие же
вещи. Предоставим ученым все это подробно исследовать. Это свидетельствует о
том, что поверхность земли подвергалась многим изменениям и переворотам.
Сибирские налоги, прежде в размере 35 на 100, обыкновенно, как говорят,
приносили в год не свыше 5, 8 и 10 тысяч дукатов. Однако при налоге на 13%
ниже, говорят, один Нерчинской за год принес дохода больше 26 тысяч рублей или
дукатов, а Верхотурье – около 17 тысяч рублей* 1694. Другие города Сибири, по
примерным расчетам, [приносят] еще 6 тысяч рублей, или дукатов. По всей
вероятности, этот доход повысится в скором будущем до 40 тысяч рублей. Во
многих местах Сибири ездят летом верхом или на маленьких низких повозках.
Дороги там прокладывают люди, у которых на ногах плоские длинные коньки,
сделанные из тонких дощечек длиной в 2 локтя, которые они называют лыжи. В
середине [дощечек] они ставят ноги, привязывают их и так ходят по глубокому
снегу, равняя дороги и делая их годными. Сибиряки питаются в основном овсом,
мукой и крупой. Питье для простого народа – это вода. Но богатые приготовляют
напиток, под названием сбитень, похожий на водку, из воды с разными пряностями,
как орехи, гвоздика, перец и т. п. Его перегоняют и варят; от него быстро
пьянеют. Кедры там красивые, но не такие хорошие, какие растут в Сирии, откуда
мне прислали образчик для сравнения. Соболя питаются шишками, которые растут на
кедрах, потому этих животных больше там, где местность изобилует кедрами. Эти
деревья имеют в поперечнике 4 или 5 пядей.
Источник:
http://zz-project.ru/n-vitsen-severnaya-i-vostochnaya-tartariya/930-o-sibirskikh-drevnostyakh
zz-project.ru – Исторические документы Перми Великой
zz-project.ru – Исторические документы Перми Великой
Комментариев нет:
Отправить комментарий