Не вошедшие в книгу: "Воспоминания земляков". Продолжение
- Как молодежь проводила свой досуг.
Несмотря на царившую бедность и бескультурье, молодежь Советной проводила свободное время весело. Вся моя молодость прошла в Советной, я знал, что такое бедность, непосильный труд, знал, что такое голод и обиды и все-таки, до сих пор не могу забыть молодость в Советной. Хорошо помню своих приятелей, советинских девчат, простых и скромных, помню их горячие поцелуи и жаркие объятия, жаль, что ничего нельзя повторить.
Старый дом, за углом, здесь жил и дружил,
Здесь любимой руки я коснулся
И на бой уходил
И с победой сюда я вернулся.
Свободное время у молодежи – это воскресенье, и престольные праздничные дни. В воскресенье парни и девушки собирались где-нибудь, для гуляния. У каждой части села, у молодежи было свое место для гуляния. Например, «Горинцы» собирались в проулке, возле речки, «Краевцы» собирались около моста через Пещеру, «Шамары» и Одинарцы собирались у Магазии. На этих гуляньях девушки под гармонь, а чаще всего без всякого сопровождения, пели частушки про любовь и про измену. Здесь же девушки и парни встречались для уединения, подальше от посторонних глаз. Не дай бог, если девушку увидят родители вместе с парнем, тогда горе этой девушке. Поэтому влюбленные парочки уединялись подальше, и там уж они вдосталь наговорятся и нацелуются на всю неделю, так как, встретиться в другое время было почти невозможно. Девушек, родители держали в большой строгости. В рабочие дни девушкам было недосуг, они могли только на полчаса отпроситься отлучиться – поболтать с подружкой о своем, о девичьем. Иногда девушки вечером устраивали посиделки у кого-нибудь дома, где пряли куделю и вполголоса напевали песни. Вести интимные, любовные разговоры они не могли, в присутствии родителей, пригласившей девушки. Парни вечернее время проводили более свободно, ходили по улице с песнями под гармонь, потом заходили в избу к одинокой вдове или старику-бобылю, где слушали бывальшинки, кого-нибудь постарше: солдата или хозяина избы. Играли в карты на деньги, а чаще на спички. Единственным музыкальным инструментом была двухпланочная гармошка, с двумя парами колокольчиков наверху. На гармошке крепились четыре маковки из цветного стекла, на которые гармонист привязывал цветные ленточки, подаренные девушками. Девушки, своим любимым дарили, красиво расшитые носовые платки, кольца, пояса. После 1915 года появились новые гармошки – хромки, потом Венские двухрядки. Этот единственный инструмент сопровождал праздничные гулянья, свадьбы, проводы рекрутов в армию. Хороших гармонистов было не много. Гармошки были у детей богатых родителей, но они, кроме «Улошной», ничего играть не умели. Хорошие гармонисты играли частушки, Кадриль, народные песни и т.д. У меня был товарищ, Михаил Федорович, по прозвищу Мишка Моленок, он был из бедной семьи, но отец у него любил гармонь и купил её сыну, на последние деньги, последнюю модель. Мишку играть никто не учил, у него был музыкальный слух, и он сам подбирал услышанную мелодию, какой-либо песни. Мишка играл и пел песни с азартом, когда шел с ватагой своих приятелей, глаза его блестели. В обыкновенном разговоре мишка заикался, а песни пел без запинок. Мишка играл кадриль: «Во саду ли в огороде», «Светит месяц», «Коробейники», «Камаринскую» и «Вдоль, да по речке». Мы часто под его гармонь пели «Ермака», «Шумел, горел пожар Московский» и другие песни. Мишка был хорошим другом и товарищем. Другим хорошим гармонистом в Советной был Иван Федорович Никитин, по прозвищу Ванька Загозят, у него была хорошая гармонь, и играл он грамотно, разные напевы и частушки, репертуар у него был большой. Его крепко любила одна молодая красивая вдовушка, которая и купила ему гармонь, по особому заказу. Далеко была слышна на заре громкоголосая, мелодичная, узнаваемая гармонь, в руках Ваньки Загозят. А какое удовольствие было слушать игру Ивана Федоровича, на этой гармони. Третьим замечательным гармонистом Советной, на все времена, был Иван Степанович Никитин, по прозвищу Ванька Мусолят. Это был исключительный талант музыканта, гармониста, он не оставлял свою гармонь будучи женатым, взрослым. Он был зверски убит кулаками, в 40-летнм возрасте, в 1918 году.
С особым усердием веселилась молодежь в большие религиозные праздники: Пасху, Рождество Христово. Особый смысл и широкое веселье было в престольные религиозные праздники: Тихонов день, Лукаянов день, Макарьев день, для молодежи и для взрослых, это были самые веселые праздники, каждый отмечали по три дня. Особенно веселым был Тихонов день 29 июня, перед сенокосом, когда все цветет и пахнет. К нему готовились заранее: шили наряды, готовили продукты, прибирались в избе, на дворе, подметали улицу, убирали мусор, все выглядело по-праздничному. Гулянье устраивали на западной горе, около пещеры (там еще не было леса). Там была естественная аллея из пихт и елок, которая выходила обоими концами на широкие поляны. Кругом была, ласкающая глаза зелень, на высокой горе, тут и собиралась на гулянье молодежь Советной и гости из других деревень. Тут гуляли и многие взрослые со сватами и новой родней. По аллее, взявшись за руки, гуляли девушки по 10-20 человек, пели частушки, песни, плясали кадриль. В разноцветных платьях, ярких цветов: красного, зеленого, голубого, лилового, сарафанах, кофточках, платках. Мелкие торговцы продавали сладости, орехи, семечки и т.п. Тихонов день был шумным, пьяным, поющим, пляшущим праздником. Почти никогда не обходилось без драк.
В первое воскресенье июля, после Петровской Суксунской ярмарки, был еще один праздник, неизвестно кем и когда установленный. В это воскресенье, в разгар сенокоса, со всех станов люди съезжались на стан Варенята, приезжали гости из Янчиков, Ключиков. Гулянье проходило на поляне в березовой роще, где пахло цветами и спелой земляникой. На этом гуляньи молодежь наслаждалась своей любовью, объятиями, поцелуями, но грань никогда не переступали, девушки строго блюли свою честь.
В зимнее время условий для гулянья и веселья значительно меньше. В праздники молодежь арендовала избу у кого-нибудь одинокого, платили за это, кто деньгами, кто каравай хлеба принесет, кто еще чего. В избе на 25 кв. метрах собиралось 30-40 человек, в тесноте, да не в обиде. Веселились, пели, плясали, устраивали игры. Например, прятали колечко, если парень находил его у девушки, то выводил её на середину избы и целовал и наоборот. Все игры заканчивались поцелуями. С наступлением темноты все расходились – девушки вечерами с подругами собирались ворожить.
Самый веселый зимний праздник не религиозный – Масленица. Молодежь в Советной была относительно религиозная: парни и девушки ходили в церковь справлять религиозные обряды, лишь потому, что их принуждали родители. Праздник Масленицы длился целую неделю, заливались катушки с горы, делались горки. С катушек парни и девушки катались парами на санках, без парные парни брали конные сани и катались с гор ватагой по 10-15 человек на санях. Собирались зрители посмотреть, как сани сходят с колеи и переворачиваются в овраг. Катались на конях, запряженных в кошевку, на дугу привязывали бубенцы, сбрую украшали лентами. Молодость у деревенских парней и девушек заканчивалась рано: девушек отдавали замуж в 17-18 лет, парней женили в 18-20 лет. Браки, часто совершались не по любви, а по воле родителей. Поп, во время венчания громовым голосом торжественно провозглашал: «Жена, да убоится мужа своего». В библии написано: «Не муж создан для жены, но жена для мужа», «Жены повинуются своим мужьям, как Господу». Религия освящала бесправие женщины. Все законы были на стороне мужа, развестись было практически невозможно.
Со дня венчания муж целиком и полностью распоряжался своей женой, хороший муж, по-человечески, относился к своей жене, были мужья изверги, тираны, которые устраивали своей жене каторжную, рабскую жизнь. Жена должна была все терпеть, жаловаться куда-либо было бесполезно. Можно было изредка поплакаться своей матери, мать посочувствует, вместе поплачут. Большинство родителей совсем не учитывали пожелания своих детей, женили и выдавали замуж по своему усмотрению, по своей выгоде. Невеста должна быть в первую очередь физически здорова, чтобы могла жать, косить, молотить, белье стирать, словом выбирали как коня на базаре. Крестьянский сын Васька, красивый парень со светло-голубыми глазами, любил дочь бедной крестьянки Верку, красивую, крепко сложенную девушку со смеющимися глазами, по вечерам и в праздники был слышен её звонкий певучий голос, она пела и задорно плясала кадриль. Ваську женили на дочери старообрядца Александре, конопатой, не красивой, но здоровой и крепкой, с хорошим приданым. Никто никогда не слышал её песен, не видел пляски, Санка всегда была угрюма и все время проводила в молитвах и постах. Верка еще долго оставалась в девках. У богатого крестьянина Степана была красивая дочь Анна, она хорошо одевалась, все ей любовались, многие ребята ухаживали за ней, и я тоже любовался. Любила она Ваньку из другой деревни, он приезжал к ней на красивом сером коне, по праздникам и воскресеньям. Анна решила выйти за Ваньку «убегом», но отец узнал, избил её и закрыл в чулане, под надзором матери. Потом её выдали замуж за кулацкого сынка, в глухую деревню, который двух слов связать не мог и стрижен был «под горшок». Еще один пример. Молодой парень, 18 лет Ванька, женился на вдове Дарье, «вышел в дом», ей 30 лет, у нее крепкое хозяйство: хороший дом, лошадь и всякая скотина, хорошая земля. Конечно бывали случаи – женились по любви, а бывало до свадьбы не видали друг друга, а брак был удачный, приходила любовь. Далее Василий Демидович рассказывает о женской доле, на примере своей матери. В.Б.
Продолжение следует.
Комментариев нет:
Отправить комментарий