вторник, 21 марта 2017 г.

Древность казачества.







Евграф Савельев
История Дона и Донского казачества.
Часть 1-я.
Древность казачества.
Глава І-я.

Асуры-Асы и Геты.

В концe XVIII вeка у арийцев Индии были найдены два замечательных памятника древней арийской литературы, занесенные туда, судя по многим, приведенным в них указаниям, из стран более северных, чем Индия, — книги эти Авеста (весть, известие, свидетельство) и Риг-Веда (склад, собрание знаний), написанные — первая на языке пельви, а вторая на санскритском, стоявшем близко к языку пельви (древне-иранскому, языку парси или пороси, а этот последний к древне-русскому) и считающемся прародителем всех европейских языков. В книгах этих собрано множество поучений, изречений, законов и гимнов в честь богов и разных явлений природы древней родины арийцев — Арианы, покинутой ими в глубокой древности вследствие постигших страну наводнений, а потом и засух (сушны), превративших ее в пустыню.
По указаниям Риг-Веды и Авесты, родина арийцев — страна „совершенного творения”, „утренней зари”, страна „в средине между вод” (рек или индов), ограниченная с востока, юга и запада высокими горами, откуда брали свое начало семь потоков рек, сливавшихся в одно общее русло, подобно ветвям дерева, сходившимся в один общий ствол и несшим свои воды в море Воурукаша. Исследования показали, что страна эта — Семиречье — находилась в нашей Средней Азии, в нынешнем Туркестане, где текут реки: 1) Чу (Чумури или Сарасвати — по Риг Веде), бывшая когда-то главной рекой этой водной системы, бравшая свое начало в высокой горной долине из озера Иссык-Куль, а теперь полусухая, теряющаяся в песчаных степях; 2) Сыр-Дарья (Сира — по Риг-Веде); 3) Аму-Дарья (Ямуна — по Риг-Веде), 4) Яна-Дарья; 5) Ардви-сура-Анаити и др. Все эти реки, сливаясь в одну, несли свои воды на запад, в Каспийское море; сухие русла этой реки и теперь видны (Узбой и Джан-Дарья). Реки и горы, из которых они вытекают, сохранили и по настоящее время почти те же названия, что и 4 тыс. лет тому назад. Например, горы Гинду-Куша — Индо-Кох, кохающей, т. е. питающий инды, реки. Название реки Дарьи и именно Ямуны (Аму) в Авесте встречается три раза — Ямуна-Дарья. В Риг Веде названия „Дарьи” нет, но зато упоминается Сира и Ямуна (ч. IV, гл.. III, гимн VI, § 17) — „берега Ямуны гремели моим богатством”.., „чтобы счастливо Суна (Чуна, Чу) и Сира орошали нас своим молоком”. (ч. III, гл. VIII, гимн VII, § 8). 1)
Воспетая арийскими певцами местность, орошаемая, семью „индами”, спускавшимися с поднебесья, и тысячью каналов, была в высшей степени плодородна, с благоприятным климатом для развития культуры. Многолюдные города, рощи, луга и тучные нивы покрывали ее плодоносные равнины. Всюду царили мир и благоденственный покой. Арийцы, населявшие эту местность, стояли на такой высоте умственного и нравственного развития, до которой еще не поднимался ни один народ древности.
Религия народа есть вернейшее мерило его культурного развития. Арийцы Семиречья веровали в единого Бога, „сотворившего всю вселенную, первоначально воздушную влагу (хаос), а потом небо и землю. Этот Великий Бог возник сам собою, с блеском, придавая всему свою красоту и силу”. (Риг-Веда. Ч. VIII, гл. III, гимн 11). „Тот, кто есть наш отец, кто породил и совмещает в себе все существа, знает каждый мир. Бог единый, он создает других богов. Все, что существует, признает в нем хозяина”. (ст. 3). „Влага (хаос) несла в свой груди Того, кто превыше неба и земли, богов и Асуров, того, кто дает свет всем божеским существам”. (ст. 5). „Вы знаете Того, кто создал все эти вещи, — это Тот самый, который есть внутри нас. Но в наших глазах все это покрыто как-бы сеткой снега... Наши суждения темны” ... (Ст. 7). 2). Вот в какой древности наши предки арийцы признавали первопричиной вселенной „единое самозарождающееся начало”, Единого Бога, стоящего „превыше неба и земли” и всех выдуманных людьми богов и обоготворенных героев; признавали Того самого, который внутри нас, и образно толковали, что „на пупе Бога несотворенного покоится Экам (какой-то объект), в котором находятся все миры”.
Не видна ли в этом гимне целая космогоническая система, показывающая, как далеко ушли наши предки в области мышления 4 тыс. лет тому назад.
В Риг-Веде три раза упоминается река Раса, наполнявшаяся „водой стремительной”. Значение этой реки определяется в гимне священному напитку Сома, где автор просит „послать к ним росу покровительницу” и пусть она у них будет тем же, „чем есть река Раса для стран, кои она обтекает”. (Веда, 7, 8, XXIX, § 6). Как в Веде, так и Авесте росы и дающие их зори, а в особенности вода воспеваются во множестве гимнов.
Поклоняясь Единому Богу, творцу неба и земли, арийцы в то же время, обоготворяли (чтили, как великий дар неба) и кормилицы реки, воду, как единственный источник их благосостояния. Словом, в Ариане был распространен культ поклонения воде, росе. Из гимнов росе, воде и р. Расе, „обтекающей страны”, т. е. дающей питание целой стране, как и роса для отдельной местности, ясно видно, что под словом „роса” понимается влага, вода атмосферная, а под словом „Раса” — вода, текущая в массе, река или целая система рек. 3).
Ариану постигли разные бедствия, вызванные геологическими и затем гидрологическими потрясениями, а именно: горная долина, откуда главная река всей водной системы Чумури или Сарасвати брала свое начало, провалилась и на том месте образовалось замкнутое со всех сторон большое горное озеро Иссык-Куль, недавшее истока (вратра — врата затворились). Чумури обмелела, а потом совсем пересохла. Главные притоки ее Сира и Ямуна-Дарья, ударившись в пустое.русло исчезнувшей реки, наводнили центральную, самую культурную часть страны, образовав там болота и топи 4). В других местах появились засухи (сушна) от недостатка воды. Прежде цветущая страна, орошавшаяся семью индами и тысячью каналов, превратилась в болота и пустыню. Жители стали выселяться в соседние азиатские и дальние страны, в Бактриану, Согдиану, Иран, Малую Азию, Индию (Сайване и род Сакиев, из которого произошел Сакия Муни) и даже в Европу чрез Босфор, Дарданеллы, Кавказ и на Волгу, по восточному берегу Каспийского моря (движение арских или арийских народов 5).
Зороастр, написавший Авесту по внушению „творца блага и добра” Аура-Мазды на возвышенном берегу Дарьи, в области Арианы Ваеджа, в гор. Раи, в священной роще, говорит о семнадцати выселках арийцев в разные страны. 6) Переселение это произошло, как говорит Масперо, не вдруг и не в одном направлении, а продолжалось около двух веков. Большая часть этого народа направилась в Иран, где, покорив туземцев, основало мидийское царство, вошедшее впоследствии в состав Персии. Расселяясь по разным странам, арийцы несли с собой и культ поклонения ра, расе, росе, воде, влаге, как главному источнику их благосостояния в покинутой родине. Река Раса в Азии, р. Раса или Рса в Троаде. Ра, Раса, Арас и Русская река в древности называлась Волга; реки Рось, Руса, Поросье в России и Моравии; Рса, по арабски Эль-Рас, по-монгольски Орсай и Расха, по-гречески Раса и Орос, называлась р. Аракс; названия народа Россы, Руссы, Ресы-пелазги, Расы — сербы, Расы и Расены, Рса и Рсены в Этрурии, Парси (па рса, по рось) в Персии; наши русалки и русальные игрища и песни, русальная неделя (7-я после Пасхи), слова рай, расположенный на реках, радуга (ра-дуга, т. е. водяная дуга) и многое другое — все это связывает древних славяно-Руссов с Арианой, не говоря уже о том, что слово ар, ер и ир встречается не только на пространстве всей западной Азии, но и Европы, в том числе и России, и означающая муж, воин. 7) По исследованию проф. вост. языков в Берлине Петрашевского, язык Авесты или Зенд Авесты есть родовой и для санскритского, и для славянского, а потому им легко была переведена эта книга в 50-х годах прошлого столетия на польский язык. Вообще языки древнего Ирана — пельви и парси имеют большое сходство с наречиями западных славян, в особенности с польским, древне-сарматским 8).
В Риг-Веде очень часто встречается термин Асур и Асуры, значение которого наукой до сего времени достаточно неустановлено. Некоторые склонны думать, что термин заключает в себе принцип божественности, основываясь на позднейших верованиях Индусов, а также и других народов, в пантеон которых включен этот термин, но это не верно. Во всей Риг-Веде Асурам не посвящено специально ни одного гимна, хотя имя это повторяется в них часто, и нельзя сказать, чтобы авторы гимнов упоминали их с радостным чувством, достойным божества, а скорее, как бы с упреком. Из гимна XІ (ч. 8, гл. 3), „Влага (хаос) несла в своей груди Того, кто превыше неба и земли, богов и Асуров” ... — ясно видно, что Асуры не боги. В гимне Индре (богу дождя, рождающему волны и реки — инды) об Асуре (имени собирательном) говорится как о великом и плодовитом 9). В другом гимн тому же богу Асур назван нечестивым грабителем: „О Индра, наши руки поднимаются, чтобы представить тебе наши приношения. Мы вымаливаем твоей помощи, о ты, дающий смерть Асура Сушна”. „Грабитель нечестивый, безумный Асура, последователь другого культа, как мы, нас атакует. О ты, истребляющий твоих врагов, разбей стрелу этого Дасиу (врагу арийцев) 10). Также в стихах есть выражение: „ (И бог) пришел с Тритсу (племя) биться с Асурами”; „Безумные Асуры иссушили Адити (землю) и взяли волны Парушна” (реки). „Индра, чтобы удовлетворить своему желанию славы, уничтожает на двух берегах двадцать одного (Асура) и дает выход Марутам” (водам весной).  А. Чайковский в своих изысканиях о родине Арийцев, приходит к выводу, что под именем Асуров, упоминаемых в гимнах Риг-Веды, нужно подразумевать гидротехнические сооружения, которыми так дорожили арийцы, плотины на реках и каналах, но это, как увидим ниже не верно 11). Во всех древних государствах жители строго разделялись на касты, т. е. наследственные сословия, в которых политическое и общественное значение предков, большею частью и занятия их, твердо определенные законами страны, переходили к потомкам. Первенствующую роль во всех странах играла каста жрецов, служителей богов, ревностно охранявшая свое сословие от вмешательства и вторжения в нее непосвященных, в противном случае грозила народу разными бедствиями, проклятиями и гневом богов. Жрецы вели свое родословие от богов и считались священными и неприкосновенными. Они были народные учители, мудрецы, предсказатели, царские советники, судьи, врачи; обязаны были вести строгую, беспорочную (?) жизнь, соблюдать посты, совершать молитвы и толковать священные книги. Словом, вся духовная жизнь народа была в их руках. Они были носителями цивилизации, они же и губителями ее. Жрецы погубили древнюю Индию, Вавилон, Ассирию, Египет, Палестину, Финикию, Рим, Византию и позднейшие государства. Видимо, богам и их лживым служителям не место в жизни стремящихся к просвещению народов. Следующая, по значению, после жрецов, считалась каста воинов, к которой принадлежали и цари. Каста эта хотя и обладала мощной реальной силой, но законы, издаваемые богами чрез жрецов, ограничивали ее власть и власть царей и делали послушным стадом в руках этих сомнительных носителей цивилизации. Один древний поэт метко изрек: „Где жрец вмешался в жизнь людей, там ты вперед уж не гляди и света белого не жди, — закабалят во тьме кромешной народы, царства и царей, орлов могучих и червей”. Слова эти глубоко верны не только в отношении древнего мира, но и позднейших веков. Разлад между жрецами и воинами, между царями и жреческой кастой, вел государство к катастрофе. Касту жрецов, в виду темноты народной, нелегко было сокрушить, — на ее стороне были боги. После каст жрецов и воинов стояли сословия ремесленников, земледельцев и слуг, черни, всеми презираемой, — парии. Жрецы, как составители священных книг и молитвословий, а также и изобретатели богов, были авторами и гимнов Риг-Веды. Вот почему в гимнах этих они, воспевая с такой восторженностью богов своей страны, силы и явления природы, так осторожно говорят об Асурах, военном сословии Арианы, считая их то благодетельными, когда в них является нужда для защиты страны и ее сложных и дорогих гидротехнических сооружений от внешнего врага, то упрекают их в бездеятельности, называя безумными и нечестивыми, когда в них минет надобность и содержание их ложится тяжелым бременем на мирное население, или когда между жрецами и воинами возникает разлад; в этом случае, самом чувствительном для жрецов, последние даже как бы злорадствуют, когда другое племя Тритсу, по воле бога Индра, идет биться с Асурами, и сам Индра на берегу реки убивает 21 Асура. „Грабитель нечестивый, безумный Асура, (разве не видишь, как) последователь другого культа как мы, нас атакует. О ты, истребляющий твоих врагов, разбей стрелу этому Дасиу” (врагу арийцев). ,,О великолепный Индра, удержи гром врага, желающего нашей смерти. Будь этот враг Дасиу, или Ариа спаси от кончины” ... „Индра выпил возлияние. В увлечении опьянением, он рассечет гору Асуров: он атакует неприятеля”12).
Этими стихами исчерпывается все. Асуры были военным сословием в древней Ариане и очень часто брали верх над кастой жрецов. В виду этого разлада жрецы с своими последователями, после катастрофы в Ариане, доказанной ныне геологическими исследованиями, двинулись на юг, в Пенджаб (пять рек) и далее в Индию, захватив с собой и все священные книги; Асуры пошли, на запад под своим собственным именем и под именем Азов, Асос, Ас, Гетов, Массагетов, Масака и Гетов-Россов, а также Индов-поречах. Земледельцы разнесли из Арианы культ поклонения воде — росе и стали называться: россами, руссами, расами, рашанами, ресами, ресенами, рсою и т. п.О движении на запад Асуров мы находим указание и в Библии: „Асур вышел с востока из страны Сенна-ар (Сенна-Ар — Арии) и построил Ниневию” 13). Это свидетельство Библии, что Ассирия была основана на р. Тигре выходцами из такой восточной страны, где был известен термин Асур, показывает нам, что разыскивать эту страну надо где-то на востоке и именно в Средней Азии. Пророк Иезекил, высланный с другими евреями в начале V в. до Р. X. в Вавилон на р. Ховар, левый приток р. Тигра в Иране, в 31 главе своей книги говорит в аллегорической форме про какое-то мировое потрясение в Азии в стране Асур, „шум, падения” которой „привел в трепет народы”, так что „ушли” оттуда „все народы земли и оставили ее”. В этом сказании ясно указано, что случилось это там, где Господь „затворил бездну, остановил реки ее и задержал большие воды”, т. е. где произошел какой-то большой переворот в речной системе; это действительно и случилось в Арии. В Месопотамии таких переворотов, как показали геологические изыскания, не было. Геродот (V в. до Р. X) говорит, что народы уходили на запад из Азии с лозунгом „земли и воды”. Очевидно, они искали то, что потеряли на родине. Природа Средней Азии, где была Ария, говорит нам, что там не стало земли, потому что ушла вода. Далее Геродот поясняет, что в Азии есть такая равнина, которая со всех сторон окружена горами; из лежащих вокруг гор прежде вытекала одна великая река, поившая земли всех живших там народов, но потом, вследствие обращения ровной долины внутри гор в озеро, из которого впадающие в него реки не имеют выхода, стало недоставать воды летом для поливки полей и т. д. 14). Этот же историк говорит и о наводнениях, происшедших в Ариане вследствии переворота, а именно, о большой реке в Средней Азии Араксе (Аму-Дарья), извивающейся сорока устьями и теряющейся в болотах и топях и только одним рукавом впадающей в Каспийское северную часть моря и только одним в Гарканский залив 16).
            В VI в. до Р. X. в степях Средней Азии еще господствовало, по словам Геродота, весьма сильное и храброе скифское племя Массагетов, с которыми вел войну царь персидский Кир. Но это были уже остатки одичавшего великого племени арийцев. Вся же культурная его часть, судя по сохранившимся историческим памятникам, под именем Асуров, Асов, Гетов (Хетов), Саков, Аров и Россов еще раньше двинулась на юг и запад, наводнила как, сказано выше, Иран, Месопотамию и Сирию, дав особое направление халдейской и ассирийской цивилизации и основав в Малой Азии несколько довольно сильных государств. Одна из таких гетских монархий, бывшая по восточным уступам Киликийских ворот, долинам Евфрата и Сирии, распространившаяся потом до берегов Черного и Средиземного морей и Палестины, просуществовала более тысячелетия 17). Эти-то геты в XIV в. до Р. X. во главе других четырнадцати народов передней Азии восстали против завоевательных стремлений Рамзеса II Сезостриса и сокрушили его могущество, вторгшись даже в Египет.
Барельефы Карабеля, Ибсамбула (Абу Симбел) и Фив изображают Гетов с короткими туловищами, но высокими на ногах, хрящеватыми носами и с подобранными подбородками. Бороды и головы с чубом бриты, усы торчат врозь. На головах высокие конические, барашковые шапки, в рубахах с вышивкой по подолу, сверх которых надеты или кольчуги, или кожаные куртки. На ногах штаны и большие с высокими голенищами сапоги. На руках рукавицы с одним большим пальцем. Вооружение лук, копье и секира.  Эти северяне, сокрушившие могущество Рамзеса II, были никто иные, как Массагеты или просто Геты, о чем говорят и египетские памятники.
Следы бывшего могущества Гетов видны во всех странах западной Азии в виде выбитых на скалах надписей, барельефов с двуглавыми орлами, статуй, развалин храмов и др. Кроме того, присутствие множества слов с арийскими корнями в семитических языках ясно свидетельствуют о высокой культуре этого народа, давшего семитам известное направление в цивилизации. Имена богов и названия древних городов большею частью арийские, например: Асур или Ашур — главное божество Ассирии, вернее — первые обоготворенные завоеватели: Беел или Баал (Ваал) — Белый бог, Мердух или Мардух —дух мертвых, Белтис (богиня) — белая, Набу — небо и др. боги Вавилона; Баг — бог, сар — царь, Балтасар — Белый царь, Салманасар — Соломон — царь; Вавилон — Бабилоно (ворота широкие), Арад (г. Финикиян) — радость, убежище, Гетросия, где ныне Белуджистан, стан Белучей (белых). Руса — провинция к юго-западу от Ирана; Гет, Сакелаг, Аскалон (Ас-Кала) — города в земле филистимлян; 19) в глубокой древности Черное море называлось Асканским, от народа Ас, а Азовское — морем Аза. Личная стража (телохранители) царя Лавида состояла из 600 гетов; любимая жена его Вирсавия была гетеянка 20). В древнееврейском языке есть очень много слов не только арийского корня, но даже русско-славянских, читаемых евреями с правой стороны на левую. Но для исторической науки в семитических языках есть очень важный термин, объясняющий самое происхождение слова казак, а именно, юридический термин „хазака”, означающий право собственности. Казаки или казаки — владельцы этого права, собственники, никому необязанные, никому неподвластные. От этого еврейско-халдейского термина „хазака” или „хозака” произошло и наше слово хозяин, собственник. Наши евреи читают это слово хозак, караимы же, халдеи, арабы и африканские евреи читают хазак 21).
Термин „хазака” состоит из двух слов аз и сака — свободные Азы-Саки, каковыми в действительности и были Геты, как главенствующее сословие, победители.
В старых донских и запорожских актах писалось то казак, то козак.
Авраам, по переселении из Халдеи в землю Ханаанскую, около 2000 г. до Р. X., застал там Гетов или Хетов, живших оседло в благоустроенных городах и отнесшихся к нему с покровительством, как сильный народ к слабому и мирному пастуху 22).Этим все и объясняется, почему в семитических языках — халдейском, ассирийском, финикийском (хотя этот народ был смешанного типа), еврейском, а также персидском (манифест Дария Гистаспа на скале в Багистане — Стане богов) много слов с русско-славянскими корнями, занесенными туда Азами-Гетами, как народом более культурным, чем туземные племена.
Переселение арийцев шло иногда мирным путем, а больше как завоеватели. Впереди шли Асуры-Азы, т. е. военное сословие — Геты, за ними уже мирные землепашцы. Берега Мраморного моря, острова Архипелага и Фракия усеяны памятниками древних Гетов, в виде выбитых на скалах надписей, развалин дворцов и храмов и др. Культура древней Трои и недавно открытая археологом М. Эвансом доисторическая цивилизация на о. Крите, а также этрусские письмена в Италии говорят о великом народе Гетах-Русах, стоявших за 20 веков до нашей эры на высочайшей степени развития, имевших свою письменность и пользовавшихся ею в повседневной жизни 23). Судя по найденным письменным памятникам, с именем Гет всюду тесно связано имя рос, рос, рса, расы, рсены и ресекы, а также термин Ас, означавший первоначально касту воинов, народных героев, а потом богов.
Царь Гетов-Руссов Эней, переселившийся после разгрома Трои в Италию, умирая на чужбине, взывал к древнему богу Арии — Ас-меню, (надгробная плита Энея) 24). Древне этрусский (гет-русский) Марс или Ма-рос занесен Гетами-Руссами в Италию из стран Черноморских, как и Юпитер, Диана и другие боги 25).
-----------
1) „Родина народов арийской расы, где она была и отчего покинута”. А. П. Чайковский, М. 1914 г. Стр. 31—64.  По запискам хивинского хана Абул-Гази, умершего 1665 г., общее русло семи рек Туркестана высохло в конце XVI в.; Библиотека восточных историков”. Т. ІІІ. 1854 г.
---------
2). История казачества. Стр. 157-162. Чайковский. Стр. 272 и 273.
3) Истор. каз. Стр. 159-160. Чайковский. Стр. 66-68 и 335. Р. В., ч. 8, гл. 6, гимн ІІІ —„Зачем переехал ты воды Раса” ...
---------
4) По заключению ученых специалистов, исчезновение главной реки в водной системе, в особенности там, где эта река имеет большое падение, влечет за собой наводнение страны ее притоками. Это и случилось в Арии. Реки Сира и Ямуна прорыли русла себе в Арал только в конце 10 века. Абул-Гази.
5) „Всеобщая история” О. Иегера, стр. 76 - 79 и 238. „Древн. ист. нар. Востока”. Ж. Масперо. Стр. 254 и 270.
6) Аура-Мазда или просто Мазда есть сложное название высшего существа в Авесте. Аура — благой творец ра влаги, воды. Ма — сильный, великий, во многих восточных языках, как, например, в древнееврейском — МА означает море, великое, сильное; Маноах — великий Ной; в арабском маса — господин, также большой сильный; Массагеты — великие Геты. Русское масса — большое скопище — имеет тот же корень. Зда или здо — верх, крыша мира, небо по Авесте, по-славянски — крыша, верх, здания. От этого звезда или светтзда — свет на небе.
----------
7) История казачества. Стр. 44,141 и 161. Иры — так называют себя персы, ирон — осетины, бойар —боевой муж, боярин; армия, Арское поле в Казани, Арзамас. Ардатов, Артания, Армения, Арзерум или Эрзерум и др.
8) Там-же. Стр. 61. Манифест Дария Гистаспа. Стр. 60. Язык Сайван.
9) Р. В. ч. I, 7. XVI § 4. В переводе А. Ланглуа. 1872 г.
10) Там-же. 7. 7, IV § 7-15.
-------------
11) А. П. Чайковский. „Родина народов арийской расы”. Стр. 245—253.
-------------
12) Там же. Стр. 275—276.
13) Кн. I. Бытие. Гл. X. ст. 10 и 11: Гл. XI, ст. 2.
-------------
14) Геродот. Кн. III, 117. Перев. Мищенка.
15) Геродот. I, 105. В перев. Мищенка.
16) География Страбона. Стр. 523. Тот-же перевод.
-------------
17) Ист. каэач. Стр. 106-112. „Древняя История” Элизе Реклю. Стр. 324 и 325.
18) Ист. казач. Стр. 107.
-------------
19) Там же Стр. 107-111.
20) Там же. Стр. 109 -112.
22) Бытие, гл. 23, ст. 3—17.
21) Письменное сообщение ученаго еврея Эпштейна 1916 г. Февраль.



Санскритско русский словарь
САНСКРИТ
РУССКИЙ
Me
Мой
Агни
Огонь, и прозвищие Бога огня (произносим "агонь")
Ади
Один (произносим "адин").
АриÇета
Имя демона, сына Царя Бали.
АриÇти
Содержаться под охраной. Приводить в порядок, выжимать, убивать, управлять
Бặла
Мальчик девочка (баловаться - т.е. вести себя, как ребёнок)
Бặла-бол
Детская болтовня (балабол)
Бадра
Бодрый
БаЊда
Изуродованные, искалеченные
БаЊдин
Арестованный, заключённый
Бол
Говорить, петь (болтать)
Братри
Брат
Братритва
Братство
Будх
Будить
Бху
Быть
Валика
Валик
Вам
Вам
Вар
Варить
Вас
Вас.
Васанта
Весна
Видман
Человек великой учёности ("В1дьма" - так на Украине называют ведьму)
Вражья, дисанта Барбара
Враг
Врана
Рана
Вяк
Говорить (вякать)
Горна
Горн, жара, зной
Граб
Грабить
Грива
Шея
Гудита
Гудеть, играть
Дада
Дядя
Дадитар
Тот, кто даёт
Дашатара
Десятеро (произносим "десятеро")
Двандва
Двойственность
Двар
Дверь
Двая
Два, две
Девар
Деверь
Деха ме Агни
Дай мне огня
Диво
Диво, чудесно сошедший с неба
Дина
День
Драва
Дерево, дрова (произн. "драва")
Дрька
Дырка
Дура
Отвергнувший Бога
Живан, живо
Живой
Ити
Идти, хождение, ходьба, движение
Ка
Как
Кави
Говорить мудрость, каить
Када
Когда
Калюжа
Грязь, засорённый ("калюжа" -так по-украински называется лужа)
Кара
Тюрьма, тюремное заключение
Катарат
Который (произносим "каторый")
Каша
Кашель
Кашчит
Каждый
Коша
Бог войны, сын Бога Агни. От этого - слово "скандал"
Крави
Кровь (произносится крававый)
Кравйặд (кравьа-ад)
Пожирающий мясо
Куккути
Курица (кудахтающая)
Кур
Петух, петь
Кур-ка-ваку
Павлин, петух ("воспевающий Богу слова")
Любх
Любить
Матри
Мать. Матерь
Моду
Мёд
Мри
Умри
Мритью
Мёртвый
Муш
Мышь
Набаса
Небеса
Нава
Новый
Нагнота
Нагота
Нас
Нас
Насика
Нос, носик
Нах
Нам
Ниспад
Ниспадать
Нич
Ночь (по-украински - iч")
Пад
Падать, отпадать
Парада
Передать
Параплавате
Переплывать
Пена
Пена
Пиво
Напиток
Плава
Плывущий
Плавана
Плавание
Праматри
Праматерь
Прапити
Пропить ("прапить, прапойца"). Кош. Кошелёк
Прастара
Простор (произносится прастор)
Прати
Против
Пратиста
Противостоять (говорим пративостояние)
Прия
Приятно
Пурва
Первый
Раса
Роса (произносится "раса")
Рачайтар
Рачитель
Рич
Речь (по-украински - iч")
Руй
Разбивать на куски (по-украински "руйнувати")
Руш
Рушить
Сÿд
Изуродованные, искалеченные
Сад
Садить
Сайа
Сияние
Самана
Шаман, аскет-мистик
Самбара
Собирающий, амбар
Самбарана
Собирание (говорим "сабирать")
Сампад
Совпадение, удача, согласие.
Самья
Держаться вместе (семья).
Сбратри
Собратья (произносится Сабратья)
Сва
Свой, своя (произносим "свая")
Свака
Свояк (произносится сваяк)
Свакр
Свёкр (произносится свёкр)
Свар
Бранить (свара)
Света
Светлый
Светана
Рассвет, прояснение, просветление (по-украински (свiтанок)
Сина
Заготовлять, запасы. (На Украине заготовленная на зиму трава называется "сто")
Сканда
Пропить ("прапить, прапойца"). Кош. Кошелёк
Снеха
Снег
Сото
Сто
Ста
Стать. Остановиться
Ступа
Ступа
Суха
Сухо (произносим "суха")
Сушка
Сушка
Та
Эта, та
Тада
В то время
Тамас
Тьма
Тануте
Тянуть
Тануте
Дикарь, дикий, кудрявый, подлый, низкий человек.
Тат
Тот
Тата
Отец (по-украински - "тато").
Тва
Твой
Твайи
Тебе
Твар
Творить (произ. "тваршпь, тварь")
Те
Те
Титира
Тетерев
То
То
Томо
Темно
Тону
Тонкий
Траса
Трусость, страх, испуг
Трая
Трое, триада
Треба
Третий, трое
Трека
Тройка
Три
Три
Тринцат
Тридцать
Тритие
Третьи
Тришу
В трёх
Убайох
Обеих
Утда
Отдать
Уткрита
Открытый
Утчал
Отчалить, отправиться
Ха
Радоваться, смеяться, веселиться
Хата
Дом (по-украински - "хата").
Хима
Зима
Чатвара
Четверо (говорим "четверо").
Чатур
Четыре
Чатурдацан
Четырнадцать
Чашака
Чаша
Чула
Чулан
Этад
Этот (произносим "этат")
Этам
Это
Эторон
Второй
Юна
Юный

Русский:
Санскрит:
Вас
Вас
Вам
Вам
Нас
Нас
Те
Те
То
То
Тот
Тад (тат)
Этот
Этад (этат)
Когда
Када
Тогда
Тада
Свой
Свая
Твой
Твая
Свояк
Свака
Дядя
Дада (старший родственник)
Брат
Бхратра
Деверь
Деври (девара)
Мать
Матри
 Праматерь
Праматри
Сноха
Снуша
Диво
Диво
Дева
Деви
Речь
Рич
День
Дина
Свет
Швета
Зима
Гима
Снег
Снега (скользкость)

См. книгу Жарниковой С.В. Золотая нить, можно найти в интернете.



Комментариев нет:

Отправить комментарий