пятница, 24 февраля 2017 г.

Вырезка из книги: Фаминцын А. С. Божества древних славян. С-Петербург. 1884г.

Книга на странице "Библиотека"



Фаминцын А. С.  Божества древних славян. С-Петербург. 1884г.
            О Кевскихъ идолахъ неоднократно упоминаетъ Несторъ. Описывая заключение договора Игоря съ Греками (въ 945 г.), летописецъ говорить, что христиане должны были клясться церковью Св. Ильи и предлежащимъ честнымъ крестомъ, "а некрещеная Русь пологають щиты своя и мече свои наги, обруче свое и прочая оружья, да кленутся о всемъ, яже суть написана на харатьи", въ случае же преступления присяги или хрестеянъ, или нехрестеянъ... да будетъ клятъ отъ Бога и отъ Перуна... Приде (Игорь) на холмъ, где стояше Перунъ, покладоша оружье свое, и щиты и золото, и ходи Игорь роте и люди его, елико поганыхъ Руси; а хрестеяную Русь водила роте въ церкви святаго Ильи". Подъ 980 г. Несторъ пишеть: "и нача княжити Володимеръ въ КиевЪ и постави кумиры на холму вне двора теремнаго: Перуна древяна, а главу его сребрену, а усъ злать, и Херса, Дажьбога, и Стрибога, и Симарьгла, и Мокошь …". ПослЪ же крещения своего Владим1ръ (въ 988 г.) приказалъ с кумиры испроврещи, головы осЪчи, а другия огневи предати. Перуна же повеле привязати коневи къ хвосту и влещи съ горы по Боричеву на Ручай, 12 мужа пристави тети (бити) жезльемъ... влекому же ему по Ручаю къ Днепру, плакахуся его неверния людье, еще бо не бяху приняли святаго крещенья; и привлекше, вринуша и въ ДнЪпре... изверже и вЪтръ на рене, и оттоле прослу Перуняна рЪнь, яко же и до сего дне словеть". Въ житии Св. Владим1ра, составленномъ монахомъ Iаковымъ (XI в.), подъ заглав1емъ "Память и похвала Владим1ру (по списку XVI в.), читаемъ: "Поганьскыя богы, пачежъ и бесы, Перуна и Хорса и ины многы попра, и съ круши идолы и отверже всю безбожную лесть". Въ числе вышепоименованныхъ боговъ не находимъ Волоса, одного изъ важнейшихъ боговъ Русскихъ. Это произошло, вероятно, по ошибке, такъ какъ Волосъ несомненно быль извЪстенъ въ КиевЪ, о чемъ сводительствуетъ договоръ Святослава съ Греками (въ 971 г.), въ которомъ встрЪчаемъ выражение: "да имЪемъ клятву отъ Бога, въ его же веруемъ, въ Перуна и въ Волоса скотья бога". Въ Житии блаженаго Володимера" неизвестнаго автора къ сведениямъ, почерпнутымъ изъ Несторовой лЪтописи, прибавлено: "и Волоса идола, его же именоваху скотья бога, поведи въ Почайну веврещи". - Относительно Новгорода Несторъ сообщаетъ подъ 980 г.: "пришедъ Добрыня Ноугороду, постави кумира надъ рекою Волховомъ, и жряху ему людье Ноугородскии аки Богу". Что кумиръ этотъ былъ вероятно истуканъ Перуна, можно судить по словамъ Софийской летописи, въ которой подъ 991 г. читаемъ о его низвержении: "И прииде къ Ноугороду арх1епископъ Якимъ, и требища разори, и Перуна посече и повели веврещи въ Волховъ. И повязавше ужи, влечахутъ и по калу, биюще жезл1емъ и пихающе... и вринуша его въ Волховъ... иде Пидьблянинъ рано на реку... али Перунъ приплы къ берви, и отрину и шестомъ: "ты, рече, Перунище (или: Перушице), до сыти еси ел и пиль, а ныниче поплови прочь". Воспоминание о Перуне сохранилось въ названии Перыньскаго манастыря въ Новгороде. Баронъ Герберштейнъ пишетъ, что Перунъ стоялъ на томъ месте, где находится монастырь Перунск1й. Волосъ быль, несомненно, также известенъ въ Новгороде, - на это указываетъ древнее название одной изъ Новгородскихъ улицъ Волосовою; на ней, по преданию, стоялъ кумиръ Волосовъ, а впоследствии воздвигнута была церковь св. Власия, покровителя скота, какъ известно, заменившаго собою въ христианстве яэыческаго Волоса. Были въ Новгороде и монастырь Волотовъ, и церковь Богоматери на Волотове. Исаия Чудотворецъ по словамъ патерика Киевскаго, раззорялъ языческия капища въ Ростовской области. "Где же идолы обретаетъ, вся огню предаваше", говорится въ житии этого святаго, относимомъ къ XIII в. Въ Ростове же, по преданию, находился идолъ Велеса, который сокрушенъ былъ Св. Авраам1емъ Ростовскимъ (въ XII в.): "Видевъ, же преподобный (Авраамий) прелесть идольскую соущу (въ Ростове) - читаемъ въ повести о водворении Христианства въ Ростове (XVII в.) - не осубо бъ еще пр1яша святое крещение, но чюдескый (или: чюдскый) конецъ поклон я шеся идолу камену". Авраамий встречаетъ старца, который спрашиваетъ его: "что ради скорбя сЪдиши близъ страстнаго сего идола Велеса". ДалЪе читаемъ, что 1оаннъ Богословъ вручнлъ Авраамию трость, съ которою "прииде (Авраамий) къ идолу безъ возбранения, и избоде его тростию во имя 1оанна Богослова" (въ другомъ списке прибавлено: "и абие идолъ Велеса въ прахъ бысть окаянный"). - Во Владим1рскихъ преданияхъ, по словамъ Буслаева, сохранилась память о Волосе, въ наименовании стоявшаго на возвышенности, надъ рекою Каличкою, Волосова Никольскаго монастыря, ныне упраздненнаго. По преданию, Николаевский монастырь воздвигнуть былъ на месте уничтоженнаго языческаго капища, посвященнаго богу Волосу.            До насъ не дошло въ древнихъ письменныхъ памятникахъ описания обряда общественнаго жертвоприношен1я восточныхъ Славянъ. Впрочемъ, картину этого обряда мы находимъ въ двухъ старинныхъ обрядныхъ пЪсняхъ, сообщенныхъ Сахаровымъ. Первая изъ нихъ поется во время ночнаго шеств1я, служащаго изгнанию "коровьей смерти" въ ней изображается умилостивительное жертвоприношение, при которомъ произносится проклятие на смерть (заклинается смерть):
... Старцы старые ...
Колятъ, рубятъ намертво
Весь животъ поднебесной.
На крутой горе, высокоей,
Кипятъ котлы кипуч1е.
Въ техъ котлахъ кипуч1яхъ
Горитъ огнемъ негасимыимъ
Всякъ животъ поднебесной.
Вокругъ  котлов кипучиих
Стоятъ старцы старые,
Поютъ старцы старые
Про животъ, про смерть,
Про весь родъ человЪчь.
Кладутъ старцы старые
На животъ обеть великъ,
Сулять старцы старые
Всему миру животы долгие.
Каиъ на ту ли злую смерть
Кладутъ старцы старые
Проклятьице великое.
 Въ другой песне - святочной, изображено приготовление къ жертвенному закланию козла на Коляду, что, несомненно, подтверждаютъ какъ повторяющийся въ песне несколько разъ припевъ: "Ой, колядка!", такъ и прямое указание въ песне на пение молодцами и девицами "песенъ колядушекъ":
 За  рЪкою за быстрою,
Ой, колядка, ой, колядка!
ЛЪса стоять дремучие,
Въ техь лъсахъ огни горятъ,
Огни горятъ великие,
Вокругъ огней скамьи стоять,
Скамьи стоять дубовыя,
На техъ скамьяхь добры молодцы,
Добры молодцы, красны девицы
Поютъ песни колиодушки.
Ой колиодка, ой колиодка
Въ средине ихъ старикъ садитъ,
Онъ точить свой булатный ножъ.
Котелъ кипитъ горючий,
Возле котлаа козелъ стоитъ,
Хотятъ козла резати.
Ой колядка, ой колядка.
            По совершении общественнаго жертвоприношения следовало съедение мяса жертвеннаго животнаго - жертвенная трапеза (пиршество) и попойка съ играми, песнями и плясками.  Въ заключение считаю нелишнимъ перечислить еще разъ главнейшие моменты, сближающие и отождествляющие св. Георгия съ божествомъ солнца: св. Георгий-"богъ съ небесъ", золотой конь (Хорсъ). Эти два эпитета свидетельствуютъ въ пользу солнечной природы святаго. Георгий - Белбогъ, всадникъ на беломъ коне, "светло-храбрый", златорукий, съ солнцемъ во лбу, народный витязь, победитель злаго духа въ виде дракона, "храбрый" божественный витязь, въ тоже время - податель плодород1я, изобил1я и всякихъ благъ. Онъ, и по природе своей, совпадаетъ съ только что названными двумя представителями весенняго солнца, а также съ представителями припекающаго, способствующаго созреванию плодовъ, летняго солнца: Великорусскимъ Яриломъ и Мало- и Белорусскимъ Купаломъ. Въ то же время, подъ именемъ Рая (Урая) онъ совпадаетъ съ богомъ богатства и изобил1я - Спорышемъ. Какъ податель жениховъ, онъ совпадаетъ съ Ладомъ. Не менее характеристично совпадение св. Георгия, "волчьяго пастыря" и покровителя стадъ, съ Аполлономъ, получившимъ эпитетъ "пастушеский", съ Марсомъ, Геннилемъ-Гонидломъ, которымъ приписывалась забота о благополучии стадъ. Образъ св. Геория, пересаженный на народную почву, очевидно, принялъ въ себя вышеотмеченныя черты вытесненнаго имъ божества солнца, во всехъ разнообразныхъ его проявленияхъ.
            Въ Пермскомъ крае св. Георгий называется "скотопасомъ".  Въ Чухломскомъ и Кологривовскомъ уездахъ (Костром, губ.) окликаютъ въ Юрьевъ день "Егорiяхрабраго" къ которому присоединяютъ и "преподобнаго Макар1я", следующею песнею:
 Мы вокругъ поля ходили,
Егорья окликали,
Макарья величали:
Егор1й ты нашъ храбрый,
Макарий преподобный!
Ты спаси нашу скотинку
Въ поле и за полемъ,
Въ лесу и за лесомъ,
Подъ свЪтлымъ подъ мЪсяцемъ,
Подъ краснымъ солнышкомъ,
Отъ волка отъ хищнаго,
Отъ медведя лютаго,
Отъ зверя лукаваго.

Комментариев нет:

Отправить комментарий