понедельник, 29 августа 2016 г.

О религии

«…. Возможно ли подумать, чтобы человек молодой, живучи в монашестве без всякой печали, довольствуясь пищами и напитками и по всему внешнему виду здоровый, сильный и тучный, не был бы плотских похотей стремлениям подвержен, кои всегда тем больше усиливаются, чем крепче запрещаются. Для сих причин кажется, что молодым вдовым попам и дьяконам надобно позволить второй брак и не постригать прежде лет пятидесяти или, сняв чин священства, позволять быть мирскими чинами. Сюда ж надлежит и пострижение молодых людей прямо в монахи и монахини, которое хотя в нынешние времена и умалилось пред прежним, однако еще много есть излишества, особливо в Малороссии и при синодальных школах. Взгляды, уборы, обходительства, роскоши и прочие поступки везде показывают, что монашество в молодости ничто иное есть, как черным платьем прикрытое блудодеяние и содомство, наносящее знатный ущерб размножению человеческого рода, не упоминая о бывающих детоубивствах, когда законопреступление закрывают злодеянием. Мне кажется, что надобно клобук запретить мужчинам до 50, а женщинам до 45 лет."
М.В. Ломоносов " Рассуждение о размножении и сохранении российского народа."



Раскол.
Андреев В.В. Раскол и его значение.
1) Расколъ въ своемъ происхожденiи является протестомъ земства противъ поглощения его прав центральною властью. Расколъ въ своемъ историческомъ развитiи борется не за старину, а противъ способа введения новыхъ порядковъ безъ спроса земства. Старина для него лишь предлогъ.
2) Политико-религиозныя партiи въ России появляются одновременно съ отменою земскихъ народныхъ правъ, начавшеюся при Дмитрии Донскомъ.
3) Расколъ совпадаетъ по своему появлению съ полною отменою земскихъ правъ, завершенною окончательнымъ закреплениемъ крестьянъ при Алексее Михайловиче.
4) Властолюбiе и рЪзкий нравъ Никона только ускорили появление раскола, которое было неизбежно при господствовавшихъ государственныхъ порядкахъ того времени.
5) Расколъ явился опозицiею не только земскихъ вообще, но и местныхъ, областныхъ правъ и преданiй объединявшимъ и уравнивавшимъ стремленiемъ центральной власти. Отсюда большое число согласiй и толковъ, на которыхъ отразилась этнографическая рознь русскаго населенiя и невозможность единства въ опозицiи раскола.
6) Опозицiя стариннаго новгородскаго севера отразилась въ безпоповщине; опозиция старины московской - въ поповщине.
7) Расколъ какъ протестъ принимаетъ преимущественно тотъ характеръ въ данную эпоху, какой обусловливается слабыми сторонами въ порядке государственнаго управления: въ эпоху религиозныхъ гонений онъ является съ церковнымъ оттенкомъ; при ПетрЪ I и политическихъ гоненияхъ съ оттЪнкомъ политическим, при Екатерине II, по прекращении гонения, но при ненормальномъ социальномъ положении народа и благодаря остающемуся крепостному праву, расколъ принимаетъ оттЪнокъ социальный, экономический. Такимъ образомъ въ истории раскола выдаются три периода: а) расколъ какъ релииозная секта до Петра I; б) какъ политическая опозиция-до Екатерины II; в) какъ промышленная и торговая община съ Екатерины II.
8) Оставаясь опозициею правительству по вопросамъ внутренней политики, расколъ никогда не былъ политически опасенъ России и напротивъ, коренясь въ исконномъ русско-славянскомъ населении, враждуя сначала въ своемъ зародыше съ татарскимъ элементомъ, потомъ съ западно-европейскими нововведениями, и вообще со всЪмъ, что навязывалось извне, расколъ, гонимый изъ центра России на русския окраины, всюду прививалъ русскую народность и содействовалъ какъ обрусению окраинъ государства, такъ и прибретению Россиею новыхъ областей.
9) На отдЪльныхъ согласияхъ и толкахъ раскола отразились особенности разноплеменнаго русскаго населения. Древнеславянская и финская старина имЪла свою долю участия въ образовании сектъ раскола.
10) Влiяние европейскаго запада отразилось у насъ на появлении сектъ духоборцевъ и молоканъ. Если вообще расколъ стоялъ за сравнительно большую свободу и права женщины - что ему придавало особенную общественную силу и значение - то всего больше стоитъ за это молокан-ская секта, прибретшая, благодаря этому и другимъ своимъ правиламъ, большое нравственное влияние.
11) Влияние востока отразилось на релипозныхъ убЪжденияхъ русскаго народа происхождениемъ сектъ: хлыстовской и скопческой. Востокъ ввелъ въ другия секты и согласия элементъ принятия возбуждающихъ средствъ съ религиозными целями.
12) ЕдиновЪрие явилось следствиемъ примирительнаго влияния политики Екатерины II въ отношеши къ расколу. Отмена крепостнаго права и положение о земскихъ правахъ, повели къ подрыву раскола какъ оппозиции.
13) Привелегированныя сословия принимали участие в народномъ расколе, только пока привелегии ихъ были не полны. ВпослЪдствии масонство является отчасти въ роли раскола въ высшемъ обществе, какъ попытка найти умственную пищу. Но расколъ какъ протестъ остается исключительнымъ достояниемъ закрЪпощеннаго народа.
14) Слияние Малороссии съ остальною Россиею имело влияние на расколъ: преследование раскола малороссийскими уроженцами, стоявшими во главе господствующей церкви, придало расколу великорусский характеръ.
15) Крепостное право было главною причиною зарождения раскола какъ народнаго протеста. Болезненное ожидание освобождения родило въ закрепощенныхъ массахъ веру въ пришедшаго искупителя и привело къ образованию хлыстовской секты.
16) Въ истории раскола примечается одно общее явление: чемъ сильнее гонение на него, темъ ожесточеннее его опозиционный характеръ. Какъ скоро прекращаются стеснения -  враждебный властямъ характеръ раскола исчезаетъ.
17) Религиозное настроение массъ, доходящее, благодаря неблагоприятнымъ климатическимъ, гигиеническимъ и социальнымъ условиямъ до mania religiosa (помешательство на вопросахъ рслигиии), безспорно отразилось на расколе и въ особенности на богословскихъ спорахъ последователей его; но вожаки раскола, набирая себе сторонниковъ между теми въ народной массе, въ комъ выказывалась наклонность къ мышлению и умственному развитию, и занимая ихъ религиозными вопросами, сами въ религии видели только предлогъ, а не сущность протеста, олицетворяемаго расколомъ. 

 О совратившихся в раскол с. Торговижского и Молебского завода мужского пола 25 человек, женскаго 57 человек.1826 года. На 4 листах.
23.03.1826г. Предписание исправнику Рязанову о немедленом, на законном основании окончание дела и доложить.

Рапорт исправника Рязанова об окончании дела от 12.04.1826года.

Комментариев нет:

Отправить комментарий