понедельник, 29 августа 2016 г.

В.Шишонко. Пермская летопись.



            При царе Феодоре Ивановиче, когда, въ 1589 году, учреждено въ России достоинство патрiарха, возникъ и новый родъ патриаршихь бояръ, одною только степенью уступавших государевымъ. Бояре получали ежегодно жалованье по 700 руб.
            "Наши патриархи и митрополиты имели в древния времена слишком богатыя имущества!".
1651г. Къ этому присоединялись еще злоупотребления. Въ Новгороде, напримеръ, прихожане открыто торговали Церковными местами и со всякаго, кто желалъ поступить на место священника, дiакона, дьячка, пономаря, даже просвирни, требовали денегъ; за священническия места брали по пятнадцати, двадцати и тридцати рублей, и избирали техъ, кто давалъ больше, а не техъ, кто быль грамотнее и достойнее по жизни. Присылалъ ли самъ владыка къ какой-либо церкви священника, гораздаго грамоте и благочестиваго, прихожане не принимали его, если онъ не давалъ большихъ имъ денегъ. Для устранения этихъ недостатковъ, о которыхъ свидетельствовалъ на Стоглавомъ соборе самъ государь, соборъ постановилъ: а) чтобы въ Москве и во всехъ городахъ открыты были училища, въ которыхъ дети обучались бы "грамате, книжному письму, церковному пенiю и налойному чтению", и такимъ образоиъ приготовлялись на сослужение церкви, и б) чтобы по всемъ епархиямъ прихожане къ своимъ церквамъ, а дворецкие, дьяки или владычные наместники къ церквамъ ружнымъ избирали священниковъ, диаконовъ и прочихъ членовъ причта "искусных и грамате гораздыхъ, и житиемъ непорочныхъ", а денегъ отъ нихъ и мзды себе не требовали и не принимали.
            В небогатых приходах священникам платили денежное довольствие из казны - ругу, кроме того им разрешалось  ружить - осенью ездить по деревням своего прихода и собирать с прихожан пшеницу, муку и другие продукты, для пропитания своей семьи.
            В 1651г.  обнародовано въ Сибири Соборное Уложение царя Алексея Михайловича. Въ Соборномъ Уложении изложены священные обязанности человека къ Богу, къ вере, къ царю, а также правила и обязанности всехъ состояний въ общежитии.
       "Воевода Болтин о XVII столетии: "век тогдашний благовременен был пустосвятству, обману и подлогам; ханжи и лицемеры чудесам не верили, но пользу свою в том обретали; большая часть народа верили и обманщиков обогащали; некоторые, видев обман, говорить, не смели, и таковых было не много. Сколько вещей обыкновенных, простых, ничего не значущих, принято было за святыню, за предмет почтения и уважения".
            По замечанию Щапова, дух противления духовной власти, поношения ея и оскорбления, в это время так усилился в народе, что епархиальные пастыри находились вынужденными "готовиться" действовать, как  уже против явных раскольников. При таком духе противления церковной власти и иерархии, при легком стремлении многих освободиться от церковной власти и суда, могла ли не иметь успеха проповедь раскола - о противлении церковной власти и иерархии?
            Если многие православные явно противились церковной власти, презирали пастырское учение, если многие миряне ни во что не ставили священников, но и епископов и митрополитов, то неудивительно, что возник особый раскол безпоповщинский, который совершенно отверг церковную иерархию".         
Съ сего 1667 года, когда расколъ окончательно былъ осужденъ и отсеченъ отъ церкви на Московскомъ соборе, расколоучители еще более умножились, и съ техъ поръ учение старообрядства все более и более распространялось.

            Большая часть, купленных Демидовыми крепостных крестьян, в Нижегордской губернии - были раскольниками или старообрядцами, беспоповского толка, были и других направлений. Государственные (тяглые) крестьяне, переселившиеся с европейского севера России, были старообрядцы поморского толка.

Комментариев нет:

Отправить комментарий