вторник, 7 января 2025 г.

Летопись Устюга Великого, после 1786г.

 ПРОДОЛЖЕНИЕ

    В лето, от создания мира 6700, а от Рождества Христова 1192 во дни княжения в России благовернаго князя Георгия Всеволодовича, иже и Юрий именовавшеся, сущу от рода Владимира Мономаха, во граде Владимире начальствющаго, ему же град Устюг во владение от брата его Константина Всеволодовича, достался; тогда сокупившеся татара Казанские, пришли на град Устюг и град лестию взяли и разорили; но как о сем услышал великий князь Георгий, послал брата своего Святослава с воинством, он же достигши их победил, многое множество народа попленил и в полон брал и грады их раззорил, сам же благополучно, с великим торжеством, возвратился в свое княжение с город Владимир.

При державе благовернаго князя Константина Всеволодовича Ростовскаго, Устюжскаго уезда, Двинской трети, Устюжской волости, некто земледелец, презревше вся красная мира сего, восприял на ся святый монашеский образ и наречеся имя ему Киприан, сей по восприятии монашества, во граде Устюге Великом, по желанию и усердию сограждан, убежден создати обитель, при граде Устюге, в удобном месте; он же, обходя град и разсматривая приличная к таковому населению монашествующих мест, изобрел место при озерах, за острожною осыпью, на котором и сперва поставил себе малую кельицу, а потом в лета от создания мира 6720, а от Рождества Христова 1212, выше помянутый монах Киприан, начал издавати обитель, во имя пресвятыя Богородицы и святаго Архистратига Михаила: таковое его благородное дело, видевше граждане многия, от иждивения своего, потребная на содержание св. той обители приносили, а некоторые и жительство свое начали оттоле в купе с ним препровождати; он же всех принимал с радостию и любовию, наставляя на путь спасения, образ преподавая многотрудным и не порочным своим житием, како спасение получити и вечных мучений избежати; а потом все свое наследственное движимое имение, такоже и не движимое, т.е. села, деревни, пашенную и не пашенную приложил землю, которую он имел в Устюжской волости и в прочих многих волостях; и тако оттоле тоя Св. обитель нача распространятися и всяким довольством изобиловати.

А преподобный отец монах Киприан наречен был начальником Святая обители и пастырем словеснаго стада.

     В лето от создания мира 6748, а от Рождества Христова 1240, нача злочестивый золотыя орды Царь Батый, который всю землю Российскую опустошил огнем раззоряющий, таже и воевод и байкатов ради собрания дани, по всем градам Российским посадил; они же в России начальсвующе великое христианам насилие и озлобление творили, под которых властию чрез 226 лет несносную дань ему платили, на имя его деньги было деланы, по указу его на церквах наших под крестами полулуние приделано, в знак согласия с нечестивыми их мечетями, которое и до ныне пребывает и давноб уже истребить должно, как оставшийся знак погибели нашей. Второе время, из оных князей татарских, был некто на Устюге Великом правителем и собирателем дани, имянем той Багчи и той Багуй, у некоего гражданина взял за ясак, т.е., дань, ущер-девку, имянем Марию в наложницу себе, с которою и жил не малое время - яко с женою; по сем прийде повеление от Великаго Князя Российскаго Александра Ярославича Невскаго, который был по степени 11-й, а княжении Российском 26-м; но сие было уже по убиении Батыевом, от Угорьскаго Короля Владислава, при сыне его Сартаке, чтоб по всем городам Российским, побити всех татарских мурз, поборщиков баскаков и ясашников, и как сие повеление повсюду начало исполняться, и что уже слышавши девица Мария, яко и Багуя ищут на убиение, сказали ему; он же, иде ко градоначальникам и моляще их, да крестят его в Христианскую веру, и да не убивают его, еже по желанию своему и получа крещен бо бысть и наречено имя ему, во Святом крещении, Иоанн, также и венчашеся, с оною Мариею, по закону христианскому в лето 6775, а от Рождества Христова 1253; по сем новокрещенный Иоанн, некогда седши на коня, поехал за град прохлаждения ради и ловитеси птиц, сущу велику восхоте при успокоиться, сшед убо с коня своего, ради упокоения, привзаше и возлеже на траве и заснув весьма крепко; спящу же ему явися во сне святый Иоанн Предтеча и рече: «новопросвещенный Иоанн постави на семь месте церковь во имя Иоанна Предтечи!», он восставши от сна своего, в ииде во град и поведа видение градоначальникам, по совету которых и по благословению Ростовскаго Митрополита создана бысть на том месте, церковь во имя Иоанна Предтечи; место же оное оттоле и до ныне нарицается «Соколья гора» и даже последи и монастырь устроен бысть.

 В лето 6794, а от Рождества Христова 1268, Князи Ростовские - Димитрий и Константин Борисовичи разделили наследие свое и по жеребью достался Димитрию Борисовичу город Углич - поле да Бело-озеро, а Константину Борисовичу Ростов, да Устюг; он же тогда прииде жити на Устюг Великий.

В лето 6798, а от Рождества Христова 1272, Князи Димитрий и Константин Борисовичи послали из Ростова на Устюг Великий Архиерея Тарасия, для освящения Соборныя церкви Успения Пресвятыя Богородицы, а с ними прислали образ Пресвятыя Богородицы Одигитрии, да колокол Тюрик

В лето 6798, а от Рождества Христова 1276, сентября в 26 день, в субботу в шестом часу дни, преставися, Архангельскаго монастыря насельник, монах Киприан и погребен в том же монастыре близь Святых врат; а по времени над гробом его, создана камнная церковь во имя Преполовения Господня; гроб же его внутрь церкви, за левым крылосом, при стене и над ним устроена гробница, которая и до ныне всеми видима.

В лето 6811, а от Рождества Христова в 1285 июля 3 дня, преставися Св. и праведный Прокопий, Христа-ради, юродивый, Устюжский Чудотворец, друг преподобного отца монаха Киприана, по конец моста, пред Святыми вратами, того Архангельскаго монастыря; тело же его честное, по его завещанию, погребено на берегу реки Сухоны, близь Соборныя церкви Успения Пресвятыя Богородицы и камень, на котором Святый и Праведный Прокопий обыкл часто сидети, взирати на реку Сухону и молити Бога о плавющих, положен на верху гроба его, по его же завещанию; а потом и церковь Святая над гробом его создана и украшена всяким благолепием; а на том месте, на котором, по его преставлении, Архангельскаго монастыря, по край мосту идучи из Собору к монастырю, на правой руке обретено Святое его тело, поставлена была часовня;

а в ней образ Успения Святаго и Праведнаго Прокопия, да крест изваян из белаго камня, на котором распятие Господа нашего изображено; но оный Животворящий крест последи перенесен и поставлен в теплой церкви Введения Пресвятыя Богородицы, в трапезе, по правую сторону, идучи в церковь; а часовни на том месте уже нет.

Во времена сия Святаго и Праведнаго Прокопия было преславное чудо, в церкви Соборной Успения Пресвятыя Богородицы: шло миро от образа Пресвятыя Богородицы и было, грехов наших ради, страшное огненных туч, от четырех стран, с молниями и ужасным громом и разженным камением, на град Устюг Великий нашествие; но молитвами Святаго и праведнаго Прокопия, предстательством же Божией матери, от такого праведнаго гнева Божия и вечныя погибели, град сей Устюг Великий сохранен бысть.

В лето 6883, а от Рождества Христова в 1291, Великий князь Московский Василий Димитриевич, послал воинство свое на Новгородцев, понеже они отреклися ему дань давати, того ради, приказал села и волости разоряти. Они же напротиву того из Великаго Новгорода послали боярина своего Прокопия с воинством на град Устюг в семидесяти на садех, (тако в тогдашние времена, суды речныя наименовались), который приплыв рекою Сухоною к Устюгу, хотя и был во граде, но гражданам ни единаго зла не сотворил, и с Устюга пошел на Кострому и в Нижний-нов-град и деже много зла сотворил: грады их попленил, разграбил и огнем опустоших,

В лето 6906, а от Рождества Христова в 1299, пришли Новгородские начальники и градодержатели ко Архиепископу своему Иоанну, не ктому иже бысть Святый Чудотворец, который ездил на бесе об едину нощь, в Иерусалим; но сей Иоанн аще и тезоименит бе, оному Святитедю Иоанну, на впоследующие времена, ибо между ими преидоша более двое сту лет, глаголюще: «не можем Владыко Святый терпети досады и обиды более от Великаго Князя Василия Дмитриевича Московскаго понеже отнял он у Святыя Софии, Премудрости Божия и у Великаго Ново-града-пригородки, волости и села, також и наследственныя наши вотчины, за которое насилие, хощем мы мстить свою обиду и возвратить наследие наше - чем мы присягою утверждались в верности служить!». Сие слышав Архиерей Иоанн соизволил быть - по желанию их. Они же собравшеся в восьми тысячах воинства, пошли за волок, в воинстве их начальники были посадские люди: Тимофей Юрьев, Юрье Дмитриев, сторожевой голова Василий Борисович, которые и пришли на реку Двину к городку Орлецу в том месте встретил их, Великаго Важеска и погоста Властелин и рече к ним: «Вы Великаго Князя Московскаго, воеводы! По что погост повоевали, ни-менее разграбили?». Но они оттеле пошли на Бело-Озеро и тамо старой погост пожгли и протчия окрестныя веси раззорили и опустошили; новаго же городка, Великога Князя Московскаго Всеволода, с Белозерцами упросили Новгородцев чтоб их боле не раззоряти и, давше им многия дары, возвратилися в домы свои; Новгордцы же пошли на Кубенские волости и все окрест Кубенскаго озера и оерест города Вологды опустошили и раззорили, а оттуда в насадах своих, рекою Сухоною приплыли к городу Устюгу и посад в Черном Прилуке состоящий, под Соколью гору, сожгли и волости и погосты, окрест его, немилостиво опустошили и искоренили.

Комментариев нет:

Отправить комментарий